Большой передел мира
266,570,664 521,841
 

  Sir Max Merfie ( Эксперт )
23 ноя 2020 06:08:36

Европейские неприятности

новая дискуссия Аналитика  17.645

Европейские неприятности

Европу лихорадит, ее бросает то в жар, то в холодную испарину, ее ломает, как в приступе тропической лихорадки. Все это, по большому счету, следствие неудачной попытки сопрячь не сопряжимое, объединить континент, который был разрознен веками, слить воедино экономические уклады и религиозные принципы, при этом, оставить в силе самый большой водораздел – между Россией и Западной Европой, проходящий не только по политическим предпочтениям, но и ценностям.

Европа, переживающая коренную «ломку», пытается собраться для того, чтобы предстать в текущей части увлекательно драмы не дичью, а охотником. Получается это достаточно слабо. Европейское единство оказывается иллюзорным. Что уж может это описать лучше, чем текущий выход Великобритании из Европейского Союза и споры вокруг европейского бюджета на следующие семь лет. Европейские ценности на поверку были не всеобъемлющими, с ними упорно не желают мириться «изгои» в «дружной семье» европейских народов – Польша и Венгрия. Европейский фундамент – «поплывшим», не способным к устойчивым вызовам будь то торговые санкции со стороны США, или открытый, а местами и издевательский, вызов Эрдогана, который, разрушая европейскую солидарность угрозой пустить в Европу толпы ближневосточных беженцев, при этом говорит о европейском выборе Турции и необходимости ее принятия в Евросоюз.

Все это, свидетельствует о глубочайшем кризисе, который ЕС когда-либо переживал в своей истории. И если давние разборки вокруг проваленной Евроконституции закончились Лиссабонским договором (а это практически как в анекдоте, «что же, пойдем кружным путем, привези мне, тятенька, цветочек аленький»), то текущая ситуация грозит разорвать на части единую Европу и сделать ее как минимум триединой «франко-германской», «проамериканской» и «британо-скандинавской», что, естественно совсем не радует еврочиновников, которые на фоне бессмертной «Оды радости» Людвига ван Бетховена, призывающей миллионы обняться, наблюдают стремление этих миллионов, извините, набить друг другу морду. Почему? Потому что одно дело лозунги и совсем другое дело – жизнь, которая порой в Евросоюзе оказывается совсем не такой, как мечталось и как ждалось.


Попробуем посмотреть несколько наиболее серьезных разломов ЕС с которыми сейчас приходится сталкиваться «единой» Европе и на те шаги, которые могут быть предприняты для того, чтобы ситуация перешла из стадии тотального разобщения и ненависти хоть к какому-то совместному решению актуальных вопросов европейской политики. Разумеется, понимая, что в фактически решение данной задачи является крайне сложной и многофакторной задачей, возможно даже и нерешаемой.

Великобритания

Хотя сейчас сложно сказать, что является главным источником бед для ЕС, то ли Россия от которой приходится ожидать чего угодно, то ли Великобритания, поставившая на уши европейские финансы, которых теперь катастрофически не хватает, то ли Турция, разжигающая по окраинам ЕС один пожар за другим с изяществом прирожденного пироманьяка, то ли внутренний «засадный полк» в лице Польши и Венгрии, который готов всадить нож в европейское единство.

В текущем моменте наибольшие вопросы возникают по отношению к взаимодействию ЕС и Великобритании. Даже осознавая, что Британии будет очень плохо от не заключения сделки по окончательному выходу Великобритании из ЕС (хотя бы в связи с тем, что граница между Ирландией и Северной Ирландией будет фактически закрыта, что подтолкнет североирландцев к большей политической активности, либо проведет другую границу между Великобританией и Северной Ирландией, что вообще превращает единое экономическое пространство Королевства фактически в лоскутное одеяло) официальный Лондон торгуется и не идет на уступки Брюсселю.

Во многом это связано в том числе и с не полностью определенным положением хозяина Белого Дома в США. Гипотетически на Трампа Великобритания могла бы надеяться, как на штатное пугало для ЕС, дескать, если не подпишите выгодное нам соглашение мы с США (как знаменитые галантерейщик и кардинал) будем совместно вести с ЕС торговую войну. С другой стороны, окажись в кресле президента США Байден данные надежды не только улетучатся, но и обретут иной смысл. Писали. Что Байден уже выразил озабоченность проблемой Северной Ирландии, а это тревожный звонок для Лондона.  

Естественно Лондон не собирается ждать милости. Судя по поступающей информации британские власти пытаются осложнить жизнь ЕС, координируя свои позиции с некоторыми «бунтующими» странами ЕС в части неприятия бюджета Евросоюза и практически в открытую поддерживают Эрдогана в его афере в Карабахе и а Кипре, особенно на Кипре. Где у Великобритании имеется две суверенные военные базы и проблема Фамагусты, без их (Британии) участия, не решается никак. Лондон как бы намекает. Хотите более сильны позиций? Идите на компромисс по соглашению о выходе Великобритании из ЕС. Но ЕС не сдается. При этом не совсем ясно что в большей степени движет Брюсселем, старание минимизировать экономический ущерб, либо наказать заносчивый остров за выход из ЕС, дабы другим было неповадно следовать той же дорогой.


Безусловно проблема Великобритании имеет свое завершение. Кто-то говорит, что она должна быть окончательно решена уже 23 ноября 2020 года, кто-то намекает, что торг будет идти до самых последних минут 2020 года по Гринвичу. Скучно же не будет никому.

Турция

Другим возмутителем спокойствия является Турция. Страна, перед которой Евросоюз долгих 40 лет держал «морковку» вступления в ЕС, и которая теперь подкидывает одно за другим поленья в костер, разгорающийся вокруг ЕС. При этом Эрдоган в нюансах овладел «английским юмором», на фоне развязывания им первого за много десятилетий прямого конфликта в ЕС (вокруг Кипра) заявляющего о стремлении Турции в единую Европу и о том, что турки разделяют европейские ценности. Наверное, эти ценности разделяются, а вероятно, расчленяются, в промежутке между намазом в Святой Софии и угрозой запустить в ЕС еще беженцев.

А самом деле Эрдогана можно понять. Фактически ему ничего не остается, кроме как пуститься во все тяжкие. Покушение он уже пережил, экономика в упадке, у соседей то один конфликт (в Сирии, почти заершенный), то другой (в Ливане, еще толком и не разошедшийся), а за океаном Гюлен, с радостью готовый подхватить падающую корону с головы Эрдогана и отдать ее американскому руководству.

При этом, очевидно, что сил и средств у Турции не только противостоять ЕС на полном серьезе, но и воплотить все обещания Эрдогана в жизнь просто нет. Более того, организовав большое число очагов пожара (Идлиб, Триполи, Карабах, Кипр, Восточное Средиземноморье) Тцрция рискует в них увязнуть и потерять шанс на благополучный исход, так как, и экономика и политическая сфера Турции в глубочайшем кризисе.

Триумф в Карабахе (когда турки получили возможно и меньше, чем хотели, т.к. Карабах полностью Азербайджан не взял, турецкие войска в Азербайджане только на год, но больше, чем должны были, благодаря «блистательному» предательству армянским руководством своих же национальных интересов) дал Эрдогану возможность резко нарастить давление в Восточном Средиземноморье, фактически подготавливая там войну. Турецкий Кипр гарантированно попытается вернуть себе Фамагусту, которая по всем позициям должна быть под контролем Республики Кипр. Главным противником Турции в этом плане будет Греция, которой «щедрый» ЕС решил выделить 72 миллиарда евро сейчас и 1,8 триллиона «когда-нибудь» (в течение 7 лет). Может и не дойдет до войны, кто знает, но будет очень напряженно и горячо. Как бы и на Кипр не пришлось вводить российских миротворцев (это разумеется шутка, т.к. при греко-турецком конфликте там в качестве миротворцев на перегонки встанут Великобритания и Франция).


При этом громкие заявления Эрдогана о том, что «Турция хочет в ЕС», нужды для того, чтобы быть, как минимум, неуслышанными Европой, а, как максимум, просто посланными, после чего развести руками и сказав «ну мы же предлагали» начать откровенно разрушительную для Европы операцию по «отуречиванию» Кипра.

Польша и Венгрия

Масла в огонь подливают Венгрия и Польша. Эти страны, первое время после вступления в ЕС ведшие себя достаточно тихо (Польша и Венгрия члены ЕС с 2004 года), однако затем показавшие свою строптивость. При этом, Польша занимала вообще потрясающую по своей уникальности позицию. С одной стороны, активно критиковала ЕС, особенно нынешний польский президент, а с другой имея в верхах ЕС своего представителя Д. Туска. Но это две разные Польши.

Польше и Венгрии многое не нравится в нынешней Европе. И наплыв беженцев из Африки и с Ближнего Востока, которые Венгрия и Польша соглашаются разместить с огромным скрипом и не в тех количествах, на которые надеются Париж и Берлин. И неготовность принимать европейские либеральные ценности, вспомним хотя их решение по абортам и то, какие волнения начались в Польше из-за этого. Да и с финансовой политикой ЕС эти страны не согласны. Настолько, что блокируют принятие бюджета ЕС до 2027 года. А ведь этот документ сейчас ждут все в Европе, так как он может внести хоть какую-то определенность в европейские финансы.

В принципе и Варшаву, и Будапешт можно понять. Драконовские штрафы (например, за не размещение тех же беженцев), ограничение помощи со стороны ЕС и это на фоне невиданной щедрости, проявленной к Греции. Все это, разумеется их не устраивает. При этом не ясно, что в большей мере движет еврочиновниками в контексте ограничения отчислений Венгрии и Польше. Попытка растянуть и без того не очень внушительный в кризисные времена бюджет ЕС на всех, а значит и урезание тех или иных трат, или все же стремление наказать тех, кто не желает шагать в ногу с Брюсселем. Вероятно, и то и другое, поскольку найдя деньги для Греции сбалансировать траты не обделив Венгрию и Польшу было, разумеется, можно. Но зачем? Чтобы они продолжили вставлять палки в колеса общеевропейским трендам и фактически саботировать решения Еврокомиссии? ЕС - это не сборище благотворителей, и не клуб любителей чужого суверенитета, Это - испытательная площадка нового мирового порядка, протягивавшая в свое время щупальца к Северной Африке (арабская весна) и в постсоветским государствам (восточное партнерство). И в ней нет места несогласию. Между тем, в текущем моменте ан фоне конфронтации с Великобританией, вызовов, которые предъявляет Турция такие демарши вполне чувствительны и имеют видимые эффекты. Тем более, что на прошедших выборах в Польше так и не удалось Брюсселю поставить своего кандидата простив опостылевшего Дуды.


Сопротивление строптивых преодолеют, это бесспорно, их уедят, или принудят, но осадок останется и когда-нибудь больно ударит по европейскому единству.

Что-то за океаном

Сейчас же, самая большая опасность для объединенной Европы исходит не от Великобритании, Турции и европейских бунтовщиков. Незримая, но явная опасность исходит из США на фоне продолжающегося скандала по поводу завершившихся (не до конца) президентских выборов. Со всей очевидностью, Европа, единогласно сделавшая свой выбор и сразу же поздравив Байдена с избранием, серьезно подставилась.

В текущем моменте президентом США является Трамп и будет им еще как минимум два месяца, вплоть до 20 января. Когда в рамках процедуры инаугурации власть должна перейти вновь избранному президенту. А для того, чтобы насолить ЕС у Трампа времени вполне хватит. Таким образом с США у ЕС связано две угрозы. Одна из них явная, но временная, вторая скрытая пока что, но более серьезная.

Явная угроза – это месть Трампа. Ввести новые пошлины против европейских товаров? Пожалуйста! Но только на два месяца. Организовать расследование против каких-то действий европейских государств? Пожалуйста! Но опять же на два месяца. Задружить с оппонентами ЕС (той же Турцией)? Пожалуйста! И тут на два месяца. Ввести санкции на немецкие компании в связи с «Северным потоком»? Без проблем. На два месяца. А потом все можно отыграть назад и снова получить удобную позицию. Этого Европа не боится и даже переходит в наступление на то, что Трамп уже сделал. Грозится судами, организует конференции, голосует в поддержку «Северного потока -2».

Большей проблемой для ЕС является ситуация, при которой Трамп сохранит свое присутствие в Белом Доме на следующие 4 года. И тогда и торговая война, и секционная политика и будут расцветать, сделка с Ираном опять будет тормозиться. Более того. США всерьез возьмутся за работу на грядущих выборах в Бундестаг Германии в 2021 и а президентских выборах во Франции в 2022 году. А это уже совсем другая. Более жесткая и неприятная история. Тем более, что после выборов Трампу будет уже не нужно оглядываться на предпочтения избирателей, так как больше ему не баллотироваться.

Байден был бы для ЕС вариантом наиболее приемлемым и желанным. Он ассоциировался бы с возвращением курса Обамы, при котором обсуждали Трансатлантическое партнерство, но не торговые войны. Суждено ли сбыться европейским мечтам станет известно в самое ближайшее время. Если же нет, Европе предстоит готовится к очень тяжелым четырем годам, разрушительным четырем годам, возможно даже потерянным четырем годам. Но другого выбора нет.


Ближайшие полтора месяца будут для ЕС временем больших испытаний. Как единая Европа переживет его будет видно в ближайшее время. Сейчас же она попытается выйти из бюджетного кризиса с наименьшими потерями. А это практически невозможно.
Отредактировано: ConstB - 23 ноя 2020 12:11:23
  • +3.54 / 69
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!