Есть тревожные новости из Саудовской Аравии; Бен Салман может перейти к ядерному оружиюЯдерный СалманГорький опыт последних лет показывает, что гражданские ядерные программы в Западной Азии имеют странную тенденцию к милитаризации. Чак Ферлих в репортаже в "Гаарец" под заголовком: "Будет ли приобретение Саудовской Аравией ядерного оружия в качестве союзника Израиля посланием мира?" написал: Премьер-министр Израиля, который вовлек людей в четыре этапа утомительных выборов, вызвал катастрофу аннексии Западного берега и не смог справиться со вспышкой Covid-19 и возникшим в результате этого экономическим кризисом, в настоящее время отвечает за одну из самых серьезных проблем национальной безопасности Израиля - создание ядерного оружия на Ближнем Востоке. Создание ядерного региона не только не ослабевает, но и набирает обороты.
Этот вопрос в значительной степени связан с ядерной проблемой Ирана и процессом нормализации отношений между Израилем и различными странами Персидского залива. Ядерный Ближний Восток больше не ограничивается Ираном; теперь другие четыре страны региона, которые также установили дружественные отношения с Израилем, реализуют, казалось бы, гражданские ядерные программы. Эти четыре случая отражают законодательные требования к энергии, но эксперты в этой области убеждены, что природный газ или возобновляемые источники энергии будут для них более дешевыми и более эффективными вариантами.
Объединенные Арабские Эмираты, наш маленький друг-новичок, стали первой арабской страной, запустившей собственный ядерный реактор, первой из четырех стран, которые рассмотрели такую программу. ОАЭ согласились отказаться от независимого ядерного топливного цикла, тем самым сведя к минимуму риск неправильного использования реакторов в военных целях. Важно отметить, что у ОАЭ больше финансовых ресурсов и большие амбиции. Теперь у Абу-Даби есть знания и техническая инфраструктура для планирования будущей военной ядерной программы.
В Египте на повестке дня строительство четырех ядерных реакторов в сотрудничестве с Россией. В Турции при сотрудничестве россиян планируется строительство двух реакторов, и все они должны быть завершены к 2025 году. Наиболее тревожные новости поступают из Саудовской Аравии, а почему так как эта страна регулярно строит гражданскую ядерную инфраструктуру, которую, конечно же, можно легко использовать в военных целях.
Исследовательский реактор построенный с помощью Аргентины недалеко от Эр-Рияда будет введен в эксплуатацию через несколько месяцев. В то же время с помощью китайцев строится еще один ядерный объект на северо-западе Саудовской Аравии.
Корейская компания проектирует для саудовцев реактор на электростанции. Строятся объекты китайского производства для создания баллистических ракет, способных нести ядерные боеголовки. Теперь вопрос в том, пойдет ли Саудовская Аравия по тому же пути, что и ракетная программа Ирана?
Соединенные Штаты все больше обеспокоены тем, что у саудовцев может быть больше секретных объектов в стадии строительства. В отличие от Объединенных Арабских Эмиратов, саудовцы отклонили просьбу США отказаться от независимого ядерного топливного цикла, что вызвало обеспокоенность по поводу военных целей Эр-Рияда. В то же время вызывает озабоченность сотрудничество Саудовской Аравии с Китаем в ядерной и ракетной областях. Эти события вызывают озабоченность по поводу того, что Эр-Рияд движется к ядерной программе с военными целями.
А как насчет последних событий в ядерной программе Ирана? Тегеран строит свой второй энергетический реактор с помощью России. К 2028 году Москва построит для Ирана три реактора. Иран в значительной степени отказался от своих обязательств по ядерной сделке 2015 года и теперь находится всего в нескольких месяцах от того, чтобы получить достаточно расщепляющегося материала для своей первой бомбы.
Усилия США по усилению давления на Тегеран не увенчались успехом, Совет Безопасности не станет продлевать эмбарго на поставки оружия Ирану, которое должно истечь в октябре. Другие усилия США по восстановлению ядерных санкций теперь, вероятно, приведут к окончательной гибели сделки и ускорят ядерную программу Ирана.
Пока что давление США завершилось только одним результатом и это было опасное укрепление китайско-иранских отношений, в том числе их военных связей. Конечным результатом этого давления является то, что Иран неуклонно продвигается к способности создавать ядерное оружие, и в этой ситуации весь регион приближается к кошмарному сценарию присутствия нескольких ядерных игроков. Хотя это продолжается уже несколько лет, это сигнализирует о коллапсе ДНЯО.
Остальные четыре страны региона - Саудовская Аравия, ОАЭ, Египет и Турция - теперь включены в список стран, которые скоро присоединятся к Ирану. У всех четырех стран есть две общие черты: все они являются союзниками США и имеют по крайней мере некоторые американские гарантии безопасности. Во-вторых, Израиль поддерживает мирные, формальные или неформальные отношения со всеми из них, поэтому бомбардировка их объектов не будет в повестке дня Израиля.
Израиль должен будет побудить следующую администрацию США решительно выступить против требования саудитов, чтобы эта страна придерживаясь золотого стандарта отказалась от независимого ядерного топливного цикла, даже ценой временного разлада между американцами и саудитами.
Саудовцы являются важным звеном в американо-израильской политике в отношении Ирана, но это не должно быть для Эр-Рияда лицензией на осуществление военной ядерной программы. Хотя сегодня стратегические интересы Саудовской Аравии совпадают с интересами Соединенных Штатов и Израиля, это может быть не всегда так, поскольку в настоящем в Эр-Рияде неизбежны значительные изменения.
Чтобы достичь нового соглашения с Ираном, следующая администрация США должна использовать экономические рычаги воздействия, которые администрация Трампа смогла создать, прежде чем она действительно сможет стать ядерным государством или фактически переступить порог приобретения ядерного оружия.
В любом случае настало время когда мы в Израиле должны смириться с горькой реальностью, заключающейся в том, что мы должны предоставить Ирану хорошие стимулы для достижения более выгодной ядерной сделки, иначе Тегеран не пойдет на переговоры.
С этой целью Израиль должен сначала решить, какие требования для него особенно важны, чтобы он мог как можно скорее поднять эти требования перед следующим правительством. Совершенно очевидно, что Джо Байден более компетентен, чем Дональд Трамп, в плане достижения нового и лучшего соглашения по ядерным целям Ирана.