Все могут короли?
новая дискуссия
Аналитика
6.215
Все могут короли?
Не секрет, что путь к власти долог и тернист. Не каждому дано дойти до отметки, на которой будет написано, что это глава государства. Какого государства? Да какого угодно. Не важно. Это все равно отметка. которая многим не дастся никогда. А некоторые ее и в жизни ее не поставят – эту отметку. Потому что горные вершины далеки и трудно их покорение.
Между тем, получив власть хоть однажды многие в нее влюбляются и не видят себя вне ее, вне власти, вне драйва. Который она дает, вне каждодневного ощущения того, что ты на вершине. И не секрет. что крайне редко встречаются люди отказывающиеся от власти добровольно. Такие уникумы, как Диаклетиан с его капустой попадаются крайне редко. Многие из тех. кто уже был на вершине и не может туда попасть снова из-за ограничений порой забываются и включается в политические процессы за пределами их возможностей. Потому что власть пленит.
В случае же, если представляется возможность удерживать власть долго, этим пользуются и стараются удержаться во власти. Порой изо всех сил. Порой превозмогая здравый смысл. Порой даже идя на преступление. Все это во имя власти.
Современное общество, представляющееся демократическим, говорит о том. Что удержание у власти зависит от оценки тебя населением. Понравишься, или не понравишься? Поддержат, или не поддержат? Согласятся, или не согласятся? И ситуации бывают разные.
С одной стороны, бывшему президенту Алжира Бутефлику не удалось переизбраться на очередной срок в качестве президента (а пробыл он на своем посту почти 20 лет). С другой стороны Роберту Мугабе, после всех тех чудесных экспериментов. которые он провел над многострадальной экономикой Зимбабве (с тачкой груженной деньгами в продовольственный магазин – это о них) умудрился переизбраться в 2013 году (а впервые он избирался в 1980 году) в весьма преклонном возрасте. Правда был скинут переворотом в 2017 году, но это уже детали. Венесуэльскому лидеру Уго Чавесу удалось поменять конституцию и руководить страной больше, чем это изначально допускало законодательство, а его эквадорский коллега Р. Карреа не смог, споткнувшись о референдум по предоставлении права баллотироваться неограниченное число раз.
Так что же отделяет политическую удачу от неудачи. Почему в одном случае сохранение лидера у власти происходит, а в другом нет. Почему иногда общество устает от лидера, а иногда не воспринимает такой усталости? Эти вопросы, конечно же имеют скорее теоретическое значение, но как показывает практика во многом определяют судьбу лидеров, судьбу стран, судьбу народов.
Что делает короля королем?
Лидеры являются лидерами (пусть даже это кто-то пытается опротестовать), ведут себя как лидеры (пусть иногда и экстравагантно и не совсем в такт здравому смыслу), говорят как лидеры (пусть иногда и невпопад). То есть политические лидеры являются лидерами экзистенциально и этому невозможно научить.
Бывают люди, случайные на лидерском месте. Их просто судьбой забросило туда и там они отволокли лямку своего срока правления и тих о и незаметно покинули олимп. Такое тоже бывает. Однако, как правило, все же до высших постов добираются те, кто в действительности является политическим лидером, который способен повести за собой, показать путь и сделать так, чтобы его в этом самом пути не съели и не закопали.
Да, зачастую в процессе следования по намеченному пути возникают издержки. То ссора с кем-то из ближайшего окружения, готовая вылиться на улицы городов. То случайное событие. Возможно даже не твое. Которое заставляет всех встрепенутся и иначе посмотреть на сложившуюся ситуацию. То вообще стечение обстоятельств где-то далеко, за рубежами Родины.
При этом. лидеры делятся на два типа. Те. Которые задумываются над собственным политическим долголетием загодя и те, кто думает об этом только в критической точке, которой. как правило, оказываются выборы. В абсолютном большинстве случаев при этом, лидеры убеждены в том, что их политической карьере выборы не угрожают. То ли потому, что верят, что народ любит их. То ли в том, что все позиции заняты своими людьми. Которые не допустят внезапного обрыва карьеры шефа (а значит и их тоже).
Сейчас прямо на наших глазах разворачиваются две совершенно разные картины попыток продлить свое политическое будущее. Это президент США Д. Трамп и президент Белоруссии А. Лукашенко. Первый случай – это пример, когда каждый шаг был направлен на то, чтобы донести до населения послание «Вы захотите меня переизбрать» и второй, опять же пример, когда политический персонаж заигрывается в свою игру и утверждает тем самым лозунг «никто не помешает мне переизбраться, если я сам этого захочу». Проявлено ли в этих позициях лидерство? Да. Безусловно. Но проявлено оно по-разному, где-то как способность отвечать за взятые на выборах слова, а где то, как бравада перед своими.
Как бы мы не относились к лидерству оно все же имеет объективные характеристики и только отвечая этим характеристикам лидер действительно укрепляет себя в лидерской роли, обеспечивая, таким образом, и себя властью и общество предметом общего внимания. При этом, магнетизм лидерства передается и стране. Хочешь, чтобы твоя страна погрязла в болоте беспросветной тягомотины? Сделай ее парламентской республикой и назначай главой правительства беспросветных серостей. Вот тебе – Япония. Вот тебе – Италия.
Рецепты выживания
На самом деле ничего секретного в политическом долголетии нет. Небольшая совокупность вполне себе простых рецептов может сделать кого угодно политическим долгожителем. Вот только не у всех получается следовать этим простым рецептам. Лидер должен обладать четырьмя качествами без которых он уже не лидер, либо вскоре не лидер.
Первое. Лидер должен внушать окружающим уверенность в том, что там, где он – там и власть. Нет ничего позорнее и скоротечнее чем колеблющийся лидер. Колеблющийся лидер теряет и своих сподвижников, и качество политической игры. Лидер может менять курс. Но не должен менять твердость руки на штурвале. Слабостей и трусости ему не простят больше, нежели чем даже явных ошибок, даже приводящих к жертвам.
Второе. Лидер должен знать куда идет, быть ведущим, а не ведомым. Даже в том случае, если на какое-то время главную скрипку играет кто-то другой именно лидер должен показать, что это именно его распоряжением поставлен этот ведущий, а он сам исполняет функцию мудрого наставника, который в нужную минуту готов подхватить штурвал и привести корабль в нужную гавань.
Третье. Лидер должен осознавать реальность, понимать риски, с которыми он столкнется в рамках политической деятельности. Именно не учет рисков и проблем в значительном числе случаев стоили лидеру его статуса. Иногда лидеры поступают так, что кажется, что их действия нерациональны и крайне противоречивы. Если это так, что такой лидер. Скорее всего, вскоре утратит свои позиции. Если нет и на самом деле просто у общества нет всей полноты информации (а так оно бывает чаще всего), что приводит в конечном итоге к возникновению кризисов. Которые лидеру пережить уже не суждено. Правда, понимание рисков вовсе не означает понимания того, как эти риски купировать или не допустить их последствий. Хотя в большей степени здесь речь должна идти о свойстве лидера убедить окружающих в том, что реальность такова, какой он ее считает.
И. наконец четвертое, заключительное. Лидер должен оставаться актуальным, он всегда должен быть готов ответить на два вопроса. Первый - зачем он нужен народу прямо сейчас, второй – почему народ должен доверить себя лидеру еще раз, учитывая сколько лет было у него раньше, но то, что он хочет сейчас сделано еще не было.
Эти четыре принципа являются на мой взгляд краеугольными камнями в любом лидерстве. Они же, служат своеобразным детектором, когда можно сказать сохранится лидер у власти, или будет сметен историческим процессом. В абсолютном большинстве случаев речь идет о том, что, утратив соответствующие свойства, политический лидер вместе с ними утрачивает и власть.
Если Путин это не кандидат 2024
Пот собственно мы и добрались к главному рассуждению. Скоро голосование по поправкам в Конституцию. К ним я отношусь с пониманием того, что они нужны (точнее нужна их треть, которая про перераспределение функций государственных органов, все остальное, либо перетаскивание на конституционный уровень того, что есть в отраслевом законодательстве, либо пряники для населения, чтобы пришли, чтобы проголосовали). Более того, с пониманием, что за эти поправки проголосуют.
Хотя пока что многие из поправок в Конституцию – это кот в мешке. Мы об их содержании знаем только из тесной формулировки нормы, но мало представляем, что же будет в самом содержании предложенных изменений.
Несмотря на то, что закон о поправках в Конституцию предполагает в том числе и возможность В.В. Путину баллотироваться на очередных президентских выборах 2024 года мне представляется, что он этого делать не будет. Вероятно, соответствующее правило «обнуления» необходимо как какой-то резервный вариант, парашют, позволяющий в случае какой-то существенной проблемы подхватить штурвал управления государством и обеспечить продолжение и дальнейшего стабильного развития страны.
Что позволяет говорить о том, что это так? На самом деле вся совокупность действий Путина в конце прошлого и начале нынешнего года. Это и конституционная реформа до конца не понятая гражданами и многими рассматривающаяся исключительно в свете «захотел обнулиться», что разумеется не верно. Это нарушение третьего правила, сформулированного ранее. Добровольное нарушение.
Это и добровольная передача другим роли первой скрипки в решении тех или иных проблем, стоящих перед обществом. Речь идет в частности о борьбе с короновирусом в рамках которой большую часть идей и решений пытался генерировать московский мэр Собянин, хотя и не вполне удачно. В критические моменты Путину лично приходилось вмешиваться в ситуацию и направлять действия регионов по решению кризисной ситуации. Это нарушение второго правила, сформулированного ранее. Добровольное нарушение.
К этому можно добавить и кажущуюся пассивность в тех или иных вопросах, позволяющую задуматься о том, насколько план политических действий и решений сопрягается с реальностью. А это нарушение четвертого правила, вкупе с первым. Полагаю, что это также добровольное нарушение.
Зачем же идут все эти нарушения? Возможно для того, чтобы создать систему, управления адаптированную к вызовам и не зависящую от личности управляющего. Для того, чтобы сформировать систему управления Россией после Путина и без Путина и протестировать ее. Вопрос только когда именно в 2024, или далее.
Если Путин - это кандидат 2024
Если все же Владимир Владимирович Путин в 2024 году решит воспользоваться правилом обнуления сроков президентства и будет баллотироваться на должность президента? В таком случае он должен следовать названным ранее универсальным правилам.
В первую очередь он должен продолжать демонстрировать уверенность в преодолении трудностей и вызовов в числе которых на первую позицию выходит уже не короновирус, а последствия экономического кризиса. План восстановления экономики уже был представлен президенту председателем правительства, однако потребовал доработок и изменений. В этом вопросе можно не сомневаться. В.В. Путин умеет вселять уверенность, придавать этой уверенности смысловое наполнение.
Во-вторых, необходимо вновь вернуть себе первую роль. Не условный Собянин (короновирус) или Мишустин (экономический кризис) должны быть главными акторами политической работы по основным направлениям, а лично В.В. Путин. Его значимость для решения данных проблем должна не просто быть, но и подчеркиваться, всячески демонстрироваться. В результате этого должно отпасть и стремление некоторых властных кругов поделить власть на пока еще занятом президентском кресле.
В-третьих, президенту нужно будет продолжать демонстрировать знание проблем общества и демонстрировать готовность работать по данным направлениям. В настоящее время, кстати Путин это демонстрирует, проводя совещания по равным областям жизни в стране от промышленности и чрезвычайных ситуаций до семьи и культуры) и демонстрируя осведомленность в тех нюансах, которые имеются в данной проблематике.
И если все это вполне сопрягается с ежедневной деятельностью президента и демонстрируется обществу нужно только изменить тональность и угол зрения, и соответствующие решения снова будут играть в пользу лидера, то еще одна вещь является ключевой – это актуальность. Лидер должен давать обществу план действий, завораживать идеей, которая будет доминировать в общественном сознании. До настоящего времени Путин предложил две такие идеи. Первая – это восстановление государственности в начале 00-х годов и экономическое развитие страны (удвоение ВВП и национальные проекты). Вторая – это восстановление роли России в мире и безопасность страны (после Мюнхенской речи и все десятилетие, вплоть до памятного послания Федеральному Собранию в 2018 года).
Сейчас, в случае, если В.В. Путин не готовит площадку для нового президента, а собирается сам дальше управлять страной, должна быть поставлена новая цель, которая покажет, что президент актуализирует жизнь страны новым направлением развития. Гипотетически им может быть укрепление России на постсоветском пространстве и в мире в совокупности с масштабным промышленным развитием.
Увидим ли мы такой представляемый план или нет? Не знаю. Но если этого не сделать, то сохранить В.В. Путину лидерство в условиях почти четверть векового срока пребывания на высших государственных должностях (председатель правительства, президент) будет неимоверно сложно. Понаблюдаем.
Отредактировано: ConstB - 08 июн 2020 13:52:38