Снятый чешскими участниками движения "Бессмертный полк" новый фильм "Цена Победы" задуманный в качестве ответа инициаторам сноса памятника маршалу Ивану Коневу в Праге, вызывает смешанные эмоции.
Дело то, безусловно, благое. Попытка напомнить «новоевропейцам» о ключевой роли Советского Союза в разгроме нацизма заслуживает уважения. И герои 1-го Чехословацкого корпуса под командованием Людвика Свободы, сражавшиеся с гитлеровцами плечом к плечу с советскими воинами под Харьковом, Запорожьем, в Закарпатье и в самой Праге, без всякого сомнения, заслуживают и почтения и увековечения памяти.
«Такие фильмы чрезвычайно важны, потому что они позволяют сохранить национальную память. Ведь далеко не является секретом, что за последние 30 лет чешская историография, что называется, клонирует взгляд Запада на очень многие события. При этом вычеркиваются достаточно тесные отношения между Советским Союзом и Чехословакией в 20-х, 30-х годах. Потом были годы Великой Отечественной войны, освобождение Праги войсками Конева, и вот мы видим такое скотское отношение современных либертарианцев к этим историческим событиям», – оценил этот фильм российский политолог и военный историк Армен Гаспарян.
Политический курс, избранный Чехией практически сразу же после выхода из советского блока и продолжающийся до сих пор, не позволяет переоценить пропагандистское значение этого фильма для чешского общества.
В соответствии с государственной политикой и пропагандой в пост-советской Чехии, и общественному мнению, распространенному еще в социалистической, освобождение страны из под нацистской оккупации, стало началом советской оккупации.
Гигантская цена, заплаченная советским народом за освобождение и сохранение восточноевропейских городов в глазах большинства современных чехов, поляков, болгар – это потери «советских оккупантов». И о каких бы жертвах и страданиях этих «оккупантов», и советских воинов, и сражавшихся с ними в одних рядах чехов, ни шла речь, жалко их современным восточным европейцам не больше, чем потомки советских солдат и мирных граждан склонны сочувствовать героям немецких фильмов про Вторую Мировую войну.
Снос памятника командующему первым украинским фронтом маршалу Коневу в прошлом году – это всего лишь продолжение кампании глумления над памятью советских освободителей, которая является частью государственной политики в Чехии со времен распада советского блока.
Переломить тезисы антисоветской и антироссийской пропаганды, закрепленной в учебниках, книгах, постоянно транслируемой из СМИ, закрепившиеся в общественном сознании чешского общества в поколениях, при помощи одного, десяти, ста, сколь угодно правдивых документальных фильмов, к сожалению, вряд ли получится.
Взывания к исторической памяти чешского народа и его совести от авторов фильма больше говорят о самих авторах и их поддерживающих, чем обращены к современным чехам. По крайней мере, свидетельствуют о том, что у некоторой части чешского общества сохранились еще и историческая память, и совесть. И этот факт заслуживает внимания и со стороны российского общества.
Как некоторый нюанс на фоне рассчитанных плевков в лицо от имени других чехов сносами памятников и осквернением могил советских воинов.
И вот к этой части чешского общества, как и к большинству жителей других восточноевропейских стран, где проводится та же политика, нужно обращаться с совершенно другими посылами. В условиях стремительного нарастания военной напряженности в Европе, антироссийских инициатив и приготовлений хозяев блока НАТО было бы очень полезно донести до чехов, как и до поляков, да и до болгар, что их антироссийское и антисоветское неистовство замечено и принято во внимание с соответствующими выводами.
Что их отношение к могилам и памятникам советских воинов, наконец, заставило россиян вспомнить о том, что к гитлеровскому Рейху та же Чехия присоединилась совершенно добровольно, без сопротивления и в течение всей войны служила оружейной мастерской для тех, кто убил десятки миллионов советских солдат и мирных граждан.
Что отношением этим они вполне убедили современное поколение россиян, что никогда более не стоит платить жизнями десятков и сотен тысяч солдат за сохранность чужих городов. Потому что потомки выживших жителей этих городов того не оценят.
К огромному сожалению, в условиях все более обозначающегося в Европе противостояния, в котором Чехия, так же добровольно как в Третий Рейх, вступила в антироссийский военной блок НАТО, более актуальны фильмы о войне не прошлой, а будущей.
В которых чехам, полякам, болгарам, будет наглядно показано, что случится с их городами, пунктами базирования натовских войск, в первые дни и часы войны против России, на которую их толкают американские покровители. Компьютерная симуляция чудесной Праги после многосоткилотонных ядерных ударов и детальное описание трудностей выживания ее обитателей в радиоактивных руинах, чередующиеся с кадрами прошлой войны, а затем надругательством чехов над могилами и памятью ее героев, наверняка окажут более глубокое воздействие на чешское общество, чем обращение к его коллективной совести.
Если нет совести, должен заговорить хоть инстинкт самосохранения. И тогда, возможно, у тех чехов, которые хранят память о совместно с русскими пролитой их предками крови, появится больше сторонников в чешском обществе. А у тех чехов, чьи предки лежат в могилах не под звездами, а под крестами по всей России, появится повод вспомнить, что надругательство над могилами дедов – с древнейших времен – один из безусловных поводов для межплеменной ненависти и мести.
Именно на создание этого повода, и на пробуждение глубинной и очень обоснованной неприязни со стороны вероятного противника, русских, их подвигли инициаторы сноса памятника Коневу и осквернения могил.
Идейная борьба, очень важным словом, в которой стал фильм «Цена Победы», имеет первостепенное значение не только уже и не столько для исторической памяти чешского народа, сколько для его будущего. Вообще. На земле. И потому этот фильм, демонстрирующий наличие и мнение здоровой части чешского общества сегодня так важен.
Лохматый