Интеграционные процессы в ЕАЭС требуется ускорить в связи с новыми внешними вызовами, обусловленными, прежде всего, пандемией COVID-19, растущей нестабильностью мировых сырьевых цен и усилением протекционизма на мировых рынках. Минимизировать воздействие этих факторов призвана, прежде всего,
Стратегия развития евразийской интеграции на период до 2025 года, в основе которой – реиндустриализация экономики и, соответственно, экспорта стран Союза. Такова, пожалуй, главная рекомендация видеоконференции по интеграционной проблематике, состоявшейся на днях с участием президента РФ Владимира Путина.
Президент
отметил, что среди приоритетов взаимодействия в ЕАЭС остаётся дальнейшее развитие взаимной торговли. За 6 лет существования ЕАЭС, несмотря на непростую внешнюю конъюнктуру, удалось сделать многое. Так, в 2019 году взаимный товарооборот государств Союза вырос по сравнению с 2015 годом на 35% и составил 61,6 миллиарда долларов. Устойчивыми темпами развивается внешняя торговля стран – членов Союза в целом: её прирост составил 27%.
Но эти показатели не могут удовлетворить полностью, особенно учитывая то, что пандемическая ситуация обусловила значительный объем поставок из РФ в другие страны Союза противоэпидемиологической и смежной продукции, что полноценной торговлей считать трудно. Например, как отмечалось на конференции, доля других стран ЕАЭС в стоимости внешней торговли России увеличилась едва ли не символически: с 7,8% в 2015 году до 8,6% в 2020-м.
Такая динамика обусловлена в первую очередь сохраняющимся преобладанием сырьевой продукции и ее полуфабрикатов во взаимной торговле стран-участниц. А также негативным влиянием пандемии на производство и реализацию товаров и услуг стран Союза как на внутреннем рынке, так и в их внешнеэкономических связях. Изменить эту ситуацию как раз и призвана упомянутая интеграционная стратегия Союза до 2025 года.
В контексте этой программы на видеоконференции особо отмечены две важнейшие тенденции.
Во-первых, это вводимый в действие единый рынок в сегменте производства-обращения лекарств и медицинских изделий. С 1 января текущего года регистрация всех лекарственных средств в странах ЕАЭС осуществляется по единым правилам и процедурам. Вскоре эта мера распространится на другие медицинские изделия в регионе Союза. А это крайне важно в условиях продолжающейся борьбы с эпидемией коронавируса. Соответственно, В. Путин призвал страны ЕАЭС «и впредь эффективно координировать усилия для защиты жизни и здоровья наших граждан».
Во-вторых, это продолжающееся поэтапное расширение единого рынка услуг Союза. К настоящему времени этот рынок включает 53 сектора, а в наступившем году охватит еще не менее 5 сегментов. В том же русле, как подчеркнул В. Путин, действуют недавно утвержденная Концепция формирования общего финансового рынка Союза и подготовка к созданию общего электроэнергетического рынка ЕАЭС (должен вступить в действие к середине 2020-х).
В целом интеграционная составляющая в ЕАЭС пусть небыстро, но набирает темпы. По оценке Сергея Синельникова-Мурылева, ректора Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития РФ,
первой целью Союза была свобода передвижения товаров: к началу 2021-го «она реализована примерно на 60-70%. Ибо еще не до конца урегулированы обороты, например, алкоголя, драгоценных металлов и камней, опасных отходов». Вторая цель – это создание общего рынка услуг, она выполнена на 80%. Третьей же целью было развитие рынка рабочей силы – она достигнута на 70%. В ЕАЭС уже действуют, по словам эксперта, важнейшие правовые составляющие этой сферы: «единая система налогообложения в этой сфере, взаимное автоматическое признание документов об образовании».
В то же время единственная цель, которая пока реализуется недостаточно активно, связана с внутрисоюзным рынком движения капиталов. Как отмечают С. Синельников-Мурылев и многие другие эксперты,
этот показатель выполнен пока лишь на 20-25%. В ЕАЭС-регионе только к 2025 году определятся с обязательными общесоюзными компонентами единого финансового рынка. Соответственно, это позволит формировать единый рынок движения капиталов
/инвестиций в ЕАЭС.
Тем временем Союз, что тоже отмечалось в ходе видеоконференции, не только активно продвигает более тесную интеграцию «внутри», но и успешно утверждается в мирохозяйственных связях. За шесть лет своего существования ЕАЭС заключил соглашения о зонах свободной торговли с Вьетнамом, Ираном, Сингапуром, Сербией: эти документы уже введены или вводятся в действие. В ближайшей и среднесрочной перспективе ЗСТ планируется сформировать еще примерно с 10 странами. Плюс к тому статус наблюдателей в ЕАЭС уже получили Молдавия, Узбекистан, Куба, что тоже предполагает формирование с ними ЗСТ по мере их дальнейшего экономического сближения с Союзом.
И вдобавок все упомянутые страны – в отличие от стран Запада – заинтересованы в импорте из стран Союза именно высокотехнологичной, а не сырьевой продукции. Что, в свою очередь, становится внешним, притом долговременным
стимулом реиндустриализации экономик и экспорта ЕАЭС.
Также в числе приоритетов Союза, как отмечает директор департамента развития интеграции ЕЭК Гоар Барсегян, «выстраивание системного диалога с СНГ, ШОС, Европейским союзом, АСЕАН, а также работа по сопряжению Союза с китайской инициативой «Один пояс – один путь». Для создания, по ее словам, «прочной основы формирования Большого евразийского партнерства».
Словом, целый комплекс внутри- и внешнеэкономических факторов выдвигают в повестку дня более высокие темпы экономической интеграции в рамках ЕАЭС. Соответственно, этим вопросам уделяется всё большее внимание во внутри- и межгосударственных инстанциях Союза. Данная проблематика – на контроле руководящих лиц стран ЕАЭС. Новое тому подтверждение в том, что вскоре после видеоконференции с участием В. Путина – уже 5 февраля с. г. – в Алматы состоится заседание Евразийского межправительственного совета. Причем в очном режиме.
Ссылка