Российский рынок ожидает роста цен на европейскую продукцию на фоне конфликта западных ретейлеров с Китаем из-за хлопка в районе Синьцзян, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» председатель правления Русско-китайского юридического общества Александр Молотников. Китай закрыл рынок сбыта для западных компаний H&M (Швеция), Burberry (Великобритания) и Nike (США), после того как они озвучили подозрения, что для получения хлопка в Синьцзян-Уйгурском автономном районе используется принудительный труд.
К чему привели заявления западных компаний
Новости о бойкоте опустили котировки H&M и Nike на 5%, прогнозируются большие репутационные потери. Burberry стал первым люксовым брендом, с которым расторгли сотрудничество китайские селебрити.
Для H&M рынок Китая находится на третьем месте после Германии и США: там расположены более 500 магазинов ретейлера, продажи которых в 2019 году достигли 1,4 млрд долларов. Nike успел открыть в Китае семь тысяч магазинов, общие продажи которых в 2020 году составили 6,7 млрд долларов.
«Китайская сторона, принимая решение закрыть свой рынок для компаний, обвинивших КНР в использовании принудительного труда, полностью отдавала себе отчет в том, что она делает. Эмоциональность была продуманной», – убежден Александр Молотников.
В будущем за рынок сбыта в Китае придется бороться
Производства брендов, оказавшихся в центре конфликта, за редким исключением сосредоточены в КНР.
«Китай способен полностью заменить продукцию H&M, Burberry и Nike, произведя подобную на своих же фабриках», – резюмирует эксперт.
Вопрос лежит не только в плоскости экономики, он затрагивает стратегическую расстановку сил в мировом сообществе.
«Западные компании могут подсчитать ущерб от своих действий и пойти на попятную, принеся извинения. Китай вновь начнет их продавать, – рассуждает Молотников. – Однако остальные получили однозначный сигнал: в следующий раз рынок может быть потерян».
В отрасли международной торговли скептично оценивают шансы Запада и КНР погасить разногласия, отметил
в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» президент Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей
Виталий Манкевич.
«Китай демонстрирует лидерство в мировой экономике и готов постоять за себя. Я думаю, что будет продолжение дискуссии. Вряд ли китайцы рассматривают переговоры для урегулирования конфликта. Наоборот, им эта ситуация нужна, чтобы продемонстрировать свою политику сейчас и в будущем», – подчеркнул Манкевич.
Западному бизнесу придется тщательно обдумывать свои заявления китайской стороне. Это определенный вызов миру со стороны Поднебесной.
В секторе потребительских товаров Китай нужен Западу больше
Во всем мире сейчас происходит потребительская стагнация, а Китай демонстрирует огромный интерес к приобретению товаров и услуг. Проявляется он, в том числе, в потреблении продуктов компаний, ставших участниками конфликта. В секторе потребительских товаров Китай больше нужен Западу, чем наоборот, уверен Александр Молотников.
У Китая есть несколько стратегических инициатив по развитию экономики. Например, идея двойной циркуляции: активная работа с экспортом и развитие внутреннего спроса.
Китай поборол бедность, теперь в планах у страны довести долю среднего класса до 60% и выше к 2025-2030 годам. Поэтому многие компании заинтересованы экспортировать товары именно на китайский рынок. Ситуация с западными производителями одежды и обуви будет показательна для других стран: если они хотят получить этот рынок, то им придется играть по китайским правилам.
Затронет ли Россию торговый конфликт
«Если мы говорим о продукции H&M, Burberry и Nike, скорее всего, все издержки, которые повлечет за собой данный конфликт, лягут на плечи потребителя», - считает Александр Молотников.
Цены для российского покупателя вырастут. Потребуются расходы, связанные с логистикой, так как ретейлерам нужно будет перенаправить потоки готовой продукции, произойдет перерасчет таможенных пошлин.
Нет оснований ожидать, что бренды, поссорившиеся с Китаем, начнут реализовывать свои товары в России по бросовым ценам. Действия будут диаметрально противоположны.
Что касается торговых взаимоотношений между Китаем и Россией, связанных с хлопком-сырцом, радикальных перемен не случится. Доля китайского хлопка в общей массе российского импорта составляет более 60%. КНР активно сотрудничает с другими странами-экспортерами хлопка во избежание срывов по объему и срокам поставок.
https://rueconomics.…um=desktop