Цитата: Sir Max Merfie от 05.10.2020 07:11:52Париж сердится, Москва сосредотачивается
В последние недели удивление у многих вызывает жесткая и неконструктивная позиция Франции по вопросам взаимодействия
с Россией. Точнее при любых обстоятельствах это значительно превосходит термин «неконструктивный», а выглядит даже враждебно. Создается впечатление, что Париж преднамеренно хочет поссорится с Москвой, при этом не заметно, чтобы это имело какое-то рациональное объяснение, кроме как в виде отсылок к личным амбициям того или иного политика.
Нет разумеется. отношения Москвы и Парижа всегда были далеки от идеала. Разве что в период правления Жака Ширака была налажена конструктивная дискуссия в ходе которой удавалось навести весьма системные и устойчивые мосты, говорить о четырех пространствах и единстве Европы. Уже при Саркози Франция сделала резкий разворот в своей политике вернувшись в НАТО, а при Оланде присоединилась к общему ходу любителей санкций против России. Но именно к хору, а не к сольной партии.
Единственным, пожалуй, серьезным случаем конфронтации была позиция Парижа по перевороту на Украине в 2014 году. Но и в том случае Париж не имел доминирующего значения. За первенство тягались американцы и немцы, а Париж подпевал в общем хоре.
Но в последнее время галльский петух раскудахтался на славу. Не проходит и дня без новой выдумки Парижа в части выискивания конфликтной платформы по взаимодействию с Россией. Одна за другой, одна за другой. При этом нет явных ориентиров в видении ценности таких действий, поскольку они, принося некоторый ущерб России, одновременно, наносят вред и Франции. А логика и здравый смысл подсказывает, что стрелять себе в ногу может либо обреченный, не находящий другого выхода, либо глубоко зависимый и выполняющий прихоть начальника. Но на горизонте нет видения и тех начальников ни четких рамок стратегии.
Французские удары разнообразны, но не критичны. Французские удары изощрены, но не практичны. Французские удары мощны, но зачастую попадают в пустое пространство. Нет видения, что благодаря этим ударом кто-то что-то серьезно выиграет. В большинстве случае они вообще направлены не во вред, а для шума, который мог бы возникнуть. Большинство же Москва может и не заметить.
При любых обстоятельствах нынешняя политика Парижа не просто удручающая. Но категорически неприемлемая, выходящая как за рамки дипломатического этикета, так и порой здравого смысла. Острый гальский ум, как его характеризовал А. Блок оказался в тисках то ли обиды, то ли жажды мести. И из этого состояния, видимо, России и Франции не выбраться без некоторой перезагрузки двусторонних отношений. Но пока что французская атака на интересы России продолжается.
Волны зримых атак
На самом деле. Возможно большинство обывателей ощутило только одну реальную атаку, это неоднократные заявления со стороны Парижа по делу о якобы отравленном А. Навальном. При этом, Париж не стесняется в выражениях и говорит чуть ли не о наруше6нии конвенции о запрещении химического оружия.
Но это только видимость на самом деле уколов в адрес России Париж сделал не мало. Для начала скажем об еще одном факте, который произошел незримо для многих наблюдателей непосвященных в дипломатическую кухню. Речь идет о том. Что некоторые детали переговоров Путина и Макрона по телефону попали в СМИ, а именно в одну из крупнейших газет Франции, газету Ле Монд (Мир). Опубликование материалов международных переговоров допустимы только с согласия всех сторон. Это непреложная истина дипломатии. В результате французскому послу было заявлено о недоумении российской стороны по поводу факта появления материалов в СМИ.
Но это еще далеко не все. Именно Париж стал инициатором возобновления активности по белорусскому вопросу. Когда В.В. Путин уже заявил об окончательном решении вопроса признания результатов выборов в Белоруссии Макрон стал не просто участником процесса последующего давления со стороны ЕС, но и его основным драйвером. Об этом свидетельствует в том числе и его встреча со Светланой Тихановской в Вильнюсе.
Если и этого мало. То немаловажным фактом является активнейшее участие Франции в срыве поставок авиационных деталей для новейших российских самолетов. Большинство зарубежных партнеров по данным проектам именно из Франции. И их не поставка деталей оказалась синхронной. Очевидно, что без влияния властей в данном вопросе не обошлось.
Но и это еще не все. Все помнят ужасающий взрыв, который пару месяцев назад произошел в Бейруте и стоил кресел правительству Ливана. Так вот на этой неделе правоохранительными органами Ливана подан запрос на арест двух граждан России по поводу этого взрыва. Хотя усматривать российский след в данной истории как минимум странно. Причем здесь Франция? Именно Франция обладала мандатом по управлению Ливаном, имено Франция имеет большие контакты и связи с христианскими политическими кругами Ливана, именно Франция сейчас пытается стать главным спонсором Бейрута после этих самых взрывов. Да и то факт, что вызволением экс премьера Ливана Харири из гостеприимных лап Саудовской Аравии занимался Париж имеет значение. Франция активно связана с Ливаном и ливанскими политическими кругами.
Наконец немалое влияние Макрона лежит в начавшемся армяно-азербайджанском противостоянии. Во Франции традиционно сильна армянская диаспора. Одновременно и французские власти имеют выход на нынешний состав властей в Ереване. Весьма вероятно, что некоторый вклад в начавшуюся войну внес и Париж.
Все это звенья одной цепи. Которые произошли буквально за пару недель и знаменовали собой большую пропасть, разверзшуюся меду Москвой и Парижем в части дипломатических отношений. Такого не бывает, чтобы в достаточно небольшой перспективе одно государство беспричинно проводило столь откровенно негативирующую политику по отношению к другому государству. За этом должно стоять что-то системное.
Системные значения
Между тем и Москва, и Париж играют важную, если не сказать решающую роль в мировых процессах. Разумеется, не равновесную, но весьма важную. Она продиктована как имеющимися потенциалами международного политического влияния, так и экономическими, военно-политическими и прочими аспектами.
Достаточно отметить, что и Россия, и Франция являются постоянными членами совета Безопасности ООН и имеют право вето. Помимо этого, Франция занимает одну из лидирующих позиций в Европейском Союзе. В союзе с Германией Франция становится одной из доминирующих сил в странах Западной Европы. Франция участвует в сотнях международных организаций. Пытаясь в каждой из них заполучить если не лидирующие позиции.
Россия и Франция являются участниками целого ряда международных форматов миротворческой деятельности. Это и участие в Минской группе ОБСЕ по Нагорному Карабаху, и работа в рамках Нормандского формата по Украине, и в шестисторонних соглашениях по иранской атомной проблеме. То есть и в этом контексте взаимодействие России и Франции должно быть системным и согласованным (хотя бы в части).
Россия и Франция имеют ряд экономических сфер взаимодействия, не завершающиеся только на авиастроении, ряд французских автомобилестроительных компаний имеют сборочные производства в России и т.д. Разумеется, есть и конкурирующие сферы, так, одной из них является атомная промышленность где французская Арева является конкурентом Росатому на рынке ядерного топлива.
Случались в исторической памяти взаимодействия России и Франции и негативные бизнес проекты. Так еще памятен заказ на 4 вертолетоносца, который так и не был выполнен Францией якобы из-за санкций против России. Построенные корабли отправились в Египет (правда с согласия России).
В совокупности, становится очевидно, что у России и Франции есть точки соприкосновения, по которым можно и нудно работать. Взаимодействие двух стран позволяет расшить некоторые противоречия, их же конфликт влечет осложнение решения целого комплекса международных политических задач.
Не осознавать то, что Франции выгодно иметь с Россией партнерские отношения странно и глупо. Безусловно в Париже это осознают. Как осознают они и то, что попытаться принудить российское руководство к чему-то теми средствами, которые использует Париж как минимум приводит к удару и по нему самому.
Однако Франция с показательным упорством генерирует все новые и новые точки конфронтации. Хотя определённо в некоторых случаях стреляет в себя. Например, срыв поставок для российской авиационной промышленности это и удар по французским производителям запасных частей, и без того страдающих от падения производства на Эйрбас. Следовательно, Париж должен был подумать о том, что ухудшение отношений с Россией затронет и французский бизнес. Но пошел на обострение. Почему?
В чем же причина?
В чем кроется причина такого необоснованного на первый взгляд поведения Франции, в результате которого в том числе и Париж несет ущерб и серьезно подрывает доверие в отношениях с Москвой?
На самом деле прямого ответа нет. Нет того момента, когда мы точно можем сказать, что именно тогда Париж решил перейти Рубикон. Гипотетически это может быть связано с тремя событиями в новейший период истории взаимодействия России и Франции. И это разумеется не Навальный и не события в Белоруссии (до которой Франции вообще дела практически нет).
Первое и весьма вероятное, это всматривание Парижем руки Москвы в перевороте в Мали. Мали – давняя колония Франции, Мали – ресурсная база Франции по поставкам урана. Мали – страна в ходе переворота в которой от власти был отстранен ставленник Франции, а среди тех. Кто его осуществил – выпускники российских высших военных учебных заведений. В результате Франция утратила возможность эффективной работы по малийскому урану от которого зависима корпорация Арева. Возможно это заставило в какой-то мере Париж чувствовать себя оскорбленным. При этом совершенно не факт. Что переворот в Мали организовала именно Россия. Более того. С наибольшей вероятностью как раз Москва то в данном случае и не причем. Там виднеется заинтересованность других игроков.
Второе, но тоже возможное - это ситуация в Ливии. В этой Африканской стране Россия и Франция сделали ставку на одну и ту же персоналию на маршала Хафтара, и против переходного совета во главе с Сараджем, которого поддерживала Турция. Однако активные боевых действия, которые уже подходили к своему завершению (порт Сирт был занят войсками Хафтара, они стояли в пригородах Триполи) и вынуждали к прямому участию в столкновениях вооруженных сил Турции вдруг завершились. Завершились на сравнительно мирной ноте при этом за таким перемирием видится некий сговор Москвы и Анкары. Весьма вероятно, что этот сговор был организован совсем не на тех принципах на которые рассчитывали в Париже, а возможно и с полным игнорированием интересов Франции. Но затухание боевых действий не вопрос текущего момента. а обострение возникло именно сейчас.
Вероятнее всего третья составляющая – предложение от Франции проигнорированное Россией в части оказания добавления на Турцию из-за событий в Восточном Средиземноморье. Там Турция продолжает геологоразведочные работы (хоть и в меньшем объеме) и игнорирует интересы Греции (за которой как раз и стоит Франция). Совместных усилий ряда стран втянуть Россию в конфликт с Турцией там оказалось недостаточно. Весьма вероятно, что все последующее давление производится Парижем с целью переманить Москву в свой лагерь. Слишком уж много вреда причинил Эрдоган интересами Франции.
Между тем, что бы ни стряслось в отношениях между Парижем и Москвой ссориться долго им совершенно не с руки. И дело даже не в наличии совместных проектов и интересов. А в большей мере в потребности решения постоянно возникающих проблем. Неразрешимых без участия постоянных членов СБ ООН. Между тем в контексте общего анализа есть еще один вариант причин поведения Франции, который в корне изменяет ситуацию.
Вывод
Выход их кризисной ситуации, разумеется есть всегда. Найдется он и в необъявленном конфликте между Москвой и Парижем. Весьма вероятно, что уже менее чем через месяц мир вообще не будет интересовать что там в восточном Средиземноморье. На Кавказе, или в Центральной Африке. Мировому сообществу придется как-то реагировать на американский политический кризис, связанный с выборами 3 ноября. И в этом случае конфронтации между Россией и Францией места нет.
На самом деле России нет резона идти на поводу у Франции и ссорится с Турцией по поводу иллюзорных и эфемерных интересов. Нет у России интереса к углеводородам Восточного Средиземноморья. Тем более что от нынешнего конфликта там Россия даже выигрывает. В частности, тем, что этот проект не дает развернутся проекту газопровода из Израиля в Европу. Да и по многим другим причинам.
Однако и особо усердствовать, поддерживая дружеские отношения с Анкарой России тоже не выгодно. В последние несколько месяцев Турция сделала ряд шагов. Которые очевидно не приводят к позитивному ее восприятию. Это и снижение поставок российского газа, замещаемого газом азербайджанским. Это и неоднозначные решения Турции в Сирии при очевидно готовящемся новом наступлении Сирийской арабской армии, и переоборудование Святой Софии в мечеть и ряд других недружественных шагов.
Да и текущие действия Турции в рамках конфликта в Нагорном Карабахе не вызывают позитивного восприятия турецкой активности. Более того, вызывает подозрение сам факт начала активных действий Азербайджана в контексте все предшествующей истории. Да, за спиной Алиева маячит тень Эрдогана. Да, Азербайджан накопил внушительный арсенал вооружений. Да, экономическая ситуация в стране сейчас не очень хорошая и сбросить пар через войну не худший выбор. Но не слишком ли это авантюристично для всегда осторожного Алиева? По-моему, более чем.
В результате чего возникает мнение, что французская антироссийская активность не более чем отвлечение внимания и демонстрация участия в сговоре. Французская активность на ниве отравления Навального обречена на провал. Никакого «новичка» там близко не могло быть. Французская активность по поводу Белоруссии опять же не имеет выхода и реализации. Там начинается конституционный процесс, который полностью обнулит любые претензии на власть бутафорской Тихановской. Нет смысла в ходах по бейрутскому взрыву, Россия тут совершенно не при чем. Все это пустые угрозы. А в случае с отказам в поставке авиационных деталей еще и игра против интересов французской промышленности.
В этом случае, учитывая опять же слишком дерзкое поведение Турции по Нагорному Карабаху возникает ощущение сговора, в котором каждый играет в двойную игру.
Турция не активизирует ливийскую тему, Турция уменьшает объем разведочных работ в Средиземном море, Франция проводит системную атаку против России, причем скорее показательную (очевидную), чем эффективную. На лицо попытка выйти из взаимных противоречий и создать дугу между Турцией и Францией. При этом разумеется Париж никакой симпатии к Анкаре не испытывает. В таком случае, весьма возможен сепаратный пакт, в котором Эрдоган, заручившись поддержкой Макрона, пытается решить проблему Нагорного Карабаха в пользу Азербайджана тем самым существенно повышая свои рейтинги в самой Турции. Макрон же как бы обязуясь не активизироваться по вопросу Нагорного Карабаха оказывает давление на Россию по другим фронтам.
Итоговое стремление Парижа вполне определенное и понятное. Стравить между собой Анкару и Москву ослабив их позиции. Пока что это не выходит. Россия военной активность и Закавказье не демонстрирует, а Турция рискует увязнуть в карабахской проблеме самостоятельно. Более того есть большая вероятность, что и в этом случае боестолкновения между Россией и Турцией не будет, как бы кому этого не хотелось.
После завершения этой авантюры (ноябрь 2020 года) у Парижа вряд ли останется стремление на дальнейшую конфронтацию с Москвой. И события в США и стремительно нарастающий мировой экономический кризис не позволит кому-либо заходить в длительные противостояния с неясным итогом. Но будет ли так, покажет время.