Масштабный проект «Автодора» должен соединить европейскую часть России и западный Китай. Свое начало трасса берет в Санкт- Петербурге и завершается в Оренбурге, если говорить о российской части маршрута. Общая протяженность автомобильного маршрута составит более 8,5 тыс. км, из которых около 2,4 тыс. пройдет по территории России, 2,8 тыс. – в Казахстане и 3,4 тыс. — в Китае.ОБХОД ТОЛЬЯТТИ Федеральным проектом «Европа — Западный Китай» в период 2019– 2023 гг. предусматривает строительство северного обхода г. Тольятти с мостовым переходом через р. Волгу.
В настоящий момент активно ведется строительство части трассы соединяющей Москву и Казань, при этом с запуском этого участка расстояние Москва- Казань можно будет преодолеть всего за 6-7 часов. Источниками финансирования проекта являются как бюджетные, так и внебюджетные средства.
Дорога будет соответствовать характеристикам высшей технической категории с четырехполосным движением, ее строительство планируют завершить к 2024 году. В настоящее большой интерес к сооружению этой трассы проявляют китайские инвесторы.
Проект строительства моста через Волгу в районе населенного пункта Климовка с обходом Тольятти получил положительное заключение Госэкспертизы летом прошлого года. Предполагается, что эта дорога позволит снизить нагрузку на плотину Жигулевской ГЭС, повысить пропускную способность трассы М-5 «Урал», положительно скажется на развитии Самарско-Тольяттинской агломерации, а также снизит негативное влияние на окружающую среду. Общая протяженность новой трассы составит 97 км, в том числе более 3,7 км придется на мост через Строительство должны завершить в 2023 году. В непосредственной зоне прохождения всей российской части коридора «Европа — Западный Китай» (около 2,4 тыс. км) проживает более 45 млн человек. При учете всех территорий, входящих в зону тяготения трассы, это число возрастает до 62 млн (примерно 40% от всего населения России). Маршрут — самый протяженный в мире экономический коридор с огромным потенциалом межгосударственного и межрегионального взаимодействия стран Евразийского континента.
Полную готовность всей новой трассы Министерство транспорта планирует получить к 2027 году.Однако у этого проекта есть конкурент: частная автомагистраль «Меридиан» (маршрут пролегает в обход республики Татарстан через Самару, Саратовскую область, Ульяновск, Пензу, Орловскую область с выходом на Смоленск и Беларусь), основным отличием которого является финансирование полностью из внебюджетных средств.
Противники «Меридиана» указывали на то, что он проходит по второстепенным для России экономическим центрам, а вот автодоровский маршрут (Ленинградская, Московская, Владимирская, Нижегородская области, Чувашия, Мордовия, Ульяновская и Самарская области, Татарстан и далее на Казахстан) еще и открывает перспективу на дальнейшее ответвление до Екатеринбурга. Также указывали на то, что путь через Беларусь упирается в «буферные» страны — прибалтийские республики, Польшу и Украину, которые могут и перекрыть движение в угоду США (автодоровский же проект — с выходом на порты Петербурга).
Важную роль сыграло и то, что в Татарстане уже, по сути, начали строить часть коридора к Китаю — 300-километровый участок трассы Шали — Бавлы (перемычка между федеральными трассами М7 и М5) Автодоровский проект предполагается реализовать в форме государственно-частного партнерства, где доля частных инвесторов — 30–40%. Ориентировочная стоимость транспортного коридора — 1,5 трлн рублей.
Как же это скажется на грузоперевозчиках и бизнесе? Мнения практиков разделились. В пользу «Меридиана» то, что потребуется лишь улучшить существующую инфраструктуру трассы М7 и привлечь меньшее количество денежных средств, при этом деньги государства не требуются.
Впрочем, для
грузоперевозчиков и та, и другая дороги будут платными, ведь при движении по М7 оплата производится по системе «Платон».
В то же время строительство этой трассы выглядит как попытка конкуренции с железной дорогой, по которой схема перевозки давно отработана. Главное, чтобы стоимость автомобильного проезда по платной трассе была не чрезмерно высокой для российского бизнеса и перевозчикам не пришлось пользоваться менее развитыми, но долгими и бесплатными маршрутами.