Американские сенаторы
задумали серьёзно ограничить президентские возможности Байдена в деле начала новых войн. Это происходит на фоне того, как несколько недель назад конгрессмены призвали Белый дом лишить Байдена привилегии запуска ядерных боеголовок.
С периода вьетнамской войны президенты США получили в свои руки право начинать любые военные действия сроком до двух месяцев без одобрения Конгресса. Некоторые из них - вроде Билла Клинтона в контексте Югославии - даже выходили за установленные рамки в 60 дней.
Американские правозащитники и либертарианцы
уже давно призывают к ограничению или отмене этих военных полномочиях, но пока что воз и ныне там. Впрочем, теперь забрезжила надежда на то, что именно при Байдене президентов начнут урезать в их привилегиях.
Сейчас
речь идёт об отмене двух разрешений на использование вооружённых сил (AUMF) от 1991 и 2002 года. Второе стало самым главным юридическим оружием американской военки в XXI веке. Оно было принято сразу после терактов 9/11 и дало правительству полный военный карт-бланш.
Абстрактные и размытые формулировки этого документа позволили Пентагону использовать его для оправдания вообще любых военных действий на Ближнем Востоке и в Африке - от бомбардировок Сирии до отправки солдат в Алжир или применения боевых дронов в Пакистане.
Аннулирование этого разрешения
серьёзно ограничит юридические правила пребывания американской армии в десятках стран мира. За это давно назревшее решение теперь выступают и республиканцы, и демократы, включая известного сенатора-либертарианца Майка Ли.
Причины того, чем оно сейчас вызвано, лежат на поверхности. Это и
реакция на неожиданное решение об атаке на Сирию, и беспокойство по поводу умственного состояния Байдена, который уже с трудом ориентируется в пространстве и забывает,
где и зачем он находится.
Видимо, только появление в Белом доме президента, очевидно не справляющегося с обязанностями, и могло вынудить законодателей наконец отобрать почти абсолютные военные полномочия у главы своего государства, де-факто признавая Байдена недееспособным.
//Малек Дудаков