Большой передел мира
245,403,749 498,738
 

  DeC ( Профессионал )
16 ноя 2020 00:35:39

Карабах

новая дискуссия Дискуссия  462

По результатам мирных договоренностей в Карабахе Баку получил право на транспортный коридор, который свяжет основную территорию страны с Нахичеванью, граничащую с Турцией. Предусмотрено создание "новых транспортных коммуникаций".

Турция уже заявила о намерении построить железную дорогу до Нахичевани. Продлив ее до Каспия, Анкара получит еще один логистический выход на Китай.

Эта ветка Нового шелкового пути идет в обход России, но Москва не возражает: в регион заводится воинский контингент, а контроль коридора обеспечат российские пограничники.

Характерный момент - меморандум между Турцией и Азербайджаном по проекту железнодорожной линии Карс-Ыгдыр-Нахичевань подписали еще в феврале. Очевидно создание этого коридора было одной из целей войны.

В последние годы Турция активно развивает транспортную инфраструктуру. После начала пандемии инвестировано $5,7 млрд, в том числе в модернизацию и строительство железных дорог. Цель - довести объем ж/д грузоперевозок с текущих 30 млн до 150 млн тонн к 2028 году.



Подмигивающий
  • +1.47 / 28
КОММЕНТАРИИ (4)
 
 
  Jerry ( Слушатель )
17 ноя 2020 11:29:59
Хороший разбор изменений транспортных коридоров по итогам войны в Карабахе был у Сергея Сигачёва aka Periskop. Целиком пост можно прочитать по ссылке, я же хотел бы выделить самый, на мой взгляд, интересный момент оттуда:

...

Четвертое. Ещё любопытней ситуация с южным транспортным коридором, который предполагается разблокировать по Соглашению и интернационализировать под контролем российских сил:

Цитата9. Разблокируются все экономические и транспортные связи в регионе. Республика Армения гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджанской Республики и Нахичеванской Автономной Республикой с целью организации беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях. Контроль за транспортным сообщением осуществляют органы Пограничной службы ФСБ России.


Тут надо пояснить, что по пограничному Югу проходит не только автомобильная дорога, но и железная дорога. Часть её построена в 1936 г., а соединение со старой царской дорогой в Джульфе - в 1941 г. Коридор этот заброшен в 1992 году, когда война перерезала аж в 4 местах. Постепенно Армения разобрала свои участки, а Азербайджан сохранил их до Горадиза на востоке, и внутри Нахичеванского анклава.

Но это не всё! Иран, воспользовавшись 30-летним безвластием и по факту "ничейной" буферной территорией, под шумок построил там Худаферинскую ГЭС и затопил около 15 км демонтированной железной дороги. Вот этот кусок, в зеленом квадратике:



Понятно, что там серьёзно изменился рельеф. Причём настолько серьёзно, что после подьема уреза воды на 35-40 м новое место для линии напоминает Кругобайкалку - там надо вырубать скальный коридор, это сверхдорого. Правда, такой самый сложный участок длится всего 8-9 км, но тем не менее. Когда-то было Соглашение СССР и Ирана от 1977 года, где этот проект предусматривалось делать совместно. Однако Иран после исчезновения второй стороны на всё это изящно положил х..., ой, болт, и сделал то, что хотел без учёта транзитной линии. Азербайджан земли не контролировал, Армении было пофиг. Теперь получили транспортно-географический тупик. Кстати, мне не очень понятно, почему Азербайджан помалкивал, когда Иран менял рельеф территории и в одностороннем порядке перекрыл ж/д коридор.

Зона затопления линии (красным цветом):



Рельеф изменился настолько сильно, что теперь просто так линию не продолжить. Она подходит к Худаферинской ГЭС снизу и упирается в плотину. Высота перепада уровней - 65 м. Это значит, что железную дорогу придётся переделывать до ГЭС на протяжении как минимум 10 км и поднимать её, чтобы компенсировать перепад высот. А далее либо пробивать тоннель через скалы в 6-7 км, либо пробивать береговой коридор, как на Кругобайкалке. Всё это очень дорого.



Так что железная дорога по Южному коридору быстро явно не заработает: там надо не просто много, а очень много денег на её восстановление. Автомобильную дорогу, правда, перенесли от ГЭС севернее, и она рабочая. Вот её и будут использовать. Что интересно, водохранилище было заполнено только в 2010 году, т.е. совсем недавно.
  • +4.19 / 68
 
 
  adolfus ( Практикант )
17 ноя 2020 14:56:59
Граница между Ираном и АзССР проходила по реке Аракс. Плотина построена, тем не менее, не вдоль реки, а поперек – с Иранского берега на Азербайджанский. Т.е. часть инфраструктуры ГЭС располагетсяна азербайджанской территории. При этом азербайджанская территория была "испорчена". По идее, именно Иран должен восстанавливать железную дорогу, Да и долю от этой ГЭС отстегнуть азерам. Например, запитать инфраструктуру ж/д от этой ГЭС.
  • +0.31 / 10
 
 
 
  Jerry ( Слушатель )
17 ноя 2020 23:16:48
Полез я изучать, что это за ГЭС такая и как с ней дела обстояли. Есть информация на неполживой Вики, а также на ряде сайтов:

1. Яндекс.Дзен;
2. В блоге компании "Русгидро";
3. На Афтершоке;
4. На одном азербайджанском русскоязычном сайте;
5. На другом азербайджанском русскоязычном сайте.

На всех перечисленных под номерами сайтах по сути дела один и тот же текст, перепетый разными Рабиновичами. Попробую и я вставить пару своих ноток Подмигивающий. Итак, по информации с Вики,  предыстория событий приблизительно следующая:

- Октябрь 1977 года: достигнуто соглашение между СССР и Ираном по строительству каскада гидроэлектростанций;
- 1982 год: завершено проектирование;
- Начало 1990-х: проект был пересмотрен.

В блоге Русгидро информация другая:

- 1970-е годы: СССР и Иран совместно построили гидроузел"Аракс" мощностью 44 МВт в Нахичевани;
- Конец 1988 года: между СССР и Ираном было подписано соглашение о строительстве гидроузлов "Ходаферин" и "Гыз-Галасы" на Араксе.

В любом случае, далее СССР распался, на предполагаемом месте строительства начался военный конфликт, и начать стройку возможности не было. Но если нельзя, но очень хочется, то можно, и, по данным Вики, которая, в свою очередь, ссылается на армянские СМИ, Иран заключил секретное соглашение с Арменией о строительстве этой электростанции. Также по данным Вики, строительство началось в 1999 году.

Так как с политической точки зрения вопрос был очень скользкий, то реализация проекта осуществлялась в условиях полного радиомолчания. Лишь в 2009 году иранские СМИ сообщили о намерениях правительства о закупке оборудования для данной ГЭС, после чего азербайджанская оПЧественность сильно возбудилась Улыбающийся. Заполнение водохранилища и ввод в строй завершены в 2010 году.

Есть один любопытный нюанс: в Вики сообщается, что с 2007 года из 10-километровой зоны вокруг ГЭС были выведены армянские войска, и вместо них охрану станции взяли на себя иранские военнослужащие (по ссылке 4 уточняется, что это были военнослужащие КСИР).

В качестве вишенки на тортике: по ссылкам 4 и 5 говорится, что в ходе визита президента Ильхама Алиева в Иран 23 февраля 2016 года было подписано соглашение "О сотрудничестве между правительствами Азербайджана и Ирана в сфере продолжения строительства гидроузлов и гидростанций «Худаферин» и «Гыз Галасы» на реке Араз, их эксплуатации и использовании энергетических и водных ресурсов". Азербайджанскую оПЧественность снова знатно бомбануло, хотя и зря - в преамбуле к соглашению было указано, что стороны подписали договор с учетом значимости восстановления территориальной целостности Азербайджана в соответствии с требованиями четырех резолюций СБ ООН.

По ссылкам 3 и 5 есть видео от 18 октября текущего года, где азербайджанский военнослужащий докладывает Алиеву о взятии района ГЭС, стоя на фоне плотины.

Так что, отвечая на Ваш пост, камрад, думаю, что уж насчёт железной дороги Азербайджан с Ираном договорятся, и договорятся, скорее всего, полюбовно. А вот армяне, как говорится, "здобулы", и "здобулы" по полной программе. Соглашение 2016 года должно было стать для них не звоночком, а набатом, но вместо этого они вляпались в цветную революцию через 2 года, и ещё через 2 года - в войну, по результатам которой потеряли кучу территорий и людей. Если же верить тексту по ссылке 1, в котором утверждается, что после пуска Худаферинской ГЭС Карабах стал профицитным с точки зрения электроэнергии регионом, то походу ещё и оказывается, что рубильник от Степанакерта находится в руках азербайджанцев. Круто, чего уж там...
  • +3.11 / 66
 
 
 
 
  Luddit ( Слушатель )
17 ноя 2020 23:39:34
Тут недавно ссылка пробегала - я так понимаю, что "договориться" не самой большой проблемой окажется.
Там старая железка затоплена, то есть надо тянуть новую ветку на всем протяжении водохранилища и еще хрен знает сколько ниже него - чтобы спуститься с высоты плотины по краю гор с допустимым уклоном плюс выйти на прежнюю трассу.
По горам. А в районе водохранилища - по ставшим нестабильными горам.
  • +0.88 / 15