В предыдущей статье «
Измена Мазепы и погром казачьих вольностей царём Петром» было показано, как в период царствования Петра было проведено «знатное усекновение» казачьих вольностей в ответ на измену малороссийского гетмана Мазепы и восстание донского атамана Булавина. 28 января 1725 года Пётр Великий умер. За время своего царствования он совершил много великих дел, но немало и злодеяний и ошибок. Одной из самых мрачных страниц его царствования является убийство сына, наследника престола, царевича Алексея Петровича. Этим чудовищным актом были поражены даже грубые нравы современников и никакого оправдания этому варварскому злодеянию в
истории не находится.
Царевич, по определению тех, кто хорошо знал всех троих, умом и характером был в деда Алексея Михайловича и не имел ничего общего с психопатическим характером своего отца. По определению самого Петра: «Бог разумом его не обидел». Алексей был хорошо образован, женат на сестре австрийской императрицы и имел от неё сына Петра Алексеевича. Отношения царевича с отцом и его окружением никогда не были тёплыми и сердечными, а после рождения у царя Петра от Екатерины сына Петра Петровича и вовсе испортились.
Беспородное окружение Петра, прежде всего Екатерина и Меньшиков, стали добиваться от царя изменения порядка престолонаследования и это им удалось. К удивлению Петра, царевич Алексей легко отрёкся от права на престол и даже согласился на требование отца подстричься в монахи. Но Пётр не верил в лояльность сына, а особенно его сторонников (являвшихся одновременно противниками многих бездумных петровских реформ) и решил постоянно держать его при себе. Находясь с визитом в Дании, он вызвал туда сына. Алексей почувствовал опасность и по совету единомышленников вместо Дании отправился в Вену под защиту свояка, австрийского императора Карла VI, который укрыл его в надёжном месте.
Петру, фактически обманным путём, удалось вернуть сына в страну, осудить и казнить по сфабрикованному обвинению. Алексей был опасен лишь тем, что иногда говорил доверенным лицам, что после смерти отца многие из его окружения будут сидеть на кольях. Однако в монархическую эпоху подобное отношение принцев к отцовским вельможам было скорее типичным, чем исключительным и только отъявленные тираны считали это обстоятельство достаточным для репрессирования наследных принцев. Стремясь не войти в историю как сыноубийца, Пётр поступил исключительно лицемерно. Он отдал сына на суд Сената, то есть на суд вельмож, многих из которых царевич и грозился посадить на колья после смерти отца. Этим убийством Пётр подрывал свой род и законную династию рода Романовых по мужской линии. Из-за этого безумного акта московский престол в течение почти столетия замещался случайными лицами сначала по прямой женской линии, а потом и вовсе случайными лицами.
Царевич Алексей был принесён в жертву фанатизму и реформам, вводимым Петром, но ещё более того семейным интригам и гарантиям безопасности его нового беспородного окружения и сына Петра Петровича, рождённого от Екатерины. Своим решением Пётр создал опасный прецедент по нарушению правил престолонаследия и правление его преемников сопровождалось многочисленными дворцовыми переворотами и властью всесильных временщиков. Не прошло и года после убийства Алексея, как новый наследник Пётр Петрович, дегенерат от рождения, также умер. Пётр I, покорившись судьбе, оставил вопрос престолонаследия открытым.
Рис.1 Пётр I и царевич Алексей
Короткое правление Екатерины I и Петра II мало отразилось на казачестве. Днепровские казаки тяготились деятельностью петербургской коллегии и просили императора даровать им гетмана. Пётр II закрыл коллегию и гетманом был избран Даниил Апостол. После безвременной кончины императора Петра II прервалась мужская линия Романовых и начался длительный период «бабьего» правления. Первой императрицей в этом ряду была Анна Иоанновна.
Её правление характеризовалось засильем иноземцев в делах внутренних и сознанием своей воинской силы в делах внешних. Россия активно вмешивалась в дела Польши. Польша управлялась королями избираемыми шляхтой, причём кандидаты активно поддерживались или отвергались соседними государствами. Хорошим основанием для вмешательства во внутренние дела Польши было её разноплеменное население к тому же исповедовавшее разные религии. С Турцией не прекращались трения по пограничным вопросам. Но Турция втянулась в тяжёлую войну с Персией и всячески шла на уступки России в стремлении сохранить мир в Черномории. В царствование Анны Иоанновны велись почти беспрерывные войны, в которых казачьи войска принимали самое активное участие. В 1733 году после смерти польского короля Августа II в Польше возникла внутренняя война претендентов, но после вмешательства России королём стал его сын Август III.
Покончив с польским вопросом, правительство перенесло своё внимание на Турцию. Поскольку персидский шах Тахмас-Кули нанёс туркам тяжёлое поражение, русское правительство сочло момент подходящим для начала войны с Турцией, и 25 мая 1735 года она началась с наступления на Азов и Крым. С началом этой войны запорожские казаки, ушедшие к туркам вместе с Мазепой, были наконец реабилитированы и приняты вновь в русское подданство. Австрия к тому времени заключила мир с Францией и из Силезии вернулся в Черноморию русский экспедиционный корпус, в котором было 10 тысяч донских казаков. Кроме них на южном фронте было 7 тысяч запорожцев, 6 тысяч днепровских и 4 тысячи слободских казаков. Армия легко взяла Перекоп и оккупировала часть Крыма, в это же время генерал Ласси взял Азов. Затем была создана днепровская армия, которая в союзе с Австрией начала наступление на Молдавию и Валахию. Эта армия заняла Яссы и наступала на Бендеры. Донские казаки были посланы в глубокий рейд по Дунаю.
Однако турки сумели отмобилизоваться, нанесли поражение австрийцам и принудили их к сепаратному миру. Затем вынудили и Россию также заключить вынужденный мир в 1739 году, которым все предыдущие успехи русских войск были сведены к нулю. Донские казаки оказались отрезанными в глубоком неприятельском тылу, но сумели прорваться в Трансильванию, где были интернированы. В этой войне под начальством Миниха донские казаки впервые появились с пиками и с этих пор луки, тысячи лет служившие казакам верой и правдой, были оставлены и стали достоянием истории. В царствование Анны Иоанновны было восстановлено почти прекратившее своё существование волжское казачество. Атаманом был назначен донской старшина Макар Персидский. 17 октября 1740 года Анна Иоанновна скончалась.
Короткое правление брауншвейгской династии никак не отразилось на казачестве. В 1741 году произошёл бескровный дворцовый переворот и к власти, с помощью гвардии, пришла дочь Петра I Елизавета Петровна. После вступления на престол Елизаветы Петровны днепровские казаки, после смерти Апостола вновь оставшиеся без гетмана, получили это право и гетманом был поставлен фаворит императрицы Разумовский. Других кардинальных изменений в жизни казачества в царствование Елизаветы не произошло. Все распоряжения касались текущих внутренних дел, все существовавшие привилегии и автономии остались неприкосновенными, а новых не добавилось. 25 декабря 1761 года Елизавета Петровна скончалась.
Непродолжительное царствование Петра III сопровождалось событиями драматическими для России, но на судьбе казачества никак не отразилось. В июне 1762 года жена Петра III Екатерина с помощью гвардии и духовенства совершила переворот и отстранила его от власти, а в июле он погиб. После его смерти остался его малолетний сын Павел, который и должен был по закону занять престол, а Екатерина быть при нём регентшей. Но она, поддержанная кружком приближённых и гвардейскими полками, провозгласила себя императрицей, совершив с точки зрения законности сомнительный акт. Она прекрасно это понимала, и своё положение решила укрепить личным авторитетом и влиянием на окружающих. При её способностях это ей вполне удалось. 22 сентября 1762 года она торжественно короновалась в Успенском соборе Москвы по обычаю московских царей.
Она ласкала и щедро жаловала сторонников, привлекала на свою сторону противников, старалась понять и удовлетворить национальные чувства всех и прежде всего русских. Она с самого начала, в отличие от своего мужа, не видела никакой пользы помогать Пруссии в войне против Австрии, точно так же, в отличии от Елизаветы, не считала нужным помогать и Австрии. Она никогда не предпринимала никаких действий без пользы для России. Она говорила: «Я довольно войнолюбива, но никогда не начну войны без причины, если же начну, то … не из угождения другим державам, а лишь когда найду это нужным для России». Этим заявлением Екатерина определила главный вектор своей внешней политики, который смог примирить людей противоположных взглядов.
Во внутренней политике Екатерина проявляла большую осторожность и старалась возможно шире ознакомиться с положением дел. Для решения важных вопросов она назначала комиссии, председателем которых была сама. И вопросы, принимавшие тревожные формы, зачастую разрешались безболезненно.
С целью ознакомления с положением в стране Екатерина предприняла несколько поездок по России. А её потрясающая способность подбирать себе не только верных, но и удивительно способных и талантливых сподвижников восхищает и поныне. И удивительное дело, чужеземная царица-немка этими своими качествами и делами сумела достичь отменных результатов и огромного авторитета не только у знати, челяди и свиты, но и у широких народных масс. Большинство историков справедливо считают период правления Екатерины одним из самых продуктивных в истории России.
(продолжение следует )