Воробьёв, Максим Никифорович. Случается в Истории частенько так, что некие случайные события, разные по своей Сути –сходятся в одной точке, из которой выходит затем некий пучок событий, которые, в свою очередь, опять сливаются в одной точке – и так далее – превращаясь в широкий набор «системностей», который в дальнейшем таковым и остается. Считайте уверенно – на возможное «Всегда» остается.
Случайная не случайность номер 1.
Набережная Невы у Академии художеств. Вид пристани с египетскими сфинксами днем. М. Н. Воробьёв. 1835. Русский музей.Вот, собственно, об этом самом Воробьеве и пойдет речь - художнике, сыне солдата, Академике и Учителе. Если первым в длительное путешествие на Ближний Восток отправился Муравьев, то "тропинку" туда, за 10 лет до Муравьева, протоптал Именно Воробьев. Обычный человек, со вполне "ровной" жизнью -и весьма успешной...Муравьев статуи привез, установил, согасно планам строительства барон Таубе, картину написал - Воробьев, и если первые две Фамилии мной ранее уже кратко упоминались - то последняя -Учителя, оставалась в тени. Учитель он был эээ,как сказать...Художников он обучил множество, да каких! - но вот почему именно его ученики и ученики его учеников составили "Ядро" Стратегической Разведки РИ, СССР и РФ - этого я не знаю. И эта маленькая статья - первая из очень давно собираемого материала с попыткой разобраться в сиём загадочном историческом нонсенсе.
Вот такой он был...
Итак, сия часть Истории для нас (по возрасту участников) началась с того, что некий француз по имени Жан-Франсуа Тома́ де Томо́н, относительно молодой архитектор и художник, учившийся в Парижской академии изящных искусств в последней четверти 18 Века и будучи при этом роялистом и дворянином «сделал ноги» от событий Французской революции, уехав в Вену. Там он проявил себя, замечен был князем Александром Михайловичем Голицыным (в те времена русским посланником в Британии), который и пригласил Тома де Томона поработать в Петербурге, на что тот и согласился, прибыв в СПБ в 1799 году. С 1800 года начал преподавать в Академии художеств, с 1811 года — в Институте корпуса инженеров путей сообщения. Для нас важно то, что Тома де Томон в «художественном плане», проходя завершение учебы в Италии, уделял особое внимание точности выполнения рисунка, копируя виды итальянских архитектурных памятников и выполняя также акварели, аналогичные по содержанию. Это – важно, т.к. является «ключом» к дальнейшему разговору. В России работы Томона вполне известны, в частности –как архитектору ему принадлежит создание и компоновка «в пространстве» здания Биржи и Ростральные колонны в СПБ и после колонны Траяна и парижской Вандомской надо считать лучшими в мире.
Итак: изначально в СПБ появился некий не бесталанный человек, который вполне качественно работал и учил потенциальных студиозов –причем учил «точности архитектора».
В 17 августа 1778 года в городе Пскове в семье обер-офицера родился сын Максим. О нем, собственно, и пойдет речь. Нужно добавить то, что по тем временам Обер –Офицер по социальному статусу это нечто переходное от простолюдинов к дворянству – самая низшая строчка в «Табели о Рангах», максимум того, до чего мог дослужиться Крестьянин. Но, тем не менее – если Крестьяне – это Земля, то подобные «дослужившие» - это Фундамент, на котором стоит все остальное. И в понятии «Служба» подобный человек был компетентен не менее, чем например Ландау в понятии «Физика». Посему – выйдя в отставку, для подобных личностей Вопроса «а как жить дальше» - не существовала. Кадровый голод – он всегда есть, особенно там, где нужно непосредственно работать с людьми. Вот и отец нашего сегодняшнего героя после увольнения и поступил на работу вахтером в Академию Художников. Порядок должен быть везде – в том числе и в среде «Креативных студиозов – слушателей».
Соответственно – преподавателю Академии Тома де Томону понадобился «мальчик на побегушках». Который, волей случая, «крутился под ногами – типа принеси-подай» и, как обнаружилось, имеющий некий «художественный дар». Мальчик поступил «пользуясь правами «обер –Офицерского ребенка» в Академию Художеств в 1798 году, а по приезде Томона –попал «под его крыло». Род живописи, избранный молодым художником или, вернее, назначенный ему академическим начальством, был архитектурно-пейзажный. Он хорошо рисовал и группировал человеческие фигуры, оживлявшие его картины. В 1809 году Художник Ф. Я. Алексеев, пейзажист декорационного направления, участник экспедиции для изучения исторических местностей Средней России, получил в помощники, для писания видов городов, молодого Воробьёва.
Красная площадь в Москве 1801 Фёдор Алексеев.
Эта официальная задача была выполнена им и Воробьёвым с успехом. Нужно отметить – что Алексеев Фёдор Яковлевич был того же самого происхождения – а именно сын отставного солдата, служившего затем сторожем в Академии Наук. С 1803 года и до конца жизни Ф. Я. Алексеев преподавал в пейзажном классе Академии художеств перспективную живопись. Вот к нему «в ученики» и попал Воробьев. В 1813—1814 гг. как художник Воробьёв присутствовал при Главной Квартире Русской Армии в Германии и Франции. следствием поездки стала картина «Торжественное молебствие, совершенное русским духовенством в Париже на площади Людовика XV», за создание которой Воробьев получил звание Академика.
В 1815 г. назначен преподавателем архитектуры и перспективы при живописном классе Алексеева. В 1817 г. направлен в Москву для фиксации церемонии бракосочетания вел. кн. Николая Павловича. Собственно –выше обычная биография талантливого человека –до определенного времени.Далее – биография была бы тоже «обычная» - до определенного периода. До 1820 – 1821 года.
В 1820-1821 гг. по заданию правительства Воробьев совершил путешествие по Ближнему Востоку. Причиной поездки явилось решение Великого Князя Николая Павловича о помощи в восстановлении Новоиерусалимского монастыря, для чего требовались точные виды и чертежи храма Гроба Господня в Иерусалиме. Особенности русско-турецких отношений в 1-й четверти XIX века не позволили предпринять официальную экспедицию, и поэтому была организована частная поездка Воробьева для изучения христианских памятников в Палестине А проще говоря –Воробьев мотивировал свою поездку как «паломничество к Святым Местам. Таким образом в район Иерусалима попасть таки можно было, ибо сей момент был «мирный» в период многофокусных отношений меж РИ и Портой. (Муравьев ездил в своё путешествие в 1830 году – то есть после последовавшего «Горячего периода»). По нынешним представлениям – это нечто похожее на планово-организованную экскурсию, чем на путешествие. Но –сами понимаете –на безрыбье и рак рыба. Художник был подробно проинструктирован президентом АХ А. Н. Олениным о том, на что следовало обращать внимание во время поездки. Ну если учесть то, что Оленин кроме Президенства АХ был еще и статс –секретарем Государственного Совета – то вы, читатели, можете понять то, что инструкции Воробьеву были выданы многоплановые и весьма жесткие. Из Константинополя вместе с секретарем русского посольства Д. В. Дашковым Воробьев отплыл на корабле в Палестину, посетил Тенедос, Смирну, Яффу; во время путешествия делал рисунки городов и храмов (в т. ч. Софии Константинопольской и ее интерьера), зарисовки развалин древних памятников, высеченных на каменных плитах узоров и надписей (акварели и сепии с видами Константинополя хранятся в ГТГ и ГРМ). За 3 недели пребывания в Иерусалиме он измерил все важнейшие христианские святыни, под предлогом совершения молитв оставаясь в храмах на ночь, и выполнил их чертежи. В. оформил серию из 11 рисунков храма Воскресения Господня, куда вошли план и 3 разреза храма, план самого св. Гроба Господня, перспективные виды экстерьера и интерьера храма, вид придела на Голгофе (изданы В. в качестве гравированного альбома); указал количество икон и лампад, находившихся в отдельных частях храма и принадлежавших разным конфессиям, 2 вида гробниц пророков, общий вид Иерусалима. Во время путешествия по Палестине Воробьев сделал также рисунки Гефсимании, храма Рождества Христова в Вифлееме и самого города, храма на горе Елеонской, монастырей проррока Илии, прподобного Герасима на Иордане, лавры св. Саввы, виды Мёртвого моря. Обратный путь Воробьев проделал с остановками на Кипре, на о-вах Родос и Самос, где зарисовал руины храма Юноны. Во время поездки Воробьев вел записи. По возвращении в С.-Петербург в 1821 г. представил около 90 отделанных рисунков и чертежей, по которым он создал картины «Вход в храм Воскресения Христова в Иерусалиме» (1822, ГРМ), «Внутренность придела Голгофы в храме Воскресения» (1824, ГЭ), «Пещера Рождества Христова в Вифлееме» (1833, Псковский музей-заповедник). За палестинские работы В. был награжден орденом св. Анны 3-й степени и пожизненным пенсионом 2 тыс. рублей. В 1823 г. В. стал профессором за картины «Вход в храм Воскресения Христова в Иерусалиме» и «Вид С.-Петербурга лунной ночью» (нач. 20-х гг. XIX в.); в 1827 г.- советником АХ по перспективной живописи. С 1824 г. работы В. регулярно экспонировались на академических выставках.
Вот пока и все. Это - всего лишь справка на тему : Откуда и когда взялся на Божий Свет. Ибо - далее речь пойдет об учениках - они нам более знакомы ....некоторые из них. А вот других "некоторых" - нужно таки вспомнить...Что я и хочу сделать. Ибо на сегодняшний день что-то никто не догадался построить их в "Историческую линию" - хотя вроде бы это дело очевидное.