Пора поговорить,
кто выиграл, а кто проиграл от брэкзит сделки.Победители1) Борис Джонсон Казалось, что коронавирус перечеркнул первый премьерский год нового лидера страны. Правительству пришлось на долгое время переносить обещанные реформы и работать исключительно в ручном режиме. Новый брэкзит договор оправдывает Бориса в глазах ключевого электората. Сложно поверить, но
Борису удалось разорвать заколдованный круг консервативных премьер-министров. Начиная с Теда Хита, каждый консервативный лидер спотыкался на европейском вопросе.
2) Брэкзит фракция консервативной партииБрэкзитеры внутри правящей партии сумели выжать максимум из своего статуса. Не стоит забывать, что идейных брэкзитеров в консервативной партии не более 30% от депутатского корпуса. Тем не менее, железная дисциплина и вера в свои силы помогли этой группе осуществить свой давний план. Брэкзитеры не боялись выступать открыто против лидеров партии (Мейджор, Кэмерон, Мэй), чтобы добиться уступок. В какой-то момент (2018-2019) казалось, что неуступчивостью они могут похоронить брэкзит полностью. Однако к декабрю 2020 становится понятно, что их стратегия окупилась сполна.
3) Брэкзит коалицияЭтот электоральный блок практически не претерпел изменений за последние пять лет. Все эти годы те, кто голосовал за выход за ЕС последовательно поддерживали тех, кто ярче выступал в этой истории. В нулевые эти был UKIP, в 2017 эти были консерваторы, в 2019 брэкзит партия, а в конце прошлого года снова консерваторы. Такая коалиция успешно защитила и пролоббировала интересы
Проигравшие 1) Шотландские националистыСторонники SNP (главной шотландской политической силы) постирали руки. Жесткий сценарий брэкзита оставался последней недостающей деталью для шотландской независимости. 2020 отлично складывался для сторонников независимости региона. Социологи впервые зафиксировали устойчивое преимущество сторонников независимости, а рейтинг Николы Стерджен (первого министра Шотландии) только выиграл от коронавируса.
Однако
общее соглашение между Лондоном и Брюсселем затрудняет жизнь националистам. К маю эпидемия коронавируса начнёт отступать, а о проблемах брэкзита начнут забывать.
2) Лейбористская партия Главная оппозиционная партия умудрилась несколько раз последовательно выбрать худший вариант из возможных. Джереми Корбину (в душе согласившимся с итогами референдума) пришлось подстраиваться под большинство членов партии, которые с каждым годом противились брэкзиту все сильней. Не лучше дела идут у Кира Стармера. Многие помнят, что новый лидер лейбористов был сторонником повторного референдума. Его решение политически поддержать брэкзит план Бориса Джонсона в очередной раз бьет по партии, а некоторые теневые министры грозятся покинуть кабинет
3) Прогрессивная общественность и мейнстримовые медиаДолгое время этот лагерь пребывал в полном шоке от итогов референдума. Отсюда самые безумные попытки объяснить победу брэкзитеров (имперский комплекс, русские хакеры, Cambridge analytica).
Главной же ошибкой стало нежелание идти на диалог с брэкзит лагерем. Попытки отмены результатов референдума и апеллирования к повторному волеизъявлению добили возможность компромисса.