ITER - индийские проблемыИндия является одним из участников международного проекта по строительству экспериментального термоядерного реактора ITER, однако вклад, вносимый этой страной, недостаточен. Так считает автор большой обзорной статьи, опубликованной изданием "OpIndia" 12 сентября 2020 года.
Индийский вкладВклад Индии в проект по строительству ITER составляет 9,1% от общей стоимости проекта. Он вносится как деньгами, так и оборудованием. В денежном выражении автор оценивает индийский вклад как 2,2 миллиарда долларов. Взнос оборудованием от индийской стороны поступает своевременно. Генеральный директор международной организации ITER Бернар Биго высоко оценил вклад Индии, назвав работу Индии над криостатом "беспрецедентной инженерной задачей и достижением".
Также в проекте принимают участие около 25 специалистов из Индии, и это даёт им возможность получать важные для индийской науки и техники знания. Индийский атомщик Налиниш Нагаич
(Nalinish Nagaich), начинавший свой трудовой путь на реакторе-тяжеловоднике, сегодня руководит в международной организации ITER корпоративным отделом.
Кадровая проблема Однако далеко не всё в работе индийской стороны проходит гладко. Есть проблемы, видимые невооружённым глазом.
Первая из них связана с кадрами. По правилам международной организации ITER, Индия может направлять в неё специалистов в соответствии с вносимым вкладом, а именно, до 95 человек. Как уже сказано, в реальности от Индии в организации сейчас занято только порядка 25 специалистов. Более того, эта проблема существует с 2016 года. За этот период максимальный показатель Индии по количеству занятых в организации специалистов составил всего 4,8% против 9,1% возможных.
В одном из недавних публичных комментариев Бернар Биго обратил внимание на эту проблему и выразил своё удивление. По его словам, департамент атомной энергии Индии располагает сотнями квалифицированных специалистов и способен направлять больше людей для участия в проекте ITER.
В Индии принято ограничение для государственных служащих и экспертов автономных организаций по длительности работы за рубежом - два и пять лет, соответственно. Это одна из причин, почему Индия не выбирает своей кадровой квоты в столь длительном по времени проекте как ITER.
Схожие ограничения имеются в Южной Корее. Однако эта страна приняла специальные поправки, облегчившие участие южнокорейских специалистов в проекте ITER.
Финансовая проблемаВторая проблема индийского участия в ITER касается денег. Начиная с 2017 года, Индия хронически не доплачивает своих взносов, и, по словам Биго, остальные участники этим "очень недовольны". Непогашенная сумма взносов на сегодняшний день составляет порядка 1 тысячи кроров рупий
(более 135 миллионов долларов). Денежные вклады идут на различные цели, в том числе, на оплату рабочей силы на площадке.
"Этот год очень важный, и Индия должна выплатить свои взносы как можно скорее". - предуприл Биго. Он добавил - ему "очень жаль", что Индия "сталкивается с трудностями" при выплате денежных взносов. Проблема действительно серьёзная. Биго предупредил - если индийские деньги не поступят, то "проект ITER будет в опасности".
Сравнение с КитаемКак уже сказано, максимальный срок пребывания индийских специалистов на площадке ITER в соответствии с действующим в Индии законодательством может составить не более пяти лет. Более того, после возвращения на родину индийские специалисты, как правило, приступают к исполнению обязанностей в своих организациях, и их деятельность более никак не касается технологий синтеза. Таким образом, работа или стажировки в организации ITER оказываются, по большому счёту, бесполезными для индийской термоядерной программы.
В этой связи, автор статьи обращает внимание на политику Китая по отношению к ITER. Китайцы не только заполняют свою квоту для специалистов, но и стараются использовать результаты их работы в проекте максимально выгодным образом для китайских термоядерных проектов.
Чтобы гарантировать, что Индия получит необходимые знания по проектированию, строительству, вводу в эксплуатацию и эксплуатации крупномасштабного термоядерного реактора, правительству необходимо улучшить своё положение в глазах организации ИТЭР, заключает автор статьи.