Для общего развития (во выборам в США и не только).
Всё это уже в истории было! Демократическими способом олигархию отстранить от власти было невозможно1. В Древнем Риме олигархия всегда стремилась к реваншу всеми возможными способами.
Компромисс с олигархами был невозможен, это пробовал сделать Цезарь и его зарезали те, кого он пощадил, когда пришел к властиПосле убийства Цезаря солдаты, ветераны походов Цезаря, заставили своих полководцев помириться и отомстить знати за убийство вождя.
Были объявлены «проскрипции» - всеобщая охота на аристократов, их убивали в домах, на улицах, на кораблях во время бегства из Италии. Было убито более двух тысяч богатейших людей и среди них знаменитый оратор, вождь аристократии Цицерон. Конфискованные у знати поместья после раздела на мелкие участки раздавались ветеранам и беднякам.
Почему так произошло? Демократическими способом олигархию Рима отстранить от власти оказалось невозможно. Олигархия манипулировала демократией, подкупала, убивала лидеров, возвращалась после восстаний, применяла репрессии и даже разрушала целые города, не желая разрешать ключевые противоречия в обществе. Этот процесс занял около 100 лет.
Последней каплей для начала победы римской революции стало, по сути, ритуальное убийство Цезаря
А окончательная потеря власти олигархией была ознаменована убийством 2000 богатейших людей Рима.
Прошло уже 2064 года после убийства Гая Юлия Цезаря. Но и сейчас обстоятельства его гибели и их последствия могут многому научить.
2.
Маздак (ум. ок. 524 или 528) — средневековый
зороастрийский персидский религиозный реформатор и пророк,
которого считают одним из первых социалистов в истории человечества. Маздак родился около 450 года в семье зороастрийского жреца Бамдада и в свою очередь сам стал жрецом (
мобедом). В 491 году он возглавил религиозное и общественное движение, получившее впоследствии имя маздакизма и направленное в первую очередь против персидской аристократии. Сначала Маздака поддерживали купцы, дехкане, ремесленники, часть мелкой местной знати и городская беднота, а также шах
Кавад I из династии
Сасанидов, хотевший ослабить жречество и аристократию во главе с Зармихром. Благодаря шаху Маздак становится верховным жрецом Персии.
Сосредоточив в своих руках религиозную власть, Маздак выступил за очищение
зороастризма, заявив о том, что народ забыл смысл
Зенд-Авесты, не так выполняет повеление Бога, как проповедовал
Зоратустра и его якобы послали обновить веру зороастризма. Его учение быстро приобретало популярность в условиях ожесточенной борьбы нескольких придворных партий и все возрастающего недовольства народа, усиливалось частыми неурожаями.
Маздак уговорил шаха раздать зерно с шахских запасов, затем объявил об обобществлении собственности и провозгласил лозунг «Всем поровну!». Движение маздакитов охватило Месопотамию и Закавказье. Кроме захвата пищи маздакиты открывали и распускали гаремы.
Однако в 496 году Кавад I был свергнут, его посадили в «замок забвения». Шахом князья назначили брата последнего. С этого момента Маздак был отстранен.
В 496 году Кавад I сумел бежать на восток и с помощью эфталитов двинулся к
Ктесифону. По всей Персии восстали маздакиты, брат отрекся от трона, и Кавад I вернул себе власть в государстве. После этого положение Маздака не только стало прежним, но и существенно укрепилось. В 497 году шах отменил законы о традиционном браке. Сам Маздак, чем дальше, тем больше подпадал под влияние радикального крыла движения. Несогласные с реформами были объявлены сторонниками зла и подверглись террору со стороны маздакитов.
Впрочем, после 502 года в движении произошел раскол. Поскольку маздакиты захватили имущество знати, раздача его народу приняло очень большие размеры, от Маздака отошла большая часть средней знати, опасаясь за свои земли. Значительный удар по положению Маздака было нанесено шахом Кавадом I, который приказал казнить военнослужащего Сиявуша (сторонника Маздака), который в 496 году спас шаха из тюрьмы.
В 528 или 529 году, воспользовавшись началом войны с Византией, Кавад I решил покончить с Маздаком. Он был приглашен на инсценированный шахом религиозный диспут с зороастрийскими жрецами.
Маздака тут же объявили еретиком и казнили со всеми присутствующими на диспуте представителями народного движения — зарыли живьем в землю вниз головой (по другой версии, его расстреляли из луков). Большое количество рядовых маздакитов были схвачены. Под лозунгами Маздака затем шло восстание
Муканны в конце VIII в. в Средней Азии, восстание
Бабека в начале IX в. в Закавказье.