Сделан еще один шаг на пути к реализации амбициозного китайского проекта по строительству глубоководного порта и особой экономической зоны в штате Ракхайн:
власти Мьянмы одобрили создание СП.Решение властей Мьянмы
приближает реализацию много раз откладывавшегося масштабного проекта Экономического коридора Китай-Мьянма (CMEC), который является частью амбициозной инициативы Китая «Один пояс, один путь» (BRI).Особая экономическая зона (ОЭЗ) и проект глубоководного порта Чаупхью
должны дать Китаю прямой доступ к Индийскому океану, что позволит импортировать нефть в обход Малаккского пролива и ускорить развитие не имеющей выхода к морю китайской провинции Юньнань. Проект будет реализован на территории в 4300 акров (около 1750 га). Он также предполагает
создание промышленной зоны с предприятиями швейной, фармацевтической и пищевой промышленности, а также производств по выпуску стройматериалов и электроники, исследовательских институтов и фабрик по обработке морепродуктов. Департамент инвестиций и управления компаниями (DICA) в четверг одобрил регистрацию Kyaukphyu Special Economic Zone Deep Seaport Co. Ltd. - СП китайского консорциума CITIC Myanmar Port Investment Limited и действующего от имени правительства Мьянмы Комитета по управлению особой экономической зоной Чаупхью.
Китайская компания будет владеть владеет 70% в совместном предприятии, а у мьянманской структуры будет 30% – это было согласовано обеими сторонами еще в 2018 году.Этот китайский проект был отложен перед всеобщими выборами 2015 года из-за опасений критиков, что он загонит Мьянму в китайскую «долговую ловушку».
Первоначальная стоимость проекта составляла примерно 9-10 миллиардов долларов, а китайская сторона должна была получить 85% акций.Нынешнее правительство Национальной лиги за демократию (НЛД)
добилось пересмотра условий проекта, в том числе включив в них формулировку о том, что его расширение будет зависеть от спроса. Обе стороны договорились, что
стоимость первой стадии проекта составит около 1,5 миллиарда долларов. Китай также согласился увеличить мьянманскую долю до 30%. После согласования условий обе стороны в 2018 году подписали рамочное соглашение.
Со стороны Мьянмы директорами в СП будут заместитель министра планирования, финансов и промышленности Сет Аун, который также является председателем комитета по управлению ОЭЗ Чаупхью, и генеральный директор мьянманского министерства торговли Мин Мин. С китайской стороны их коллегами станут управляющий директор CITIC Group (Myanmar) Юань Шаобинь и четыре его заместителя. Секретарь управляющего комитета ОЭЗ Чаупхью И Вин сообщил, что проект может начаться сразу после завершения отчета об оценке его экологических и социальных последствий.
В обнародованном в 2017 году отчете
Консультативная комиссия по штату Ракхайн во главе с Кофи Аннаном рекомендовала правительству Мьянмы провести для проекта ОЭЗ стратегическую экологическую оценку и оценку трудовых ресурсов, чтобы выяснить его вероятные последствия для местных сообществ, а также риски и выгоды для других отраслей экономики этого района.
В январе консорциум CITIC заявил, что
мьянманские власти потребовали проведение экологической экспертизы. CITIC в ответ пообещал, что посредством тендера выберет независимого консультанта для проведения такой экспертизы. Тем не менее, о дальнейших шагах в этом направлении китайский консорциум до сих пор не сообщал.
По данным Министерства торговли,
у консорциума CITIC будет 51% акций промышленной зоны, а у правительства Мьянмы – 49%. Строительством промышленной зоны будет руководить CITIC, а реализовывать проект должны в общей сложности 42 частные мьянманские компании, объединенные в холдинг.
China’s Strategic Port Project Moves Step Closer to Reality as Myanmar OKs Joint Venture