В настоящее время очевидно, что европейская экономика как хозяйственный комплекс будет восстанавливаться неравномерно. Основная тенденция – экономическая и политическая фрагментация ЕС. Намеченные контуры – попытка сохранения производящего ядра флагманских экономик Германии и Франции и вычленение из этого процесса потребляющей периферии.
Решение Верховного суда ФРГ о верховенстве внутреннего законодательства над международным означает начало фактического выхода Германии из финансовой (а далее – политической) системы ЕС. При этом консультации Канцлера ФРГ Меркель и президента Франции Макрона о «выделении субсидий странам, наиболее пострадавшим от КОВИД-19», по сути, является формой тактической поддержки собственного производителя в части обеспечения восстановления сбыта накопившегося за время ограничений неликвида.
С точки зрения российских интересов этот процесс обременён рядом негативных стратегических факторов.
Попадание ЕС в зону влияния США означает его ослабление путём дальнейшего расчленения на региональные фрагменты. Это нарушит хозяйственные кооперационные связи, ослабит производственный потенциал и поставит в зависимость от импорта. В логике этого процесса ускоренной деиндустриализации ЕС следует ожидать обвального обрушения спроса на российские энергоносители.
Вероятный в стратегической перспективе выход Германии из ЕС на фоне общей европейской деиндустриализации создаёт дополнительную аргументацию для реализации «Северного потока-2». Его смысл для Германии заключался в переводе в 2024 году электрогенерации на основу природного газа, а также в создании европейского газового хаба.
Роль европейского газораспределителя рассматривалась Германией как укрепление суверенных позиций европейского лидера и способ укрепления внутриевропейских экономических связей. В текущей проекции это теряет смысл. Не исключено, что решение Германии о включении СП-2 в Европейскую газовую директиву продиктовано именно этими соображениями.
В политической оптике задолго до карантинных ограничений наблюдался инспирированный США процесс раскола между Польшей и странами Прибалтики – с одной стороны – и Германией – с другой. Особо явно это проявилось в позиции по СП-2. Фактически можно говорить о расколе Европы по линии СП-2. Крайне важно, что США в этом вопросе используют Украину с её транзитными интересами уже как средство давления не на Россию, а на Германию.
Но следует обращать внимание и на антироссийскую политическую агрессивность указанных стран. Не случайно они представляют географическое окружение Калининградской области, по факту – административный буфер. При сохранении тенденции раскола ЕС и оформлении его территории как зоны влияния США с параллельным снижением политического веса Германии это чревато крайним обострением обстановки вокруг этого российского эксклава.
Принятая в октябре 2019 года Декларация Европарламента о приравнивании коммунизма к нацизму – это шаг к созданию юридической платформы «антироссийского Нюрнберга» с последующим обвинением в оккупации этой территории.
Следует обратить пристальное внимание на усиление тенденций к образованию нового надблокового альянса с австрийским ядром и периферией – Венгрией, Словакией, Словенией и Хорватией. В настоящее время в этом кластере проявляется синхронизация выхода из карантинных ограничений, а также транслируется австроцентричный нейтралистский подход к узловым европейским проблемам.
В частности, можно отметить сенсационный акт политического руководства Хорватии, которое 22 апреля, несмотря на эпидемические ограничения, в полном составе: президент, премьер, спикер парламента – возложило цветы в мемориальном комплексе на месте усташевского лагеря смерти, в котором уничтожались преимущественно сербы.
Этот узел представляет для России стратегический интерес с точки зрения энергетической логистики. Словакия – транзитный газовый рехаб. Словения планировалась как перспективный рехаб на Балканы, север Италии и, что немаловажно, альтернатива Словакии, то есть украинскому ГТК.
В новых условиях очевидно, что газ из СП-2 до этого региона не дойдёт. Соответственно, политический центр тяжести смещается в сторону «Турецкого потока» и сопряжённых с ним геостратегических проблем, которые в конечном счёте фокусируются в этом регионе.
В настоящий момент Германия утрачивает контроль над этой зоной. В частности, накануне карантина подал в отставку прогерманский премьер Словении Марья Шарец. Но заменивший его ультраправый проамериканист Янез Янша сейчас подвергается массированному давлению общественности и парламента.
Можно уверенно предполагать, что канцлер Австрии Себастьян Курц перехватывает у Германии контроль над зоной австрийских стратегических интересов. Пассивность России в этом регионе нарождающегося нового центра силы в Европе может крайне негативно сказаться на возможностях отстаивать свои интересы в этом узле.
«Турецкий поток», как и предсказывал ряд независимых экспертов, становится в руках президента Турции Эрдогана рычагом политического манипулирования Россией. Турция в 2020 в семь раз сократила импорт российского газа - с 1,14 млрд. куб. м до 210 миллионов кубометров.
Но тенденция обвального падения началась ещё в 2018 году синфазно обострению политических отношения России и Турции вокруг Сирии и Ливии. По сравнению с рекордом 2017 года, когда Турция закупила 29 млрд. куб. м российского газа, в 2018 объем рухнул до 23,96 млрд. куб., а в 2019 - на 40% до 15,5 млрд. куб. м.
В этих условиях запущенный в 2019 году «Турецкий поток» объемом в 15,75 млрд. кубометров вероятнее всего будет невостребован. По мартовским данным в сумме «Голубой поток» и «Турецкий поток» были задействованы примерно на 10 процентов от совокупной мощности.
Причина – не только в конкурентном демпинге сжиженного газа. Главное – политическое давление Анкары на Москву. На фоне сокращения европейского потребления газа игнорировать этот фактор не получится. Тем более что газ начал поступать в Турцию из Азербайджана по ГТС TANAP по системе «бери или плати».
Анкара уже недвусмысленно пытается завязать новый антироссийский военно-политический узел в Закавказье, используя Азербайджан. 22 мая в приграничных с Арменией территориях стартовали беспрецедентные по масштабу (10 тыс военнослужащих) учения азербайджанской армии с использованием наступательных вооружений.
Причём, согласно
официальному заявлению Минобороны Азербайджана симметричные действия со стороны Армении рассматривались как casus belli. Небезынтересно, что, согласно информации из армянских и иранских источников, факт этой публикации нарушил планы Турции втянуть в этот конфликт страны ОДКБ.
Немало проблем возникает и на китайском газомагистральном направлении. В конце мая была признана проблема с Чаядинским месторождением – основным источником заполнения трубы газопровода «Сила Сибири». Из-за ошибок в геологоразведке это месторождение заведомо может не выйти на проектную мощность.
Институт Русских стратегий - РУССТРАТ