Сможет ли Евгений Примаков начать новый этап в жизни Россотрудничества?25 июня президент России Владимир Путин подписал Указ о назначении Евгения Примакова руководителем Россотрудничества.
Примаковы – наследственные государственники, заслуги деда известны стране больше по правительству Примакова – Маслюкова и развороту над Атлантикой во время нашествия США на Сербию. По работе Примакова востоковедом и руководителем СВР, понятное дело, известно мало чего, но то, что известно, заслуживает уважения.
Назначение Примакова главой Россотрудничества встречено в ТГ-сообществе по-разному. Кто-то выражает осторожный оптимизм, кто-то полон скепсиса. Скептически настроены в основном радикалы, часто путающие МИД с Министерством обороны и требующие от российских международных организаций в СНГ жёсткого и агрессивного поведения.
Они считают должность главы Россотрудничества «расстрельной», а саму организацию настолько безнадёжной, что лучше её полностью распустить и набрать новую, чем ставить в её главе любого, даже самого хорошего руководителя.
На самом деле такой организационный романтизм есть наивное понимание сущности и сути международной политики вообще и российской политики в частности. Дело не в том, кто и что возглавляет, а в том, что все такие институты есть проводники политики государства на определённом отрезке времени.
По этой причине важна не кандидатура руководителя, а стратегия государства на этом направлении. Назначение Евгения Примакова говорит о том, что стратегия новая, и ему её реализовывать.
Требовать от Примакова хрущёвских криков «Мы вас похороним» так же нелепо, как требовать от Штирлица ходить по бункеру Гитлера в будёновке. Российская внешняя политика имеет площадки для диалога самых разных по ориентации кругов, и это азы внешней политики государства.
Пессимизм в отношении Россотрудничества в том плане, что там лучше всё распустить и построить с нуля – это как предложить Берии после Ягоды и Ежова распустить НКВД и создать что-то новое. Это непрофессиональная идея, если говорить мягко. Чтобы сделать организацию более эффективной, на надо её уничтожать, надо лишь набрать другие кадры и написать для них другие инструкции.
Россотрудничество должно стать штабом мягкой силы России в СНГ. Для этого кандидатура Примакова интересна. Примаков не в вакууме работает, он имеет «на флангах» множество «соседей», делающих своё дело, но подчинённых одной стратегии – тонкой настройке отношений с постсоветскими элитами.
Примаков прекрасно понимает суть этих элит, но это дипломатическая работа, а дипломатия никогда не могла стать оторванной от стратегии государства. Была стратегия «сушить вёсла» - Россотрудничество возглавляли формальные личности. Возможно, пришла команда «грести» - вот и пришли другие рулевые.
Многие интеграционные институты в СНГ были созданы на будущее и потому пребывали в спящем состоянии. Политика делалась не через них. Теперь, возможно, они станут активными приводными ремнями нового курса.
Назначение Примакова главой Россотрудничества, возможно, означает переход к активной фазе политики России в СНГ, но многое зависит от самого Примакова – сможет ли он осуществить символический разворот над Атлантикой или СНГ? Начнет ли при нем Россотрудничество заниматься не балалайками, как он сам об этом писал, и не раз, а начать заниматься реальной работой с элитами постсоветских стран? Конечно, стальным кулаком, но в лайковой, мягкой перчатке.
Быстрых результатов ожидать, несомненно, не стоит. Любая большая структура имеет инерцию своего движения. От трех до шести месяцев уйдет на разгребание авгиевых конюшен, накопленных предшественниками. Плюс есть уже ранее утвержденные планы работы на 2020 год.
Поэтому до начала следующего, 2021 года, сложно ожидать что-то нового и кардинального. Тем не менее, вопрос заместителей и руководителей отдельных направлений – очень важен, уже по ним можно будет давать оценку перспектив будущей работы. Потому что кадры – это многое, если не все.
Январь понятен, как и февраль – страна будет отходить от Нового года. Реальная работа новой команды по сверстанным новым планам начнется не раньше весны 2021 года. Соответственно, уже ближе к маю-июню следующего года уже можно будет что-то начать говорить - то ли петь здравицы, то ли снова посыпать голову пеплом.
Мы, Институт русских стратегий, со своей стороны заинтересованы в том, чтобы Евгений Примаков начал качественно новый этап в жизни Россотрудничества, тот этап, за который ни стране, ни экспертному сообществу не будет стыдно, и готовы ему оказать в этом любую, в том числе, и кадровую, и концептуальную поддержку.