В феврале вице-премьеры России, Армении, Азербайджана и России Алексей Оверчук, Мгер Григорян и Шахин Мустафаев
проведут трехстороннюю встречу, посвященную деталям разблокировки транспортных коммуникаций в регионе. Речь идёт о Нахичеванской железной дороге, которая
еще в советское время связывала станцию Масис, расположенную близ Еревана, азербайджанский город Нахичевань и Баку.В советское время по этому маршруту
осуществлялись значительные региональные и международные перевозки между Арменией, Азербайджаном, Россией, а также Ираном и Турцией. Однако после окончания армяно-азербайджанской войны в 1993 г. движение по маршруту было полностью прекращено.
Фактически,
для Армении это означало введение сухопутной блокады, поскольку Нахичеванская железная дорога была единственной сухопутной транспортной коммуникацией России и Армении. Решение о возобновлении движения по Нахичеванской железной дороге позволит преодолеть региональную блокаду и благотворно скажется на всех государствах региона, создав для них стимулы к дальнейшему развитию.
Перезапуск «Нахичеванского коридора» выгоден и России, которая получит альтернативный сухопутный маршрут к рынкам Ближнего Востока. В первую очередь, к Турции, с которой товарооборот России стабильно растет. Министр иностранных дел
Сергей Лавров уже ясно дал понять, что Москва будет продолжать развивать прямые армяно-азербайджанские транспортные связи. Отметим, что
армянские железные дороги с 2008 г. находятся под контролем РЖД, а сам
«Нахичеванский коридор», согласно трехстороннему соглашению, будут охранять именно российские пограничники. Проигравшие стороны: Иран, несущий в регионе не только экономические, но и геополитические потери, а также Грузия, которая сейчас играет на Южном Кавказе роль транзитного хаба.
Нахичеванский коридор в случае его развития в сторону Ыгдыра делает фактически ничтожной транзитную функцию Грузии в регионе.