ИсточникЦитатаЛондон (Reuters) - Когда в 2018 году был убит саудовский журналист Джамаль Хашогги, лондонский менеджер хедж-фонда Доминик Армстронг сделал ставку на то, что инвесторы будут уходить, а долг королевства пострадает. Его фонд Horatius Capital заложился на миллионы долларов с помощью дефолтных свопов - или страхования от суверенного дефолта - что саудовские облигации пострадают. Но инвесторы в основном остались с саудовским долгом. Когда в прошлом месяце Соединенные Штаты рассекретили доклад разведки, в котором говорилось, что де-факто саудовский лидер наследный принц Мухаммед бен Салман одобрил операцию по захвату или убийству Хашогги, Армстронг снова подумал, что инвесторы будут действовать. “Я ожидал, что инвесторы очень спокойно проголосуют ногами”, - сказал Армстронг агентству Reuters. - Людям было недостаточно просто зажать нос. Но я думаю, что настроение изменилось. То, что теперь последует, - это действия, чтобы поддержать это.”
Но он все еще ждет. На самом деле спрос на саудовские облигации, номинированные в евро, был настолько сильным в прошлом месяце, что инвесторы заплатили, чтобы одолжить деньги королевству. Эр-Рияд отверг сообщение США как ложное, в то время как наследный принц отрицал свою причастность к убийству Хашогги. Тем не менее Саудовская Аравия находится в центре критики со стороны предвыборных групп и некоторых западных политиков по поводу ее достижений в области прав человека и гражданских свобод. Однако крупнейший в мире экспортер нефти, выпустивший с 2016 года международные облигации на сумму около 80 миллиардов долларов, имеет кредитный рейтинг "а-минус" и выплачивает более высокую доходность, чем аналогичные компании, из-за чего инвесторам трудно оставаться в стороне. Несмотря на всю шумиху и миллиарды долларов, которые во всем мире вливаются в инвестиции, основанные на экологических, социальных и управленческих факторах (ESG), это нишевая игра на рынке суверенных облигаций. Некоторые инвесторы говорят, что принципиальная позиция по суверенному долгу и финансовое наказание стран за их достижения в таких вопросах, как права человека, могут оказаться контрпродуктивными, сдерживая модернизацию. “Долг развивающихся рынков полон компромиссов, и взглянуть на это с западной точки зрения иногда относительно сложно, поскольку они находятся на другом уровне развития”,-говорит Марцин Адамчик, глава отдела долга развивающихся рынков NN Investment Partners, который управляет 300 миллиардами евро (358 миллиардами долларов). Адамчик не изменил своих владений саудовского долга сразу после публикации американского доклада. Некоторые из крупнейших имен в ESG investing, включая BlackRock Inc, PIMCO и Ashmore, владели в общей сложности почти 1 миллиардом долларов саудовского долга, основываясь на последних данных за 2020 год. Они отказались комментировать, когда связались с Reuters о влиянии доклада Хашогги. Представитель Министерства финансов Саудовской Аравии заявил агентству Reuters, что королевство “переживает значительные преобразования, которые предоставляют множество возможностей инвесторам по всему миру”. “Инвесторы по-прежнему проявляют большой интерес к Саудовской Аравии, о чем свидетельствует недавний выпуск еврооблигаций под отрицательный процент, из которых многие управляющие активами разместили саудовские долговые эмиссии в своих фондах ESG”, - сказал он. Он добавил, что Саудовская Аравия разрабатывает нормативные акты и законодательство для улучшения условий ведения бизнеса, повышения прозрачности и поддержки своей приверженности целям устойчивого развития ООН в рамках своего стремления улучшить ESG.
ОТСТАВАНИЕ РЫНКА ОБЛИГАЦИЙ
Суверенный долг-это часть Вселенной с фиксированным доходом, которая отстает в игре ESG. Фонды ESG с фиксированным доходом, работающие на долговом рынке в 130 триллионов долларов, имеют под управлением чуть менее 300 миллиардов долларов; напротив, фонды ESG в мире акций в 88 триллионов долларов управляют почти 1 триллионом долларов, показывают данные Morningstar. Китай, крупный суверенный рынок с рейтингом А+ и доходностью 3%, является еще одной страной, где увеличение западных инвестиций в суверенный долг, по-видимому, противоречит европейской и американской критике в связи с предполагаемыми нарушениями прав человека, которые отрицаются Пекином. Иностранные инвесторы впервые владеют китайскими государственными облигациями на сумму более 2 трлн юаней, а в конце февраля их объем составил рекордные 2,06 трлн юаней ($318,7 млрд). Это был рост на 3,1% по сравнению с предыдущим месяцем, самый медленный темп роста с июня прошлого года. Министерство иностранных дел Китая не ответило на запрос Reuters о комментариях. В ходе опроса, проведенного в прошлом месяце среди специализированных инвесторов развивающихся рынков, аналитики JPMorgan обнаружили, что, хотя большинство согласилось с тем, что взаимодействие с эмитентом является критическим принципом любой стратегии ESG, более половины опрошенных не смогли сделать этого с соответствующими офисами по управлению государственным долгом. Тем не менее, некоторые инвесторы заявили, что можно занять определенную позицию. Группа управляющих фондами, например, в последние месяцы предупредила правительство Бразилии, что они откажутся от своих инвестиций, если оно не остановит уничтожение тропических лесов Амазонки. Министр иностранных дел Бразилии Эрнесто Араужо признал в этом месяце, что происходит незаконная вырубка лесов, но заявил, что его правительство борется с ней и открыто для международного сотрудничества в области устойчивых инвестиций в Амазонку. Вице-президент Бразилии Гамильтон Моурао заявил в декабре, что правительство развернуло военные силы для борьбы с вырубкой лесов и что планируются дальнейшие меры, добавив, что оно должно работать в рамках жестких бюджетных ограничений. С другой стороны, для инвесторов преобладает реализм; Соединенные Штаты являются одним из крупнейших загрязнителей окружающей среды в мире и вышли из Парижского климатического соглашения во время правления администрации Трампа, но они также являются крупнейшим в мире эмитентом долгов, что затрудняет выход фондов с фиксированным доходом.
‘СФЕРЫ ГЕОПОЛИТИКИ’
Кроме того, некоторые инвесторы говорят, что факторы “S” и “G” ESG гораздо сложнее измерить и использовать в суверенных облигациях, чем в корпоративных облигациях или акциях. Некоторые инвесторы также говорят, что сосредоточение внимания на социальных и управленческих соображениях будет в значительной степени благоприятствовать более богатым странам, которые, как правило, получают более высокий рейтинг, чем более бедные страны, из-за более сильных показателей политической стабильности, уровня образования, уровня бедности и их рынка труда.
“С точки зрения оценки рисков экологическая сторона-это своего рода легкая часть”, - сказал Эрик Оллом, руководитель отдела корпоративной долговой стратегии развивающихся рынков Citi. “Другие части – социальные и управленческие – становятся хитрыми.” “Социальной будет политическая свобода, а также свобода прессы и социальное обеспечение”, - добавил он. “Эти вопросы становятся все более трудными для измерения, и они также пересекаются с областями геополитики.” Менеджеры фондов применяют свои собственные веса для разработки оценки ESG страны, но также учитывают оценку других. Например, фиксированный индекс JPMorgan ESG использует скоринг Sustainalytics для части своей оценки. Sustainalytics оценивает Саудовскую Аравию, абсолютную монархию, которая ограничивает религиозные, сексуальные и некоторые другие свободы, 159 из 172 стран на своей карте ESG. Он уже учитывал убийство Хашогги в 2018 году, которое он перечисляет в качестве примера “государственных репрессий”, до выхода доклада США.
Европейский управляющий активами Candriam не имеет Саудовской Аравии в своем фонде устойчивого развития развивающихся рынков стоимостью 882 миллиона евро, который в основном фокусируется на окружающей среде, из-за углеродного следа королевства. Но она заявила агентству Reuters, что даже значительные улучшения на экологическом фронте не изменят ее позиции, поскольку страна набирает второй процентиль по компоненту анализа Фонда прав человека и гражданских свобод, даже ниже, чем ее показатель выбросов парниковых газов.
Кратко. Инвестфонды при вложении денег сейчас учитывают не только доходность, но и экологию, права человека и т.п. Но, как всегда на Западе, на саудитов они не реагируют, американцы вообще никакие рамки не соблюдают с точки зрения выбросов, но, как всем известно, ЭТО ДРУГОЕ.