Сопряжение и притяжение
новая дискуссия
Аналитика
16.816
Сопряжение и притяжение
Европейский союз, некоторое время назад рассматривавшийся в качестве неких «соединенных Штатов Европы» все более превращается в фантомное образование, которое политические. Экономические и эпидемиологические неприятности, помноженные на произошедший BREXIT и давление со стороны геополитических конкурентов, делают его не эффективным сейчас и несуществующим в будущем.
Фактически любое государство и государственно подобное образование проверяется на устойчивость в период кризиса. Европейский союз, появившийся на руинах биполярного мира по большому счету с трудом преодолел мировой финансовый кризис 2008 года и столкнулся с критической ситуации в рамках текущего кризиса 2020-2021 года, который имеет теперь не одну, а сразу несколько плоскостей.
Нет, европейское общество еще не утратило иллюзий на предмет того, что ЕС подставляет собой некое «братство европейских народов». При этом это «братство» по большому счету крепится на западе идеологическими шорами и идеями глобального мессианства, а на востоке весьма практичной идеей получения западной помощи. Это. Очевидно, неравномерное и крайне сомнительное построение чрезвычайно слабо перед кризисами, когда экономические кризисы, снижающие поток средств, идущих на восток вызывают серьезное противление ЕС у восточной части союза, а политические кризисы, связанные с нежеланием восточной части ЕС подчиняться всем (в том числе откровенно идиотским) требованиям еврокомиссаров вызывают уже ответную реакцию за западе, не понимающую почему восток вдруг не хочет следовать заветам единого европейского братства (например, принимать у себя беженцев).
Такой политический мутант с совершенно разными системами ценностей и ориентирами вынужден сейчас столкнуться с чередой испытаний, которые и без того ущербный бюрократический аппарат ЕС не в силах превозмочь или хотя бы облечь во внятную обертку обоснований. Порой кажется, что еврокомиссары не только оторваны от реальности, но и стремятся сделать что-либо во вред самому Европейскому Союзу. А как еще можно трактовать стремление ЕС как можно дольше блокировать лицензирование российской вакцины Спутник V, что заставило высказаться даже Ангелу Меркель в духе – Германия может и сама.
Таким образом ЕС, будучи по своей природе сложно управляемым и неповоротливым образованием усугубляет свое положение еще больше, пытаясь подчинить логике своих политических комплексов реальные проблемы, которые встают перед Союзом. Это – симптомы крайне опасного заболевания, которое в своем апофеозе может привести к кончине и распаду ЕС. Но обо всем поподробнее.
BREXIT
Европейский Союз переживает четыре кризиса одновременно. Это кризисы преодоления выхода из ЕС Великобритании (а здесь все очень далеко от завершения), борьба с пандемией коронавируса, тяжелый экономический кризис и политический кризис как в рамках ЕС, так и отдельных европейских государств.
Выход Великобритании из ЕС. Разумеется. Не является какой-либо неожиданностью. Референдум прошел давно, переговоры велись давно, даже какие-то соглашения приняты боле менее разрешающие самые главные противоречия.
Вот только два основных момента такие соглашения разрешить не могут. Первый из них – это сам факт выхода. Это фактически прецедент, пример, которым могут следовать другие, желающие дистанцироваться от «объятий миллионов» по Л. Бетховену. Желающих повторить британский фокус немало. Евроскептики в Нидерландах, Франции, Бельгии, Италии и ряде других стран смотрят на выход Великобритании из ЕС как на потенциальный ход, который нельзя сбрасывать со счетов. И если сейчас идеей евроскептицизма многие увлечены в мягкой форме. Не отвергая сам ЕС, а лишь критикуя его управленческий механизм, что вы потенциале может привести и к отторжению самого формата европейского объединения.
Второй аспект не менее, а возможно и боле важный – это образовавшаяся брешь в плотной ткани из которого соткан Евросоюз. Хотя Великобритания из начально сторонилась многих форм европейской интеграции, например, не вступила в валютный союз и не ввела евро, она между тем была важным членом Евросоюза. А, следовательно, и ее выход из ЕС порождает вакуум. Который крайне сложно как-то закрыть. Предложение к Великобритании занять место примерно равное месту Норвегии, вкаченной в ряд институтов ЕС Великобританию пока, особо не радуют. ЕС уже пережил один косвенный кризис, когда обсуждался бюджет ЕС и выпадающие доходы от вклада Великобритании стали камнем преткновения для согласования позиций ряда государств. И более чем уверен, что столкнуться еще не с одним кризисом.
Заменить в ЕС Великобританию некем. Нивелировать ее былую роль – трудно. Как результат кризис управления таким многомерным образованием, как ЕС. А значит Европу будет и дальше, трясти и лихорадить, что на фоне других кризисов крайне неприятно для европейских чиновников.
Есть ли у ЕС возможность ликвидировать данную проблему? По сути только одна – пережить ее стоически. Правда на это потребуется время, лет так 10, финансы, на покрытие выпадающих доходов и воля на то, чтобы пресекать попытки отдельных политических сил пойти по проторенной Лондоном дорожке. А это не легко.
Коронавирус
Еще более тяжелым испытанием для ЕС стал коронавирус. Не сам по себе, а скорее в контексте деятельности европейских союзных структур в период коронавирусной опасности. Точнее даже не действие, а бездействие, что особенно трагично.
Если спросить любого европейского обывателя, что конкретно сделал ЕС, не отдельные государства, а сам Союз для борьбы с коронавирусом. Он скорее всего разведет руками. Потому как евро чиновничество устранилось от проблемы. А в тех, редких случаях, когда вопросы противодействия COVID-19 - это вопросы собственно компетенции ЕС, сделало все настолько топорно, что вряд ли можно было бы говорить о каких-то видимых результатах, кроме вреда.
Сами посудите. Режим административных ограничений определяет каждое государство самостоятельно. У кого-то жесткие ограничения, так что даже носа не покажешь на улицу, а у кого-то в это время уже вовсю работают рестораны. Где-то людей принуждают носить маски, изготовленные по особому стандарту, а где-то только марлевые повязки. Да и то не везде.
В результате в некоторых столицах стран ЕС, толпы протестующих выходят на площади против ограничительных мер, а в других о таких мерах слыхом не слыхивали и готовятся встречать туристов. И это в одном, общеевропейском доме, который на время даже забыл, что он без внутренних границ (по Шенгену). Вполне естественно, что бездействие ЕС создает напряжение между странами и внутри стран, после взгляда обывателя на чужие примеры.
Еще уже ситуация с российской вакциной спутник V. То немногое, что делает ЕС – это лицензирование лекарств и вакцин. И торможение регистрации российской вакцины вносит совершенно ненужный ЕС разлад. Часть стран не только угрожают разрешить вакцину на национальном уровень, не дожидаясь вердикта европейского лицензирующего органа, но уже закупают вакцину на свой страх и риск. А это финансовые затраты и рассерженное местное население. Которое и без того уже как больше года живет в состоянии постоянного стресса из-за вирусной опасности.
Апофеоз – заявление Меркель. Если уж Германия, как одна из ключевых стран ЕС готова пойти на евро непослушания и самостоятельно допустить применение «Cпутник V», то уж что говорить о других. Перехват вакцин, некачественные поставки и прочее не служат укреплению веры в Европейский Союз.
Фактически ситуация с коронавирусом демонстрирует слабость ЕС, неготовность к тому, чтобы активно действовать в условиях реальной опасности и угрозы. И как долго продлится такое состояние? Когда граждане стан ЕС поставят вопрос о его бесполезности?
Экономика
Еще одним камнем преткновения в будущем развитии ЕС становится экономика. И хотя кризис с европейским бюджетом вроде как исчерпан, хотя это лишь видимость, проблемы экономики не ушли на задний план. А ведь именно в вопросах экономики ЕС является ключевым игроком.
Тут на самом деле вопрос не один, а целых три. Первый это достаточность пакета помощи экономикам, пострадавшим от коронавируса. Этот пакет в ЕС куда меньше, чем в США (у этих вообще реакция совершенно гипертрофированная) или у Китая (хотя Пекин в принципе меньше всего пострадал от вируса). Это наряду с заявлением евро ЦБ о том, что он готов вваливать в экономику ликвидности столько, сколько будет нужно, без ограничений создают легкое ощущение паники. Либо ЕС будет расширять пакет, но за счет кого? Либо пытаться находить более эффективные форматы его распределения, но как? Без ответов и со стороны ЕС и со стороны его членов.
Вторая проблема – это проблема секвестрования бюджета ЕС. То, что в ЕС в качестве чиновников работают мечтатели, известно, наверное, всем. Они надеются на V-образное восстановление экономики. И то, что было представлено в виде бюджета ЕС с всеми согласованиями или правками к реализации не пригодно. Не позднее чем через год в бюджете ЕС возникнут не латаемые дыры, а значит, придется бюджет резать, за счет кого-то конкретно. И это будет крайне болезненно. Болезненно воспринимают и некоторые экономические силы, например, в Германии неспособность еврочиновников прекратить американскую торговую войну, или нападки на «Северный поток-2».
Третья проблема, это долги отдельных государств. Осуществление непомерных заимствований приводит к тому, что у целого ряда стран ЕС может вскоре иссякнуть возможность получать заимствования на открытых рынках. Банально бонды перестанут покупать. И взять средства будет негде. Начнет ли ЕС субсидировать отдельные государства? А судя по всему Греция уже на пороге до очередного долгового кризиса, а за ней недолго и Италии с Испанией. Попытка ЕС уклониться от оказания помощи в данном случае будет верным сигналом к тому, что, либо странам следует покидать тонущий европейский корабль, либо добиваться его перестройки прямо на месте.
Экономические проблемы станут для ЕС самыми критическими уже в середине этого года, даже если эпидемия коронавируса сойдет на нет и в экономике восстановится докризисный порядок. Накопление негативных факторов и беззубая политика ЕС скорее всего приведет к демаршам со стороны отдельны правительств, многие из которых уже сейчас выражают свое несогласие с политикой ЕС по тем или иным вопросам. Кризис экономического порядка ЕС будет и дальше углубляться.
Политика
Наконец, последний негативный фактор для ЕС, это политический кризис в Европейском союзе. И он имеет два измерения. Первое – это появление все большего числа евроскептиков в парламентах европейских государств и на ведущих должностях. Второе – это зачастую неадекватная реакция ЕС на события, происходящие в той, или иной стране. И оба этих фактора носят критический характер.
С первым все предельно понятно. ЕС недовольны многие, некоторые поэтические партии делают на критике ЕС свою политику. Очевидно, что им выгоден ЕС, т.к. без Союза им будет просто некого критиковать. Но беда не в том, что они выступают против ЕС, так как все равно пойти на выход и з ЕС никто не рискует. Но беда в том, что евроскептики и не проявляют особого желания сотрудничать с структурами ЕС, а это чревато фактической блокировкой работы от дельных органов Евросоюза. Очевидно, что этого не хочет никто, но популярность евроскептиков продолжает неуклонно повышаться, а значит рано или поздно вопрос работы Европарламента, а следом и остальных структур ЕС может очень остро.
Вторая ситуация хуже. Правительства многих стран ЕС заявляли, что ЕС ведет себя по отношению к ним неподобающим образом. Вместо попытки диалога и налаживания сотрудничества, попытки решить возникшие проблемы (не мифологизированые, а реальные) из кабинетов ЕС слышатся упреки и угрозы в адрес непослушных руководителей стран ЕС. Наиболее наглядным примером является венгерский премьер В. Орбан, которого обвиняли уже, кажется, во всем в чем только можно было обвинить от нетерпимости к беженцам до нарушения европейских финансовых правил. Но он продолжает оставаться самым популярным венгерским политиком и сохраняет контроль над правительством страны.
Чем более неадекватными являются обиды и претензии европейских органов и еврокомиссаров, чем больнее они чувствуются в отдельных странах ЕС, тем больший процент граждан переходит в стан противников ЕС. При этом нет никаких заметных следов какого-либо изменения политики европейских бюрократов, а значит и надежды на улучшение политического климата в объединенной Европе.
По большому счету эти политические конфликты не имеют системоразрушающего характера. По отдельности. Но вместе создают фон, при котором Европейский Союз, как форма интеграции в Европе теряет свою популярность как среди чиновников отдельных государств, так и среди простых обывателей. А это, фактически, подтачивает основания для его дальнейшего функционирования и ставит вопрос не стоит ли заменить неповоротливый Евросоюз, на что-то менее масштабное, но более отвечающее потребностям европейских государств. Пока эти вопросы ставятся в теории, но не исключено, что и на практике они тоже могут быть реализованы. В будущем. Недалеком.
Отредактировано: ConstB - 22 мар 2021 13:29:43