Неспокойные будни бывшего СССР
новая дискуссия
Аналитика
18.682
Неспокойные будни бывшего СССР
То, что на пространстве бывшего СССР спокойно не будет было очевидно. События прошлого года, произошедшие в большинстве стран, так или иначе налагают серьезный отпечаток на год нынешний. Сложно найти хоть одну страну в которой не было бы весьма тревожных тенденций, вопрос лишь в скорости протекания событий и степени их опасности.
В рамках данного анализа не будем рассматривать ситуацию в России. Провокация Запада в виде «кейса Навального» сейчас трещит по швам. С одной стороны, принимаются санкционные списки (правда какие-то странные, включающие тех, кто уже и так находится в ряде других списков, а значит фигуранты этих списков ничего от их очередного включения не теряют). С другой, продолжаются попытки завершить «Северный поток-2» и продвинуть российскую вакцину «Спутник V» в ЕС. И при этом известная структура Амнисти Интернейшинал отказалась признать Навального узником совести. Очевидный раздрай в позициях. Действия ЕС в таком случае могут быть названы только политической шизофренией. При этом, судя по заявлениям, российская сторона чувствует себя весьма уверенно для того, чтобы ставить вопрос о разрыве дипломатических отношений с ЕС, не исполнять предписания ЕСПЧ и заниматься иными интересными делами.
За пределами же России бушуют страсти в некоторых странах, ставшие причиной серьезных политических кризисов и имеющие варианты развития в будущем. То, что на постсоветском пространстве неспокойно – очевидно. В каждом из уголков этого пространства неспокойно по-своему. Страны Средней Азии прибывают в состоянии политических пертурбаций (Киргизия), военно-политических угроз (Таджикистан), экономического кризиса (Туркменистан), внешнеполитического давления в вопросе выбора стратегии (Узбекистан). Закавказье также неспокойно в первую очередь по внутриполитическим мотивам. И здесь, если в Азербайджане продолжается эйфория по поводу прошедшего нагорно-карабахского военного конфликта, то в Армении и Грузии очевидный политический кризис, выход из которого задача с многими неизвестными.
Европейские страны постсоветского пространства прибывают в состоянии, либо разворачивающегося политического кризиса (Украина, Молдавия), либо неустойчивой ситуации в посткризисный период, который может завершиться и не совсем так, как об этом думают чиновники, т.к. любая социально-экономическая проблема может вновь поднять волну протеста.
В такой ситуации можно говорить, что практически все постсоветское пространство охвачено кризисами, преодоление которых в ближайшее время (по крайней мере до осени 2021 года) практически невозможно.
Украина
Самая пожароопасная ситуация сейчас, наверное, на Украине. Хотя там с учетом анализа политической и экономической ситуации с 2013 года сплошная чреда кризисов. Просто сейчас украинская власть пробивает очередное дно, которых за шесть лет было пробито и так уже не мало.
Ни для кого не секрет, что отношения между Киевом и Трампом не складывались. По большому счету ни с экс-президентом Порошенко. Ни с нынешним президентом Зеленским не было нормальных деловых отношений. ЦРУ продолжало рулить процессом из-за кулисы, но в политической плоскости США старались не особо афишировать свои контакты с Киевом. Причина очевидна. Любой контакт интерпретировался демократами, как попытка давления на Байдена по делу его сына Хантера и компании Бурисма. Смена хозяина «Белого дома» и видимо пришедшие новые инструкции из Вашингтона сделали Зеленского более активным и еще более беспринципным.
Практически одновременно усилились обстрелы на Донбассе, где украинское руководство фактически открыто игнорирует минские соглашения. Более того, по мнению многих комментаторов весной этого года Украина может попробовать провести «окончательное решение донбасского вопроса» военным путем. Правда, как всегда неудачно.
Пока же Зеленский зачищает политическую площадку от своих конкурентов. Основным из этих конкурентов, теперь стал оппозиционный блок «За Жизнь» и его лидер де-факто – В.Медведчук. Блокировка ряда телеканалов Медведчука, введение против него персональных внутренних санкций переворачивает в украинской истории страницу, до которой личные нападки на политиков были несколько табуированными, т.к. слова «свобода слова» и «демократия» использовать Киеву все же хотелось.
Одновременно свои зубы показывают радикалы, о которых многие уже успели подзабыть с учетом того, что многие их лидеры или вообще ушли из политики, либо притаились до лучших времен. Судебный процесс против радикала Стерненко вывел на улицы Киева сотни недовольных радикалов. Это скорее следует рассматривать не как беспокойство за судьбу товарища, а как показательную акцию. Призванную продемонстрировать, что радикалы организованы, сплочены и готовы к активности не только на трибунах, но и на улицах.
Выводом из этого может быть то, что видимо все политические силы ожидают в недалеком будущем серьезной активизации внутриполитического кризиса. Под Зеленским уже в конце весны. Начале лета может начать сильно шататься кресло. Вплоть до попыток переворота. Вот и начинаются политические репрессии и показательные акции.
Молдавия
Другой точкой напряженности является Молдавия, в которой ранее прошли президентские выборы, которые лишь усложнили и без того сложную ситуацию, а сейчас развивается полномасштабный политически кризис.
Хотя президентское кресло в Молдавии и не имеет серьезного значения в данном случае речь идет совершенно о другом. Победа проевропейской М. Санду на президентских выборах окрылила и европеистов Молдавии и их кураторов из ЕС. Вновь избранная президент Молдавии начала делать заявления сопоставимые с европейской риторикой, очередные заявления о том, чтобы «говорить с Москвой с позиции силы». Такие заявления и от немецких политиков выглядят несколько комично. А уж от молдавских и вовсе выглядит издевательством над здравым смыслом. Где эта Молдавия, и где та сила?
Однако предпринимаются не только риторические шаги. Фактически главной задачей М. Санду стал снос правительства (что и было сделано еще в декабря 2020 г.) и посредством процедуры многократного не утверждения состава нового правительства роспуск парламента с последующими выборами. Эти выборы, видимо, проевропейские силы хотят выиграть точно также, как и президентские, посредством массовых фальсификаций в странах Евросоюза. Они полагают, что у них есть шанс, оседлав развить успех президентских выборов, получить свой парламент, правительство и видимо ставить вопрос если не о слиянии с Румынией, то по меньшей мере более глубокой интеграцией с ЕС.
Стоит отметить, что снести парламент пока что не удалось. Представление совершенно непроходной кандидатуры председателя правительства и провал первого голосования привел к формальному кризису. Можно, или нельзя вносить ту же кандидатуру повторно? Конституционный суд Молдавии сказал, что нельзя. Это немного затянуло процесс, но не обнулило его. У евроинтеграторов Молдавии много неадекватных кандидатур, непроходных для прохождения процедуры парламентского утверждения.
В данном случае очевидно, Санду и ее кураторы пойдут до конца. Вот только на это раз конец может быть совершенно иной. Прошлые президентские выборы Россия попросту проигнорировала, а во внутренней политике между антиевропейскими силами были сплошные распри. Парламентские выборы имеют существенную специфику. Половина состава парламента избирается по одномандатным округам, на которых попросту нельзя проводить голосование на зарубежных избирательных участках. В то же время вероятность того, что Россия будет активнее участвовать в избирательной компании в парламент крайне велика. Попытка Додона игнорировать важные темы российско-молдавского сотрудничества уже в прошлом, как и его президентское кресло.
Армения
Еще более сложная ситуация сейчас в Армении. Там, уже на протяжении длительного времени политическая система не может вернуться к состоянию сравнительно нормального функционирования. По итогу провала карабахской компании премьер министр Н. Пашинян так и не ушел в отставку.
Более того, он и далее пытается самосохраниться в армянской политике, хотя, разумеется является для нее уже очень токсичным. Против него и большинство оппозиционных политических сил и сторонники бывших президентов от Тер-Петросяна до Кочаряна с Саргсяном, и представители оппозиционных партий, и значительная часть бизнес-сообщества, и представители церкви.
Теперь в процесс включилась и армия. Начальник генерального штаба, офицеры армии и полиции высказались за отставку Пашиняна. Данный призыв был воспринят оппозицией и на проспекте Баграмяна появились палатки протестующих. Пашиняну не удалось убрать начальника генштаба (запрос на имя президента Армении пока что не удовлетворён), но и армия пока что не собирается проводить какие-то реальные действия, дабы не давать повод в обвинениях в государственном перевороте.
Фактически Пашиняна технично подвели к этому кризису. Сначала в информационном пространстве появились материалы о том, что азербайджанская армия в период карабахского конфликта перемещалась в район Шуши колоннами, которые были зафиксированы военными. Появились мнения, что было достаточно нанести по данным колоннам удар Искандерами и вопрос конфликта был бы решен. В ответ Пашинян сделал заявление феноменальной некомпетентности о якобы применявшихся Искандерах, показавших эффективность в 10 %. Это было воспринято военными как вызов с соответствующим итогом.
Таким образом, сейчас самый большой вопрос в том, усидит ли Пашинян. По-хорошему, сейчас политический консенсус в Армении – это отставка Пашиняна. За нее все от священников до военных, от дашнаков до социалистов. Все, кроме Пашиняна и его политической партии, которая попросту саботирует работу Парламента.
Такая ситуация не может продолжаться вечно. Пашинян в кресле премьера не только тянет страну назад, становится лавной причиной политического кризиса, но и выступает в качестве причины будущего кризиса экономического, который на фоне бездействия властей неизбежен. Безусловно политика Пашиняна сейчас совершенно не то, что должна делать страна пережившая военно-политическое поражение и при-этом, живущая желанием реванша. Возможная отставка начальника генштаба - это первый шаг к чистке армии от антипашиняновских сил, а значит и к ее фактическому уничтожению.
Белоруссия
На фоне остальных примеров разогревания политической ситуации на пространстве бывшего СССР пример Белоруссии – это пример ниспадающего тренда напряжения. Но при одном важном нюансе. То, что произошло в республике этим летом – это пожар на болоте. Языки пламени уличного протеста удалось погасить, но это видимость. Торф внутри болота белорусского общества горит в полную силу. И если на поверхности лишь иногда показываются какие-то дымки, то в глубине вовсю пожар. А торфяные пожары погасить очень и очень сложно.
Прошли переговоры Лукашенко и Путина в Сочи. Их можно свести к одной фразе. Белорусский президент поверил в то, что победил протест, Россия в очередной раз предупреждает о том, что это видимость. Фактически, Лукашенко удалось невозможное. Он умудрился «похоронить» даже те темы переговоров, по которым вопросов практически не возникало.
Фактически единственным плюсом переговоров стала тема вакцинации. Хотя здесь и до переговоров особых проблем не было. А вот по всем другим темам результат плачевный.
Тема утверждения нового секретаря Союзного государства и одновременно нового посла России в Белоруссии была заблокирована Минском на втором шаге. Лукашенко не против Мезенцева на посту секретаря Союзного государства. А вот послом в Минске зам министра иностранных дел России Панкова видеть не хочет. В ответ предложена новая кандидатура посла РФ в Латвии Е. Лукьянова. Это для Минска еще хуже, чем Панков. Минск думает.
Не прошла и тема новой аренды военных объектов. Белорусская сторона хочет перевести отношения по аренде в платный режим, получать от размещения военных объектов РФ в Белоруссии материальное возмещение, что не вполне устраивает уже Москву. После встречи на эту тему не было даже заявлений.
Практически затормозилась и тема экономического сотрудничества. Минск хочет очередной кредит (порядка 3 миллиардов долларов США), но не хочет «сдавать белорусскую промышленность российским олигархам». На деле, разумеется, не сдавать, а фактически продать часть акций предприятий с одновременным утверждением инвестиционной программы по ним. Для России это нужно, чтобы включить данные предприятия в свою программу экономического развития, т.к. инвесторы будут получать софинансирование из фондов промышленной реформы. Для Лукашенко российское участие в таких предприятиях, как МАЗ, БелАЗ, БМЗ, МЗКТ, Гродно-Азот, Беларуськалий, Гомсельмаш и т.д. это утрата контроля, т.к. размывается значение государства, как основного работодателя, по некоторым вопросам придется согласовывать позиции с российскими игроками. Среди которых в том числе, неуступчивые государственные корпорации, типа Ростеха. Предложение России позволило бы вывести белорусскую экономику из надвигающегося экономического коллапса, т.к. дало бы гарантированные поставки с указанных предприятий в Россию, а также дало инвестиции в развитие. Плюс каждое из крупных предприятий – это фактически целый рой поставщиков и контрактеров, что означает серьезный синергетический эффект. Плюс это бы сразу решило вопрос переизбытка электроэнергии на БАЭС, которую Прибалтика покупать не желает, а для Белоруссии она сверхизбыточна. Новые производственные мощности поглотили бы часть данной энергии и дали соответствующий экономический эффект. Но что такое экономический эффект пред угрозой потери толики личной власти?
Наконец последнее. Фактический провал по теме дорожных карт. Часть из них уже реализуются. Часть вполне согласованы между министерствами двух стран. И в этот момент Лукашенко заявляет. что из 33 карт остаются несогласованными 7. Раньше несогласованных было как минимум на три меньше. Теперь видимо, новое видение. В результате - этот вопрос отложен до лучших времен.
Как ответный итог не согласовано ни цента из 3 миллиардов долларов кредита, а Лукашенко предложили по вопросам состояния экономики Белоруссии сначала осведомиться в своем же минфине а потом уже принимать взвешенное решение. Теперь в переговорах с Медведевым (что придает ситуации еще большую пикантность, учитывая прошлый опыт общения Медведева и Лукашенко).
Если серьезно, то главной проблемой Лукашенко является две вещи. Всебелорусское народное собрание и готовящиеся встречи с перебежчиками из штабов некоторых лидеров протеста (Цепкало, Латушко и т.д.), которые призваны показать, что в Белоруссии достигнут внутриполитический мир и согласие не вызывает у многих ощущения реальности. Во-первых, само собрание сильно напомнило советские партсъезды с точно такой же реакцией общества к ним. Во-вторых, не ясно почему Лукашенко для примирения будет встречаться с какими-то рядовыми сотрудниками штабов, а не с самими Цепкало, Латугшко или кем-то еще из персон первой величины протеста (отметим, что для большинства жителей Белоруссии эти лидеры мягко говоря не имеют авторитета, а объединителем протеста выступает противление самой персоналии Лукашенко).
Предложение России о реальном процессе, включающем конституционную реформу и перевыборы фактически провалено. А без них реальный выход из политического кризиса невозможен.
Вторая проблема – экономическая. И без того многие белорусские предприятия работают с убытками. Если до этого многие вещи закрывались помощью от государства (которая опять же бралась из российских кредитов и перепродажи поставляемых из России ресурсов), то сейчас такой возможности нет. Дай Бог расплатиться с бюджетниками и пенсионерами. Конечно можно просто напечатать для данной цели национальную валюту. Но это гарантированная инфляция и девальвация, чего Лукашенко опять же не хочет. В случае же больших экономических проблем пожар на болоте выберется из глубины торфянника и снова начнется, только уже с более разрушительной силой.
Увы, видимо для понимания сложности ситуации некоторым нужно доведения ее до состояния катастрофы. В таком случае Лукашенко на верном курсе.
Отредактировано: ConstB - 28 фев 2021 11:33:13