Два года назад тогда еще
трамповская администрация Белого Дома задумала победить все IT-компании, связанные с потенциальными противниками США. Для этого Трамп выпустил т.н. Executive Order (Исполнительный приказ) № 13873
"Об обеспечении безопасности цепочки поставок информационно-телекоммуникационных технологий и услуг (ICTS)". В первую очередь, это касалось компаний китайского происхождения, которые Трамп не любил до изжоги, но под прицел американских госорганов потенциально попадали и компании из России.
Своим приказом Трамп
наделил правительство США полномочиями запрещать любым лицам в американской юрисдикции участвовать в сделках с иностранными поставщиками ICTS. Министерству торговли США предписывалось определить порядок и объем таких санкций.
Все прошедшее с той поры время в США шли различные бюрократические процедуры
и вот в январе 2021 года Министерство торговли в качестве одного из последних актов трамповской администрации выпустило т.н. IFR - промежуточное окончательное правило, которое
должно вступить в силу 22 марта, то есть аккурат через 10 дней.Согласно этому правилу
Министерство торговли имеет право проверять и блокировать продажу или использование ICTS, которые считаются подверженными иностранному влиянию и представляют собой угрозу национальной безопасности США. Это очень широкое трактование, согласно которому
под санкции могут попасть даже американские компании, которыми, к примеру, руководят иностранцы. Под прицел попадают
"любое приобретение, импорт, передача, установка, торговля или использование ЛЮБЫХ ICTS, включая текущую деятельность".В настоящее время Министерство торговли США в качестве "иностранного противника" обозначило Китай, Россию, Иран, КНДР, Кубу и правительство Мадуро.
Короче,
если IFR вступит в силу в своей самой "суровой" версии, то работа на американском рынке может резко прекратиться для всех IT-компаний, хоть как-то связанных с Россией. Более того, зная изобретательность американских госорганов,
можно допустить и заморозку всех финансовых транзакций этих компаний в юрисдикции США. Есть правда один обнадеживающий фактор -
в IFR могут быть внесены изменения, датируемые той же датой, что и дата вступления в силу. И поскольку корпоративный сектор США сейчас выражает озабоченность новым правилом, то вполне может быть, что положения IFR будут изменены в сторону серьезной либерализации.
С другой стороны, на фоне так удачно выявленных атак на SolarWinds со стороны "русских хакеров" и на Microsoft Exchange со стороны китайских APT администрация Байдена может пойти на принцип и, несмотря на трамповское происхождение этой нормы, принять ее в текущей редакции.
По крайней мере, новый министр торговли Джина Раймондо ранее заявляла, что "будет использовать весь имеющийся инструментарий, чтобы защитить американцев и американские сети от китайского вмешательства".Поэтому российские IT-компании, в том числе и инфосек, имеющие свои интересы на американском рынке в настоящее время вибрируют. Зудит и у Евгения Валентиновича, и у Позитивов, и у ГрИБов, и у Акрониса (
двое последних пытаются мимикрировать под сингапурцев, но бить-то все равно будут не по паспорту). Ибо, как оказывается, рыночек почему-то не решает.
Кстати, Диалог Наука по прежнему продвигает црушную FireEye на российском рынке?