Стране и миру. Послание. Послесловие.
новая дискуссия
Аналитика
17.435
Стране и миру. Послание. Послесловие.
21 апреля в манеже прозвучало послание Президента России Владимира Путина Федеральному собранию. Собственно, событие традиционное, хотя в последнее время весьма значимое и приводящее к большим последствия в 2018 – к новому облику российской системы вооружений. в 2000 – к конституционной реформе.
Перед этим посланием было достаточно много предположений, о чем будет говориться, в общих моментах эти предположения оправдались. Однако в том, что в послании будут некоторые сенсационные моменты скорее нет, чем да. Дело в том, что уровень спекуляции на горячей тематике был настолько высок, что предположения, раздававшиеся от экспертного сообщества можно было назвать не просто масштабными, но и радикальными. Некоторые, памятуя перемещения войск говорили о потенциале объявления чуть ли не войны Украине, некоторые о перспективах объявления о признании суверенитета республик Донбасса. Ни того, ни другого не произошло.
Между тем, нельзя говорить и о том. Что послание было пустым. На самом деле оно было наполнено смыслами, которые простираются гораздо дальше, чем формальные объявления о чем-либо и фактически обосновывают серьезные сдвиги в восприятии Россией своего места в мире, перспектив собственного развития, потребностей и потенциалов будущих преобразований. Только прозвучало это не в виде конкретных объявлений, а в форме примеров ставящихся задач и озвучивании принципов на которых данные задачи будут решаться. Почему же тогда отдельные комментаторы недовольны посланием? Почему в зарубежных СМИ нет истерических заголовков, которые бы четко характеризовали, что Путин сказал такое, что изменило мировую политику?
Потому что Путин сказал об этом, при этом не назвав этого. Для того, чтобы это понять нужно не просто слышать, но и вслушиваться в нюансы и острые моменты, в интонации и обороты, в аллюзии и контексты ранее звучавших слов. Но это сделать достаточно трудна, тем более зарубежному комментатору, а отечественные эксперты видимо не до конца прониклись речью, видя в заявлениях лишь отражение текущего этапа.
На самом деле послание было не на год, а как минимум до 2024 года. Послание изобиловало тем, что может начаться в этом году, но никак не может в нем же закончится. Послание нельзя интерпретировать только в контексте имеющегося пласта реальности. Красные линии и их рисование Россией это не только и не сколько о Макроне, или чешской провокации. Это о будущем России, будущем в которой Россия – суверенное, экономически развитое государство, которое ставит наиболее амбициозные задачи и достигает их решение преодолевая любые имеющиеся трудности. Россия, это страна прошедшая путь от объявлений Мюнхена, до периода воплощений в жизнь его принципов. Но, по порядку.
Победа над коронавирусом?
Владимиром Путиным было заявлено, что Россия победила коронавирус, что ограничения на социальную и экономическую активность сделали свое дело, система здравоохранения выдержала, правительство сработало ради поддержания экономики, научное сообщество создало эффективные вакцины и есть видение, что столь серьезного ущерба, который был от коронавируса уже не будет.
Что скрывать. Новый вирус COVID-19 стал главным событием 2000 года, которое ощутили все от мировой экономики, до последнего обывателя. Он пронесся по планете (а третья волна все еще накатывает на отдельные страны) падением экономических показателей (почти везде), принес проявления буйного нежелания следовать ограничениям (чего стоит только побоище в Роттердаме, где противники охранительных мер насильственно требовали эти меры отменить), привел чуть ли не к войне вакцин. Когда обладание вакциной стало геополитическим фактором, а попытка ее закупить основанием диверсии против руководства того или иного государства. Все это 2020 год в коронавирусном измерении.
Россия действительно выбирается из вирусного удара весьма достойно. Падение экономики есть, но оно не критично и уж точно не радикально применительно к устойчивости экономики страны. Вакцины разработаны (и судя по информации еще будут разрабатываться) с одной стороны демонстрируя научный потенциал, а с другой, способность к продвижению их на рынки (спутник V одобрен уже 62 странами). При этом. Очевидным стала и слабость России, заключающаяся в том, что, хотя мы можем разработать многие прорывные вещи, изготовить их в необходимом количестве зачастую не можем (впрочем, аналогичная ситуация и у других разработчиков, которые сдвигали сроки поставок, выставляли вакцину неблагоприятного качества и т.д.). Это поставило новые задачи в части развития фармацевтического кластера, которые придется решать в скором будущем.
Вызывает позитив и отношение общества к ситуации с коронавирусом. В России не было повышенной протестной активности из-за этого (как бы ни пытались некоторые силы разжечь данную тему). При этом врачи показали подлинный героизм в борьбе с вирусом и высокий профессионализм, а общество, вступая в волонтерские проекты, свою отзывчивость и готовность в взаимопомощи.
Констатация Президентом факта успешности борьбы с коронавирусом в послании является с одной стороны актом уважения ко всем, кто внес свой вклад в данную борьбу, а с другой, признанием готовности России к испытаниям такого рода. В какой-то мере это было и признание заслуг самого Путина, как лидера страны. Боровшейся с вирусом.
Параметры социального государства
Еще одной частью послания стали вопросы социального характера. В какой-то мере они были менее масштабными, чем в некоторые прочие годы. Однако они поставили столь серьезные задачи, как, например, увеличение средней продолжительности жизни до 78 лет. В 2019 (довирусном году) это показатель составил 73 года. Целая пятилетка. Масштабно, не правда ли?
Цель вполне очевидная и весьма рациональная, способная не только поставить перед государством значимые социальные задачи (например, в рамках развития здравоохранения), но и придать ускорение некоторым направлениям деятельности.
В целом, предлагаемые социальные изменения можно разделить на две части. Одна, это текущие социальные гарантии и льготы, среди которых и 10 000 рулей каждому школьнику к школе (вопросов сбора в школу, хоть частично, но снимется для многих российских семей (особенно с учетом того, что эту помощь получат и дошкольники, только собирающиеся пойти в первый класс), а также ряд других точечных выплат однократного характера. Эти меры имеют две цели. С одной стороны, поддержать отдельные слои населения, пострадавшие в период коронавируса, а с другой сформировать более благоприятный социальный фон перед осенними выборами.
Вторая часть – более значимая и призванная решить не сиюминутные задачи, а действовать на конструктивное достижение важных социальных вопросов. Тут мы можем сказать и о материнском капитале уже на первого ребенка и о расширении возможностей его использования, и о новых гарантиях для лиц, воспитывающих детей и о целях социальной поддержки семей в приобретении жилплощади. Все это в той или иной мере работает на цели, заявленные президентом и отображает социальный характер России.
Важными можно назвать инициативы в области образования. Дополнительное создание 45 000 бюджетных вузов в университетах России (в том числе педагогического профиля), открытие более 1300 новых школ. Это основание для развития сферы образования, придания ему нового импульса.
Стоит отметить, что данное направление не особо нуждается в подтверждающих примерах. И без того правительство ежегодно принимает большое число разного рода решений социального характера. В том, что это будет происходить и далее нет никаких сомнений.
Между тем, социальная сфера является фактически прологом для более серьезного, ожидаемого аспекта развития страны = экономического. Фактически президент заявил о готовности перехода России к важнейшему этапу ее развития – прорыву в экономической сфере.
Контуры развития экономики
Фактически главной частью послания стало решение вопросов экономической модернизации. Не секрет, что зампредами правительства России Белоусовым и Борисовым разрабатываются контуры программы экономического развития страны. Путин приоткрыл завесу тайны над этими целями.
Экономическая реформа будет содержать три элемента. Во-первых, создание масштабных инфраструктурных проектов за счет государственного или государственно-частного взаимодействия. Данные проекты, которые должны начаться уже в этом году будут продолжаться до 2024, а некоторые и до 2030 года и знаменуют собой новые точки роста экономики России. Во-вторых, модернизация и развитие некоторых производств, при этом речь идет не только о российских предприятиях, но и о предприятиях стран ЕАЭС, а также государств или территорий, находящихся в режиме активном взаимодействия с Россией. В-третьих, это региональное развитие. Для целей которого Путин поручил правительству организовать работу с регионами для формирования пакета прорывных проектов экономического развития для каждого субъекта Российской Федерации, а также сформировать проекты для поддержки малого и среднего бизнеса, модернизации налогового законодательства. Кроме того, было заявлено, что власти будут поощрять тех, кто вкладывает в развитие отраслей, а не выводит дивиденды.
Обозначенные президентом проекты действительно потрясают. Они открывают новую страницу в тех направлениях в которых даже могучий Советский Союз не рисковал заходить. Но по порядку. Тут и экологизация алюминиевых производств в результате их модернизации, от чего режим черного неба в том же Красноярске может уйти в историю. Это и строительство железной дороги на Ямал. Которое должно придать новый вектор ускорению освоения Ямала и созданию инфраструктуры Северного морского пути. Строительство метрополитена в Нижнем Новгороде, транспортной инфраструктуры в Челябинске и многие другие мсаштабные экономические проекты
Было заявлено, что усовершенствован механизм специальных инвестиционных контрактов, появился новый инструмент – соглашение о защите и поощрении капиталовложений. Появилась «Фабрика проектного финансирования», которая прорабатывает более 40 коммерческих проектов с общим объёмом инвестиций три триллиона рублей.
По своему масштабу экономическая часть послания была сродни плану пятилетки советского периода, только отражающей данность одного конкретного года, года начала большого экономического строительства, которое после оглашения осенью 2021 года вполне возможно, назовут новой индустриализацией России.
Новый международный порядок
Россия сама будет рисовать красные линии, и сама будет определять, как и на какие вызовы отвечать. Фактически – это новое прочтение Мюнхена. Прочтение страной не поднимающейся со дна глубокого рва в которую была опущена упадком 80-х и крахом 90-х, а новой страной 30-х годов, уверенной в своих силах и преисполненной амбициозных планов.
Фактически всё уместилось в трех коротких абзацах «Мы действительно хотим иметь добрые отношения со всеми участниками международного общения, в том числе, кстати, и с теми, с кем отношения в последнее время у нас, мягко говоря, не складываются. Мы действительно не хотим сжигать мосты. Но если кто-то воспринимает наши добрые намерения как безразличие или слабость и сам намерен окончательно сжечь или даже взорвать эти мосты, должен знать, что ответ России будет асимметричным, быстрым и жёстким.
Организаторы любых провокаций, угрожающих коренным интересам нашей безопасности, пожалеют о содеянном так, как давно уже ни о чём не жалели.
При этом у нас, я просто вынужден это сказать, хватит терпения, ответственности, профессионализма, уверенности в себе и своей правоте и здравого смысла при принятии любого решения. Но надеюсь, что никому не придёт в голову перейти в отношении России так называемую красную черту. А где она будет проходить, это мы будем определять в каждом конкретном случае сами».
Таким образом, президент фактически указал на три основных принципа в международной политике России: активности в решении международных вопросов, асимметричности и действенности ответов на угрозы и вызовы, самостоятельном определении параметров и пределов международной деятельности России.
При этом данные аспекты послания начали реализовываться чуть ли не сразу после его оглашения. В выступлении на климатическом форуме Путин продемонстрировал активность в интересующих направлениях. В принятых документах об ограничении деятельности недружественных стран – жесткие меры воздействия на внешнеполитические возможности данных стран, в частности на деятельность посольств, прибывающих в России. В мерах воздействия на Турцию в рамках негативных для двусторонних отношений инициатив Эрдогана по поставке вооружений на Украину и многих других вопросах. Уверен, что и применение силы, если оно потребуется, будет в числе этих мер, в том числе с расширением географии применения.
Таким образом в этой части, произнесенное послание – водораздел между Россией сосредотачивавшейся и Россией действующей. А это совсем другая Россия.
Отредактировано: ConstB - 25 апр 2021 18:46:02