После обретения независимости государствами бывшего СССР в 1991 году, страны Центральной Азии (ЦА) коренным образом изменили геополитику всего региона. В период своей независимости, страны ЦА установили тесные контакты с Китаем, который сегодня стал для них важным партнером, и без которого невозможно представить дальнейшее развитие региона.
Однако растущее влияние и экономическая экспансия Пекина влекут за собой ощутимые последствия для всех стран бывшего постсоветского пространства.
Проникновение китайских экономических проектов в регионе в первую очередь отражаются на развитии коррупционной практики среди чиновников. Это вызывает высокую озабоченность у общественности и в дальнейшем выливается в протесты и стычки с работниками из КНР.
Самый наглядный тому пример – массовые протесты против коррупции в Киргизии в 2019 году.
По результатам расследования было установлено, что десятки должностных лиц и экс-заместитель главы Гостаможенной службы Р. Матраимов, были причастны к коррупционным схемам на границе с Китаем. Тогда тысячи людей вышли на улицы выражая свое недовольство.
Обостряют ситуацию также и крупные коррупционные скандалы, связанные с участием китайских и местных компаний из-за отсутствия прозрачности в соглашениях. Так, например, в январе 2018 года в столице Киргизии произошла авария на единственной теплоэлектростанции в городе, где накануне была проведена модернизация компанией TBEA (КНР). В процессе разбирательства выяснилось, что различные киргизские чиновники занимались лоббированием интересов китайских компаний и закупали оборудование по более высокой цене, в результате чего ТЭЦ не была должным образом подготовлена к зимнему периоду.
Похожие ситуации были в Казахстане, когда в 2013 году раскрылось одно из самых громких уголовных дел — «Хоргоское». После разоблачения преступных схем на казахско-китайской границе стало известно, что около 50 должностных лиц различных служб занимались контрабандой товаров из КНР.
Безусловно, Китай является важнейшим инвестором в ЦА, однако с развитием совместных экономических проектов растет и долговое бремя этих стран. При этом те, кто не сумел справиться с долговыми обязательствами вынуждены расплачиваться своей землей. Так в 2017 году произошло со Шри-Ланкой, которая передала Китаю порт Хамбонтота в аренду почти на 100 лет, чтобы снизить свой долг на 1,1 млрд. долларов США.
Подобный сюжет характерен и для некоторых стран Центрально-Азиатского региона. Например, Таджикистан уже сейчас испытывает большие трудности с обслуживанием своих кредитов, и правительство республики было вынуждено передать Китаю права на добычу золота в некоторых таджикских золоторудных месторождениях, пока не возместит около 331 млн. долларов США, полученных на строительство теплоэлектростанции в Душанбе. Всего как известно Таджикистан должен Китаю примерно 1,2 млрд. долларов США (около 52% всего внешнего долга).
В зоне риска также находятся Киргизия, которая брала у Китая около 1,8 млрд. долларов США (примерно 45% всего внешнего долга). В остальных странах региона ситуация немного получше: Туркменистан и Узбекистан должны Китаю около 17% своего ВВП, Казахстан всего 6,6%.
Таким образом, экономическое господство Китая в ЦА привлекло внимание всего мирового сообщества, любая крупная китайская инициатива в регионе сразу же вызывает общественные протесты. Более того, недавно казавшийся перспективным проект «Один пояс и один путь» сейчас внушает беспокойство своим масштабом и непрозрачностью. Растущая с каждым годом зависимость стран ЦА от Пекина вызывает множество вопросов, о том к чему приведет это доминирование, не является ли это стремлением подчинить себе регион?
СсылкаНужно заметить, что налаживанием различных коррупционных схем занимаются не только китайцы, но и вполне "демократичные" партнёры стран ЦА из США и Западной Европы. У последних возможностей даже побольше....
Ведь всем известно, что коррупционные схемы прекрасный инструмент управления элитами иностранных государств.