Гиена Европы
новая дискуссия
Аналитика
12.573
Гиена Европы
В свое время известный британский политик У. Черчилль назвал Польшу «гиеной Европы» за потрясающую не избирательность в политических связях и готовность пользоваться последствиями преступления каких угодно сил. Получение контроля за частью Чехословакии после ее оккупации нацистской Германией и ряд других примеров являлись историческим подтверждением этого нехитрого тезиса.
Прошли годы, но и в настоящее (опять же неспокойное) время Польша и ее политика в очередной раз оправдывает эпитет, данный Черчиллем. Порой даже с переизбытком. Примеров тому множество. Это и спекуляция на смерти бывшего премьера Кочиньского, труп которого в угоду политической конъюнктуре уже не раз эксгумировали и пытались найти в нем что-то новое, это и ярое противодействие некоторым направлениям политики Европейского Союза в угоду позициям Соединенных Штатов Америки. Одновременно с получением дотаций из бюджета Евросоюза, это и постоянные попытки обвинения России в имперской политике и. одновременно, прямые и явные шаги по воссозданию политического контура Речи Посполитой, политической химеры, существовавшей на карте Европы несколько веков назад и благополучно разделенной (три раза) между великими европейскими державами того времени.
Польша играет роль одного из возмутителей спокойствия в ЕС, конфликтует с Германией (в том числе и требуя у нее репараций за прошлое), устраивает альянсы с Чехией, Венгрией и Словакией в рамках Вышеградской группы. Мутит новые геополитические проекты типа Междуморья (Черного и балтийского), Люблинский треугольник и т.д. При этом, стрелы данных геополитически конфигураций летят в разные стороны, одновременно мешая многим игрокам на карте мира. Однако Польша никогда не отличалась политической скромностью, умудряясь создавать альянсы со всеми и тут же нарушать условия этих альянсов, что приводило влезание практически во все политические события Европы и получение последствий (в первую очередь неблагоприятных) от всех участников большой игры. В значительной мере в трех разделах Речи Посополитой львиная доля вины самой Речи, которая своим внутриполитическим конфликтом и чередой предательств смогла ополчить против себя практически всех соседей. А это уникальное. Но увы крайне опасное политическое учение, ополчать против себя. Польша освоила его мастерски.
В последнее время (как раз после президентских выборов там) Польша очень активно работала на ниве влезания в дела континента, что не могло не найти отражения в новостных лентах. События в Белоруссии, попытка похищения по заказу СБУ одного из лидеров ополчения Донбасса на территории России и прочее, прочее, прочее.
На трех стульях
Но начнем мы наше повествование с уникального положения в котором оказалась Польша в текущий период времени в глобально-политическом плане. И это примечательно, поскольку, фактически, Польша в настоящее время оказывается разорванной между интересами ЕС, США и самостоятельными политическими амбициями, подкрепленными … Впрочем, не подкрепленными особо ничем, кроме традиционного польского представления о возможности играть высокую политическую роль в происходящих процессах.
Польша, после крушения СССР стала сравнительно успешной частью Европейского Союза. Успешной в том плане, что пребывание в ЕС давало значительные преференции и дотации из бюджета ЕС. На протяжении всего периода своего пребывания в Европейском союзе Польша всегда была получающим, а не дающим, что, впрочем, ее руководство нисколько не волновало. Более того. данное руководство настолько было дружественно к европейским властям, что сначала экс президент Польши А. Квасневский после своей отставки приглашался в различные европейские негосударственные структуры, а потом экс премьер Д. Туск и вовсе стал вторым председателем Европейского Совета.
Но победивший на выборах президента А. Дуда кардинально развернул польскую политику. При нем нормой стали палки, вставляемые в колеса общеевропейским решениям, требования выплат с Германии и горячая дружба с США Д. Трампа. В последнем Польша преуспела, особо поддерживая начинания США по гуманитарным вторжениям. Создавая инфраструктуру для американской нефти и газа в Европе, пытаясь блокировать строительство газопровода «Северный поток - 2», покупая американские самолеты F-35 (сделка крайне сомнительная с учетом стоимости таких самолетов, т.к. F-18 был бы, наверное, уместнее), соглашаясь разместить у себя американские военные базы и пусковые установки ракет ПРО.
Одновременно Польша пытается играть и свою игру. Формируя при помощи нехитрого инструментария сочетания информационного воздействия, мягкой силы, создание дипломатических форматов и ряда других механизмов, систему влияния на пространстве между Балтикой и Черным морем, пытаясь влиять на процессы в Прибалтике и на Украине. В этом вопросе позиции Польши сталкиваются напрямую с интересами России, пока без видимых негативных последствий, но вероятно только пока.
Усидеть на трех стулья одновременно крайне сложно. Еще сложнее, когда эти стулья тянут тебя в разные стороны. И если проект участия в ЕС был до сих пор выгоден финансово и идеологически, а проект взаимодействия с США, геополитически, то собственная инициатива «Речи Посполитой 2.0.» скорее затратен, но близок духовно.
Белорусский кейс
Наглядным примером попыток нарастить собственное влияние стало вмешательство Польши в выборы в Белоруссии. Нет. разумеется, речь ни в коем случае не идет о каких-то силовых действиях, попытках проникновения вооруженными отрядами польской армии и т.д. что бы там не говорил А. Лукашенко. Речь идет о попытках на волне протестных настроений сформировать в Белоруссии власть готовой к диалогу с Варшавой на правах младшего партнера.
Польша частенько засматривается на Белоруссию, вспоминая о так называемых «восточных кресах» (по сути, части территории Украины и Белоруссии) и пытаясь навязать свой инструментарий воздействия.
Воздействие Польши строится на 4 основаниях. Во-первых – это привлечение белорусов к взаимодействию через институты мягкой силы (обучение студентов в польских ВУЗах, выдача карт поляков, содействие распространению польского языка), через созданные СМИ (наиболее известными из которых являются телеканал Belsat и сетевое издание NEXTA), сформированные общественные организации (в том числе небезызвестное движение «Страна для Жизни», а также движение «Европейская Беларусь»), а также через Римскую католическую церковь, действие которой в Белоруссии опирается на польские католические институты. Такое многогранное влияние предполагало возможность Польше зайти на активную роль в белорусском трансфере власти. Однако потеряв своего кандидата – С. Тихановского (не зарегистрированного даже в качестве кандидата в кандидаты). Не удержав в своем влиянии С. Тихановскую, оказавшуюся из-за действий Лукашенко основным оппозиционным кандидатом на выборах в настоящее время Польша фактически осталась без персоналий, которые способны олицетворять ее интересы в белорусском кризисе. При этом. именно Польша сохранила многие рычаги активного влияния на массы, через те же СМИ и общественные организации.
В таком случае именно Польша, не имея тех, кто мог бы сесть за стол переговоров с властью, пытается перевести пытается радикализировать протест. Это не удалось в прошлое воскресенье на рекордном митинге в Минске, это не удалось в прошлый вторник, когда польские СМИ призывали людей брать штурмом СИИЗО на Окрестина в Минске. Сейчас у Польши остался, пожалуй, последний шанс расшатать ситуацию это радикализировать последний, наверное, сверхмассовый митинг, который пройдет в воскресенье в Минске (в дальнейшем число протестующих спадет по естественным причинам), вариантом ыл переход к захвату власти в г. Гродно на границе Белоруссии и Польши, но в сете проводимых там военных учений белорусской армии, данный сценарий представляется нереальным. При этом такой результат не выгоден другим силам протеста, старающимся решить вопрос посредством давления на власть и принуждения ее к переговорам.
Если у Польши получится радикализировать протест и начать по сути захват власти это вызовет и жесткую реакцию со стороны силовиков Белоруссии и, возможно, прямое участие России в разрешении кризиса. Но есть уверенность, что действия, сделанные на протяжении минувшей недели, когда наконец то в Белоруссии начали работать нормальные специалисты, позволит не допустить перехвата инициативы протестом и тем более, повести его по польскому сценарию.
Это не значит, что польская партия в белорусском вопросе обдует отыграна. Это скорее означает, что Польша будет вынуждена отказавшись от сценария перехвата власти перейти к сценарию постепенного расшатывания, сосредотачивая на себе возможность будущего включения в социально-политический процесс.
Заметая следы
Еще одним ракурсов в котором проявилась польская тема на этой неделе, стала циничная попытка группы лиц выкрасть из России одного из лидеров ополчения Донбасса. Данное преступление совершалось по наводке и на деньги Службы безопасности Украины, а сама технология операции практически полностью повторяет аналогичные операции, которые СБУ устраивала в прошлые годы на Донбассе.
То, что украинские государственно-террористические структуры проводят такие действия, разумеется требует отдельного и обстоятельного разговора. Как и то, почему в ответ не осуществляются аналогичные действия, поскольку на Украине имеется значительное количество тех в отношение кого возбуждены уголовные дела, кто отличился, совершая преступления против России. Но речь не об этом.
В средствах массовой информации начали появляться сведения, что за этой операцией стоят не только украинские, но и польские спецслужбы, которые, собственно пытаются, взаимодействуя с СБУ, формировать механизмы работы в России. Также в СМИ появились сообщения, что и к задержанию 33 российских бойцов частной военной компании в Минске руку приложили опять же польские спецслужбы.
Не могу сказать определенно что-либо об этих фактах, однако известно, что в Калининградской области часто фиксируют активность польских спецслужб. Также данные службы работают в России под прикрытием как консульств Польши, так и институтов Римской католической церкви, значительная часть священников которой работающих в направлении России имеет польские корни, либо обучалась в польских религиозных университетах. Именно участие в шпионской деятельности некоторых лиц, под эгидой Римской католической церкви было в свое время основанием запрета въезда на территорию России Тадеуша Кондрусевича, ныне являющегося епископом Минским и Могилевским.
В таком контексте можно признать, что Польша ведет активную разведывательную деятельность на территории России. но интерес представляет другое. Факт шпионажа с польской стороны не удивителен и даже банален. Все шпионят за всеми. Интересен тот факт, что сейчас это стало активно подаваться в СМИ (что не бывает случайным).
Фактически российскому обывателю преподносят в качестве проработанного дискурса – Польша причастна к шпионажу, похищениям людей и прочее. Вероятнее всего это связано как раз с Белорусской темой и заранее отрабатывает потенциально негативные варианты будущего польско-российского диалога в контексте продолжающихся белорусских событий.
Вполне вероятно, что в на фоне активного противодействия польским устремлениям в Белоруссии стороны вспомнят все имеющиеся грехи (собственно Польша очередным выкапыванием Кочиньского фактически заход на данную тему уже сделала, помнится заявлялось, что в самолете, разбившемся в Смоленске, могла быть заложена бомба). Подготовка российской аудитории к ухудшению отношений к Польше видимо в самом разгаре и нам еще предстоит узнать массу интересного на этой ниве.
Как бы не развивалась дальнейшая ситуация, очевидно, что и без того, не прекрасные отношения России и Польши в ближайшем будущем ждут испытания прочностью. Вполне возможно вплоть до крупного дипломатического скандала. При этом совершенно не важно, что будет причиной, польская позиция по Северному потоку-2, их взаимодействие с США по линии обороны, вмешательство в дела Белоруссии, или другие причины. На самом деле основания кроются в геополитической доктрине Польши и ее изначальной не реализуемости.
Восстанавливая невосстановимое
Каждое государство имеет собственные основания для того, чтобы самосохраняться и развиваться, базовые принципы для достижения которых члены общества готовы взаимодействовать друг с другом в рамках одного политического организма. В редких случаях возникают государства-химеры, которые поддерживаются силами других государств, не позволяющих им разрушиться. Но при любых обстоятельствах у государства должна быть некая цель, к которому устремлены взоры всего общества, цель идентичности.
В Польше такой целью является химера восстановления былого «могущества» Польши в рамках Речи Посполитой. Речь идет как о конструктивном. Так и деструктивном аспекте политической деятельности. В конструктивном плане этот концепт проявляется как стремление создавать структуры польского участия (а в перспективе и доминирования) в повестке общественно-политического дискурса Прибалтийских государств (особенно Литвы), Украины, Белоруссии. В этом плане речь, разумеется, не идет о том, чтобы просто присоединить какие-то территории к Польше. Речь Посполитая – это концепт конфедеративный, не предусматривавший прекращения существования Польского королевства или Великого княжества Литовского. Однако приводил к доминированию польской доктрины в рамках данного сообщества.
В принципе Польша уже начала воплощение данного концепта в реальность посредством создания Люблинского треугольника (Польша – Литва, Украина). Однако без белорусского проекта это образование останется незавершенным.
Однако против данного проекта играет негативные факторы той же Речи Посполитой, а именно наличие естественных природных врагов. Которыми в нынешней ситуации являются Германия и Россия. В отношении обеих стран Польша в последние годы предпринимала многочисленные информационные атаки, обвинения, попытки вмешательства во внутренние дела. Требования репараций с Германии и обвинение России в ответственности за практически все от катынского дела, до послевоенного контроля Польши стали для Варшавы нормой. При этом факт зависимости Польши от соседей в экономическом и политическом плане (хотя бы от Германии в рамках ЕС) польскими властями напрочь отсекается.
Однако, такое непризнание фактов чревато проблемами, причем в самой скорой перспективе. Очевидно, что попытки создавать новую химеру в центре Европы по лекалам трехвековой давности, да еще и с разжиганием конфликтов с соседями не приведет ни к чему хорошему. Разумеется, XXI век не предполагает раздела стран как таковых, но финансовыми и политическими рычагами вполне позволяет создать стране такие сложности, оправится от которых практически невозможно.
Но это дело будущего, возможно недалекого. Сейчас же российское телевидение и официальные лица, видимо готовят на с к тому, что «гиена Европы» будет в очередной раз подвергнута обструкции. И не жалко, потому как по заслугам.
Отредактировано: ConstB - 23 авг 2020 18:49:21