Китай. Си. Продовольствие
новая дискуссия
Аналитика
15.003
Китай. Си. Продовольствие
Еще в августе месяце в Китае произошло весьма интересное, а возможно и знаковое событие. В своем выступлении Си Цзинпинь призвал «экономить продовольствие».
По словам китайского лидера, «явление расточительства в отношении продовольствия ужасает и огорчает». Несмотря на то, что производство зерна в стране растет из года в год, всегда нужно помнить о рисках в области продовольственной безопасности, заявил Си Цзиньпин. Он также добавил, что влияние пандемии в этом году стало для Китая тревожным сигналом.
В данном случае пандемия как таковая является скорее формальным поводом для заявления. Но не причиной, т.к. в сельской местности, лишенной скученности больших городов – агломераций распространение вируса существенно слабее.
Да, разумеется никто не отрицает, что вирус налагает отпечаток на работу экономики вообще и пищевой сферы, как в производстве продуктов питания, так и в их переработке. Но вряд ли именно сфера продовольствия могла бы оказаться критической именно в контексте короновируса.
С другой стороны, Китай уже несколько лет переживает подъем уровня жизни, который знаменует, в свою очередь, собой переход к новой модели потребления, потребление в изобилии. Традиционно в Китае считалось правильным бережно относиться к еде, понимая, что продовольствие может закончится и воспринимая голод как неотъемлемую составляющую жизни, что во многом вылилось в особенности китайской кухни, старающейся направить в пищу практически все, что можно. Сейчас же в Китае активно развивается западная модель потребления, когда имеются излишки продовольствия, а то, что осталось после приема пищи должно идти в отходы, а не доедаться.
Является ли это для Китая уже критичным, скорее всего нет. Пока что такая модель потребления не стала массовой. По прежнему сдерживающим фактором являются китайские традиции, основывающиеся на бережливости и уважению к еде. Хотя, тенденция, разумеется, неприятная.
Ограниченность ресурсов, в свое время, называлось в качестве одной из причин ограничения рождаемости в Китае (программа «одна семья – один ребенок»), однако от данной программы Китай уже отказался, тем самым вроде бы дав понять, что с ресурсами, в том числе продовольственными все в порядке.
Так что же, кроме новой парадигмы потребления могло вызвать такое внимание Си Цзиньпиня к продовольственному вопросу? Попробуем рассмотреть ситуацию на рынке продовольствия в Китае и возможные риски продовольственной безопасности.
Обеспечен ли Китай продовольствием?
Обеспечение населения продовольствием (продовольственная безопасность) является одним из важнейших показательней способности государства переживать кризисные явления. По словам Си Цзиньпиня Китай обладает продовольственной безропотностью, стабильности в стране ничего не угрожает.
В последние годы в КНР был богатый урожай, что сыграло благоприятную роль для преодоления вызовов и стабилизации экономической и социальной ситуации. Коэффициент потребления зерновых культур намного превосходит безопасный уровень
В 2019 году Китай установил исторический рекорд по производству зерна, объем которого достиг 663 млрд. 850 млн. кг, пятый год подряд этот показатель был на уровне 650 млрд. кг. Уровень самообеспеченности рисом и пшеницей превосходит 100%, а уровень самообеспеченности кукурузой стабильно составляет более 95%. В 2019 году объем продовольствия на душу населения был 474.9 кг, в течение многих лет этот уровень превышает международный стандарт продовольственной безопасности в 400 кг.
В 2020 году производство продовольствия относительно идеальное. В этом году, наблюдается рекордный урожай зерновых, объем производства достигает 142 млрд. 800 млн. кг, поставлен исторический рекорд, на 1 млрд. 210 млн. кг больше по сравнению с прошлым годом. Китай может осуществлять продовольственную самообеспеченность.
Говоря о продовольственной безопасности, особое внимание привлекают следующие данные: Китай является крупнейшим в мире импортером продовольствия, ежегодно объем импорта составляет около 100 млн. тонн, что равняется примерно четверти мировой торговли продовольственными продуктами. В действительности, такой большой «разрыв» в определенной степени связан со статистическими данными.
Китай имеет определенную зависимость от импорта соевых бобов, однако на международной арене соевые бобы не входят в категорию продовольственных продуктов питания. В 2019 году китайский импорт зерна составил 3.4% от мирового объема торговли, масштаб ввоза пшеницы – 3,5 млн. тонн, импорт риса – 2,5 млн. тонн, главным образом, для смешивания сортов.
Согласно анализу экспертов, в настоящее время запасы пшеницы, риса и других пищевых продуктов в Китае также находятся на самом высоком уровне в истории, «КНР вполне может обеспечивать себя продовольствием».
Объем среднегодового потребления пищи в Китае превышает 200 млн. тонн. В 2019 году остаток запасов пшеницы, кукурузы и риса составил более 280 млн. тонн, этот объем достаточен для Китая даже без импорта продовольствия из-за рубежа. Импортные рис и пшеница составляют лишь 1% и 2% соответственно от общего внутреннего потребления.
Чего боится Поднебесная?
Таким образом можно предположить, что с продовольственной безопасностью у Китая все в порядке. Ключевые продукты питания производят сами, запасы есть, импорт для целей обеспечения разнообразия. Вроде бы все прекрасно. Но судя по заявлениям Си Цзиньпина не совсем. В чем же подвох.
На самом деле вероятно в значительной мере подвоха нет. В Китае наметилась тенденция к набережному отношению к еде у местного населения, особенно того, которое перевалило черту среднего класса. В таком случае, заявление Си не более чем попытка привести в чувства излишне обуржуазившуюся (в западном смысле) публику. Заставить людей вернуться к традиционным ценностям, среди которых в Китае немалое значение имела бережливость и осмотрительность. Это вероятно имеет существенное значение, поскольку именно пародийное и государственно руководство в Китае насаждало максимы общественной морали.
С другой стороны, существует большая вероятность, что к такому заявлению сподвигли наводнения, которые имели место быть в Китае в этом году. В случае, если наводнения затронут активные зоны земледелия между реками Янцзы и Хуанхэ ущерб продовольственной безопасности будет причинен не малый. Между тем в последние десятилетия Китай уделял большое внимание гидрологическим исследованиям и строительству водозащитных сооружений (дамб). Таким образом что-то кардинально измениться не должно. Катаклизма национального масштаба не ожидается.
Еще одним вариантом, связанным с опять же природным фактором можно назвать угрозу засухи. Уже в этом году засуха сильно повлияла на урожаи в отдельных европейских странах. С учетом неустойчивости погодного фактора можно предположить, что сравнительно удачные с точки зрения погоды годы могут смениться и чередой засух. В таком случае, разумеется, продовольственная безопасность окажется под серьезным ударом и возможно Китай ощутит нехватку отдельных видов продовольствия. Однако в данном случае делу могут помочь резервы (которые имеются) и поставки продовольствия из-за рубежа, что весьма вероятно и не слишком сложно для Китая, учитывая большое положительное сальдо внешнеторгового баланса.
В таком случае, хотя угрозы и существуют крайне странно, что Си Цзиньпин уделил данной проблеме столь большое внимание. С учетом заявленного очевидно, что Китай в целом может обеспечить себя продовольствием чуть ли не полностью и уж, по крайней мере не допустит голода. Рациональное обоснование требует более глубокого вариативного анализа, связанного с потенциальными рисками будущих периодов, которые могут вскрыть угрозу для Китая на рынке продуктов питания.
Вызовы и риски
Собственно, видится только два существенных риска, которые могут привести к некоторой нехватке продовольствия. Причем оба этих риска коренятся не в объективной экономической плоскости, а скорее в геополитической реальности и ее интерпретации Китаем.
Первая является компиляцией с одной стороны природных факторов, а с другой политических. Мы уже писали о возможности засухи. Ранее в Китае засухи были весьма частым явлениям. На протяжении последних десятилетий китайская наука работала над металликами выработки длительных погодных прогнозов, а также над технологиями искусственного вызова дождя. Весьма вероятно, что не без существенных успехов. В таком случае есть вероятность, что в будущие годы погодный фактор приведет к падениям урожайности зерновых и как следствие к негативной динамике продовольственной безопасности. При этом, как уже было сказано, остается вопрос экспорта продовольствия. И вот тут как раз в дело вмешивается геополитический фактор, а именно наличие вероятности активного вмешательства извне в срывы поставок продовольствия в Китай. И речь тут идет не о блокадах и диверсиях на транспортных коммуникациях. а о банальном давлении на третьи страны со стороны США, которые могут постараться блокировать такие приобретения продовольствия. Очевидно, что в такой ситуации возможны временные разрывы в обеспечении продовольствием и, следовательно, необходимость приучения населения к временным, но жестким ограничениям потребления
Второй риск состоит в изменившейся миссии Китая. В последние годы в китайской литературе все больше слышатся нотки китайского лидерства, то есть такого видения мира в котором именно Китай постепенно тесня бывшего гегемона США занимает ведущее место в мире. Ту конечно роль играет и некоторый традиционный китайский апломб, видение себя в несколько завышенном свете. Но это не важно. То, что Китай претендует на лидерство в современном мире является фактом. Однако в рамках китайской традиции лидерство характеризуется не только занятием неких позиций и получение соответствующих благ, но и ответственность за подвластных. Китай. Активно заходящий в Африку, регионы Азии, Южную и Центральную Америку получает вместе с отношениями и бремя лидерства. То есть ответственность за благополучия своих партнеров в разных частях Земного шара. Не секрет, что Африка, некоторые азиатские страны и Латинская Америка периодически испытывают неблагоприятные сельскохозяйственные условия, вследствие чего возникает голов. Весьма вероятно, что Китай вместе с глобальным лидерством взваливает на себя еще и бремя заботы о третьих странах. А это может негативно отразится уже на его собственной продовольственной безопасности.
Есть и еще одна версия. Заявление Си Цзиньпина о необходимости бережного отношения к продовольствию уже привело к активизации закупок населением продовольствия длительного хранения «впрок». Значит, возможно, китайские власти предприняли такой шаг в целях улучшения экономических показателей и обеспечения роста продаж в секторе продовольствия. На фоне заявлений о рекордном урожае, возможно это потребовалось для того, чтобы разгрузить не бесконечные резервные хранилища продовольствия и дать сельскохозяйственным производителям возможность быстрее распродать свой урожай. В таком случае Си Цзиньпину можно смело присуждать премию «маркетолог года» за ускоренную распродажу излишков продовольствия.
Избегая худшего
Если названа проблема, то должны быть и некоторые пути решения. В конце концов нет безвыходных ситуаций. При этом. однако призыв «экономить» можно воспринимать как неуверенность что такие меры подействуют и будут эффективны.
Очевидно, что в ситуации с возникающими природными условиями и ограничением экспорта решений может быть несколько. Во-первых, это долгая задача наращивания объемов производства, вводимых в оборот земель в разных климатических условиях и т.д. Задача очень долгосрочная и потому служащая для комплексного решения не в связи с надвигающейся угрозой.
Во-вторых, это возможность создания резервов продовольствия, которые могут использоваться в период неурожаев. Но опять же на наполнение таких резервов требуются не дни и месяцы, а годы с учетом масштабов такой страны как Китай. В Китае есть государственный резерв, но вряд ли он предназначен для многолетнего накопления. Слишком уж это непростая задача.
В-третьих, это возможность обезопасить экспорт. Это Китаю можно сделать, пожалуй, только используя северо-восточное направление. Поставки мяса из Монголии, разнообразных продовольственных товаров из России и стран Средней Азии видится программой минимум в качестве средства избегания наибольших рисках при продовольственном дефиците. Опять же, это гарантирует обеспечения поставок только в случае контрактации, т.е. предварительной оплаты требуемого. Иначе могут возникнуть ситуации, при которых введение в той же России ограничительных мер на вывоз зерна приведет к прерыванию экспортных поставок. Между тем объемы поставляемого продовольствия из России в Китай растут. А значит данное направление прорабатывается. Но признается с точки зрения китайского руководства недостаточным. Значит проблемы не столько в деньгах, или вариантах решения, а во времени. Угроза голода видится китайскому руководству не на удалении лет, а видимо, в пределах месяцев.
Вторая причина, возникновения темы «миссия Китая как нового лидера», может быть сопряжена с необходимостью поставок продовольствия в третьи страны уже в самое ближайшее время. Это может быть нужно Китаю для сохранения и углубления конструктивного сотрудничества с данными странами, преодоления «шинофобии» которую во всю пытаются использовать США в глобальной экономической войне с Китаем. Но вряд ли кто-то будет передавать кому что продовольствие в ущерб собственному населению, что не исключает попыток предохраниться от наложения на такие поставки последующих погодных аномалий в самом Китае.
Трудно понять, что двигало председателем Си в его заявлении. Возможно обозначенные причины, возможно что то еще. Но дыма без огня не бывает. И за столь громкими заявлениями обязательно должна быть причина, которую нам обязательно раскроет время.
Отредактировано: ConstB - 07 сен 2020 19:58:58