Когда в 1833 году Парламент принял Slavery Abolition Act, то
государство решило выкупить оставшихся рабов у их владельцев. Само по себе
владение рабами было запрещено на территории Англии ещё с 1772 года, судейским решением по делу Сомерсетта,
но англичане работали перекупщиками, перевозя рабов из Африки в США, используя Британию как перевалочную базу. Какие рабы? Это, эээ, специальный груз.
Эту лазейку и прикрыли.
Новый акт запрещал владеть британцам рабами и в колониях, а также освобождал рабов, принадлежащих юридическим лицам — таким, как Ост-Индская Компания (с задержками, в 1843 году).
Но у нас же верховенство права, частная собственность и личные интересы кучи законников и достопочтенных джентльменов! Приличные люди потеряют деньги!
В итоге было принято решение... какое? Верно — выкупные платежи. Нельзя же просто так взять и отменить, говорит нам Шон Бин.
Какой это был ад, вы, вероятно, представляете по истории с выкупными платежами после отмены крепостного права в России — там помещикам тоже полагались компенсации, растянутые на 49 лет.
Великобритания потратила £20 000 000 (двадцать миллионов фунтов) в тогдашних ценах,
40% своего годового бюджета на выплаты компенсаций работорговцам. В нынешних ценах это примерно семнадцать миллиардов фунтов стерлингов.
Собственно,
сумма настолько велика, что последние платежи были завершены только в 2015 году. Вдумайтесь —
пять лет назад британское правительство ещё выплачивало какие-то компенсационные деньги потомкам рабовладельцев, потому что в 1833 году весь живой товар освободили и помешали солидным господам вести бизнес. То есть
каждый обычный налогоплательщик в Британии два века подряд волей-неволей вкладывался своим пенни в компенсации работорговцам.
Да, в том числе и чёрное и цветное и азиатское население, конечно.
Списки людей и юридических лиц, получивших компенсации, можно посмотреть на этом сайте:
https://www.ucl.ac.uk/lbs/ Там же доступны карты и описания поместий плантаторов на Ямайке, Барбадосе и Гренаде. Всего
компенсации получили примерно 47 000 человек — от членов Парламента и духовных лиц, типа епископа Эксетерского, до обычных плантаторов на Карибах.Британцы ценны тем, что всё дотошно пишут в архивы.