В 1834 г. профессором Дерптского университета Морисом Германом фон Якоби был создан первый в мире пригодный для практического применения электродвигатель. Из всей европейской научной общественности реальный интерес к этому новому техническому устройству был проявлен только Российской академией наук.----
В 1837 г. Якоби навсегда переезжает в Россию, поселяется в Петербурге на Николаевской набережной, д. 1, принимает российское подданство и до конца жизни считает Россию своей второй родиной. Теперь он – Борис Семёнович Якоби.
Начальный этап работы Комиссии был связан с организацией мастерской и оснащением ее всем необходимым оборудованием. Почти все приборы были изготовлены по чертежам самого Якоби, часть из них (различные гальванометры, реохорды, регулятор сопротивления и др.) надолго вошла в практику электрических измерений. Эта небольшая петербургская мастерская стала центром исследований по созданию первого в мире электрохода. Якоби лично руководил всеми работами по изготовлению и сборке электрической машины, большую помощь на всех этапах работы ему оказал академик Э.X. Ленц.
С января 1838 г. Якоби занимался проектированием, сборкой двигателя и исследованием его характеристик. На начальном этапе исследований электродвигатель приходилось создавать методом проб и ошибок, букваль¬но отыскивать на ощупь верные конструкторские решения, поскольку законы, определяющие построение двигателя такого типа, были абсолютно не изучены. Якоби и Ленцем был получен целый ряд теоретических результатов и инженерных решений, которые во многом определили конструкцию современных электродвигателей. В 1838 г. Якоби разработал несколько новых моделей электрических двигателей, при этом
основные особенности конструкции двигателя 1834 г. сохранились. С целью увеличения мощности Якоби пытался создать сборную конструкцию, объединявшую несколько двигателей на одном валу. Для двигателя 1838 г. Якоби разработал новую модель коммутатора, но она оказалась неудачной и Комиссия рекомендовала ему вернуться к прежней модели.
К лету 1838 г. морское ведомство предоставило Комиссии восьми-вёсельное судно, на котором планировалось устанавливать попеременно две машины различной конструкции. Первые испытания электродвигателя вселяли большие надежды, хотя скорость судна была невелика. В течение нескольких месяцев члены комиссии совершали плавание на электроходе не только по каналам, но и по самой Неве даже против течения.
13 сентября 1838 г. произошло знаменательное событие: на Неве прошли первые официальные испытания электрохода. Его длина составляла около 8 м, ширина 2.3 м. Судно могло принять на борт 14 пассажиров. Мощность каждого двигателя, входящего в сборную конструкцию двигателя, колебалась в пределах 117.5 — 470 Вт. В качестве движителя использовали гребные колеса. Источник энергии — 320 установленных вдоль бортов медно-цинковых гальванических элементов. При этом груз оказался неудачно размещен, в результате чего лодка чрезмерно погрузилась носом, что уменьшило ее скорость. Недочеты, допущенные при изготовлении двигателя, также препятствовали использованию мощности батареи в полной мере.
Несмотря на все недостатки, члены Комиссии с воодушевлением восприняли результаты первых испытаний электрохода. С.А. Бурачек писал по этому поводу: «
В летописях практической механики не было еще примера, чтобы какой-нибудь движитель, только что придуманный, едва измеримый, был сразу же удовлетворительно применен к движению машин. Самые грубые осязательные движители требовали несколько десятилетий для постепенных попыток, требовали тысячи умов теоретических и практических для решения вопроса удовлетворительно со всех сторон. Если ко всему этому взять еще в рассуждение, что природа и законы электромагнетизма до сих пор так мало известны, что эта невидимая сила едва уловима в ее действиях и путях, то по всей справедливости можно сказать, что труды Комиссии, Высочайше утвержденной для приложения электромагнетизма к движению машин, при первом опыте увенчались успехом слишком достаточным».
Испытания в 1838 г. повторяли неоднократно до окончания навигации на Неве и возобновили в августе 1839 г. после некоторого усовершенствования установки. В ноябре 1838 г. на заседании Комиссии Якоби предложил в течение зимы устранить все недостатки, собрать более мощную машину и продолжить опыты в следующее лето. Комиссия приняла предложение Якоби, отметив, что даже если опыты не принесут желаемого результата, работа Комиссии будет не напрасной, так как многие научные факты, открытые в ходе ее работы, будут способствовать дальнейшему развитию как самой электротехники, так и ее приложений. Решено было продолжать работу Комиссии в 1839 г. Император 10 декабря 1839 г. на донесении Комиссии написал резолюцию: «Опыты необходимо продолжать с должным тщанием». Работа Комиссии должна была дать ответ на вопрос о перспективности дальнейшей разработки электроходов в сравнении с паровыми судами.
-----
8 августа 1839 г. состоялось публичное испытание электрохода, в котором принимали участие глава флота великий князь Константин Николаевич и С.С. Уваров. Лодка плавала в течение 7 часов с 14 пассажирами (даже против течения и ветра) со скоростью около 4.2 км/ч. Испытания дали лучшие результаты, но и они были еще далеки от желаемых.
Гальваническая батарея оставалась слишком неэкономичным источником тока. Тем не менее опыты Якоби получили благоприятный отклик во всем ученом мире.
М. Фарадей прислал Якоби восторженное письмо:
«Я душевнейшим образом желаю, чтобы Ваши большие труды получили большую награду, которую они заслуживают. Как подумаю только об электромагнитной машине на «Great Western» или «British Queen» и отправке в плавание по Атлантическому океану или даже в Ост-Индию! Какое это было бы славное дело!».------
продолжение
http://rusdarpa.ru/?p=297