12 февраля будет отмечаться столетний юбилей Донецко-Криворожской республики
новая дискуссия
Новость
419
12 февраля будет отмечаться столетний юбилей Донецко-Криворожской республики, в состав которой входила и территория Донбасса. Она просуществовала недолго, но оставила яркий след в истории нашего края. Рассказать о ДКР и об ее уроках для ДНР мы попросили нашего земляка Владимира Корнилова, известного журналиста, политолога, историка, автора уникальной книги «Донецко-Криворожская республика. Расстрелянная мечта».
- Какие можно провести параллели между ДКР и ДНР?
- Не надо забывать, что в 2015 году Донецкая Народная Республика официально провозгласила свое государственное образование историческим преемником и продолжателем традиций Донецко-Криворожской республики.
Параллелей можно провести очень много. Я не раз слышал от читателей своей книги о ДКР фразу: «Как будто сегодняшние газеты читаешь!». Беда в том, что тогда, в 1918–1919 годах, споры по ряду ключевых для нашего региона вопросов оказались незавершенными. Их отложили, положили под сукно, заморозили на сто лет. Вот теперь мы и пожинаем плоды этой «заморозки», возобновив неразрешенные ранее споры.
- Какие уроки ДНР и ЛНР могут извлечь из истории ДКР?
- Главный урок краткой, яркой, героической истории Донецко-Криворожской республики заключается в том, что битвы выигрываются не только на поле боя.
Лидеры ДКР ведь сражались и победили. К началу 1919 года почти все наркомы республики во главе с Артемом вернулись в Харьков, который был первой столицей ДКР. Но пока они сражались на фронтах, киевские большевики (кстати, в восемнадцатом драпанувшие при приближении немцев и не оказавшие тем никакого сопротивления) вели аппаратное сражение за территорию и полномочия будущей Украинской ССР в московских кабинетах. И эту подковерную битву они выиграли вчистую.
Вот что очень важно помнить сейчас – можно выиграть войну на поле боя, но нельзя упускать идеологическую, медийную, аппаратную борьбу.
- Есть ли твоя книга «Донецко-Криворожская республика. Расстрелянная мечта» в библиотеках ДНР? Не рекомендована ли она в качестве учебного пособия на уроках истории родного края в школах? Вообще, как, на твой взгляд, стоило бы изучать и увековечивать историю ДКР в ДНР?
- Мы рассылали книгу и по библиотекам, и по учебным заведениям. Кроме того, издательство «Питер» отправило мои книги в донецкие книжные магазины по специальной цене, фактически по себестоимости.
Я считаю, что в школах и вузах Донбасса обязательно нужно вводить специальный курс по истории нашей государственности. Готов оказать любое посильное содействие в данном вопросе.
В предыдущем интервью нашей газете ты говорил, что собираешься написать новую биографию легендарного руководителя ДКР – «товарища Артема» (Федора Сергеева), в которой поделишься с читателями с доселе неизвестными фактами и документами. Много ли новых материалов удалось найти для будущей книги?
Да, я открыл немало еще ни разу не публиковавшихся архивных материалов, включая черновики и личные записи Артема. Это очень яркая, харизматичная личность с потрясающей биографией.
Когда я начал подробнее знакомиться с документами той эпохи, то вдруг открыл для себя, что мы не знаем настоящего Артема.
В советские времена о нем было написано и сказано немало, о нем сняли фильмы, в честь него называли города и площади, всюду ставили памятники. Но тогда его можно было изображать лишь в качестве пламенного, несгибаемого борца, у которого не должно быть слабостей, колебаний, «отклонений от генеральной линии партии». Поэтому биография Артема как человека до сих пор не написана.
Мечтаю восполнить этот пробел, если будет свободное время.
- Когда говорят о ДКР, то большинство вспоминает лишь ее лидера «товарища Артема». А каких еще деятелей этой республики можно выделить? Кто из них и чем еще отметился в истории не только ДКР, но и СССР?
- Как минимум, мы еще хорошо знаем о командующем армий Клименте Ворошилове, впоследствии занимавшего высшие посты в советском государстве, вплоть до председателя Президиума Верховного Совета СССР.
Больших высот в советской иерархии достигли наркомы ДКР Моисей Рухимович и Валерий Межлаук. Первый затем был наркомом оборонной промышленности СССР, а второй – председателем Госплана СССР и заместителем председателя Совета Народных Комиссаров СССР, под его руководством в тридцатые годы в стране проводилась индустриализация.
Но, к сожалению, имена многих наркомов и лидеров ДКР были стерты из истории в ходе большого террора тех же тридцатых, и сведения о некоторых из них приходится собирать теперь по крупицам.
- В первый эшелон руководителей ДКР входили преимущественно выходцы из российских губерний, а также с Харьковщины и Луганщины. С Донетчины я смог найти лишь одного видного деятеля – жителя Славянска Василия Марапульца, который недолго был наркомом финансов Совета Народных Комиссаров ДКР. А кто из руководителей, хотя бы второго эшелона, имел отношение к населенным пунктам, входящим ныне в состав Донецкой Народной Республики?
- Ну вот, к примеру, все в Донецке и Макеевке знают шахту имени Бажанова. Но мало кто знает, что названа она в честь видного деятеля Донецко-Криворожской республики Василия Бажанова, возглавлявшего главный орган хозяйственно-экономического управления ДКР – Южный областной совнархоз в Харькове. Первый глава ВСНХ Советской Республики Валериан Осинский-Оболенский рекомендовал взять работу и структуру этого совнархоза в качестве модели управления экономикой всего будущего СССР.
А начинал Василий Михайлович свой трудовой путь в качестве горного инженера в Макеевке, где стал лидером местных большевиков. Потом он занимал разные руководящие должности в угольной промышленности СССР, в том числе возглавлял объединения «Союзуголь» и «Донбассуголь». Бажанов внес огромный вклад в развитие угольной отрасли страны: стал отцом углепрома Кузбасса, одним из основных разработчиков программы развития угольной отрасли Донбасса, благодаря которой, собственно, и были построены все основные шахты края.
- Какие значимые события и процессы происходили в период существования ДКР непосредственно в Юзовке (Донецке) и ее окрестностях?
- Хочу заметить, что Юзовка вплоть до 1917 года была одним из самых монархических населенных пунктов региона. А затем стала оплотом меньшевиков. Большевики там были очень слабы вплоть до осени семнадцатого. Троцкий вспоминал, как еще летом шахтеры на коленях клялись противостоять большевикам и Ленину.
Немалую роль в большевизации Донбасса сыграл лично Артем. Но надо признать, что внесли свою лепту и донские казаки. Скажем, налеты на шахты Донбасса отряда Василия Чернецова – еще одного представителя Макеевки, воспетого в белых мемуарах в качестве героя – подтолкнули многих шахтеров к тому, чтобы вступать в Красную гвардию Донецкой республики. Одним из таких красногвардейцев стал 23-летний Никита Хрущев, будущий глава СССР. Во всяком случае, так писали в его официальных биографиях.