Время обманутых ожиданий?
новая дискуссия
Аналитика
19.497
Время обманутых ожиданий?
Что только не говорилось в последние недели в связи с обострением на юго-востоке бывшей Украины и переброски большого количества российских войск к западной границе, переброске десантных кораблей в Крым, неожиданным визитом Лукашенко в Москву и прочими событиями. Какие только предположения, одно масштабнее другого не делались, какие версии не выдвигались. Вот только все они потонули в практически полном молчании и заявлениях, что это были всего лишь плановые учения.
Кто говорил, что во время послания Путин заявит о признании ДНР и ЛНР суверенными государствами и сообщит о формате взаимодействия с ними. Кто то. Что на заседании совета Федерации 23 апреля будет поднят вопрос о разрешении Президенту использовать вооруженные силы за пределами территории России (опять же на той же Украине). Кто-то утверждал, что на встрече с Лукашенко может быт заявлено о принятии даже тех же республик Донбасса в состав Совхозного государства Белоруссии и России. В общем версий было много, обоснованных замалчиванием содержания послания и визита Лукашенко и серьезным перемещением войск на границу.
Реальность оказалась странной и не очень-то внятной. Нет, разумеется, все уже давно привыкли, что в России вполне могут состояться колоссальные перемещения войск для учений на какие угодно расстояния. Не в первый раз. Но тут оно приходилось на очевидное обострение ситуации на Донбассе, куда официальный Киев гнал эшелон за эшелоном и где снова начали рваться снаряды в черте населенных пунктов.
Отвод войск с формулировкой «возврат к месту дислокации после завершения учений» многих разочаровал. Сотни раз помянутый «съеденный чижик», тысячи заявлений об «обманутых ожиданиях местного населения», очередные вопросы «как и это всё?» особенно на фоне крайне жесткой риторики с целым рядом зарубежных государств и оставленных (до следующих учений) парков с военной техникой.
Недосказанность была до событий последней недели, во время этих событий и после них. Недосказанность опьяняла одних и обжигала других. Недосказанность ломала самые стройные и продуманные концепции, самые логичные и обоснованные трактовки происходящего. Не понятно все и сейчас, особенно на фоне «ультиматума Козака» - предложения Зеленскому встретится на Донбассе с Пушилиным и Пасечником (чего, естественно сделано не будет и о чем прекрасно знает и Козак и Кремль). Но если ультиматум – это ультиматум, то после него должно что-то произойти, так как без этого любой ультиматум превращается в очередное «китайское предупреждение».
Напряжение не прошло, степень риторики не снизилась, озвученное не дезавуировано, не озвученное не оглашено. Вкус чего-то ожидаемого и грозного есть.
Предвестие
Верите ли Вы в совпадения? Я верю, когда это поддается логическому объяснению и не заставляет теорию вероятности тихо отползать в угол, подсчитывая количество нулей после запятой при подсчете вероятности таких случайностей. Особенно с учетом того, что преподносятся эти совпадения совершенно не как совпадения.
Итак, мы имели (имеем) явное и очевидное обострение на юго-востоке Украины. Для Зеленского это прекрасная возможность в очередные даты конфликта на Донбассе сбросить пар общественного недовольства. Кого-то достали экономические неурядицы, кого-то бездействие властей, а кого-то рутина. Для Зеленского, умудрившегося уже и запретит ряд телеканалов и возбудить дела против политических оппонентов (не правда ли, крайне демократичный ход, хоть в учебники по представительной демократии вноси), и констатировать экономические провалы, и поссориться с Китаем из-за «Мотор Сича», который сначала продали, а потом отобрали, и. наконец, обжегшегося на суде против националистов маленькая и желательно победоносная война на Донбассе была бы решением всех бед. Практически всех, поскольку на горизонте замаячила другая угроза – прямое вмешательство России в обостряющийся конфликт.
По этому поводу Зеленский развил просто феноменальную активность, посетив с визитами Катар, Турцию и Францию и продвигая идею сколачивания какой-то видимости альянса против России. Кое где к этому отнеслись крайне холодно (например, в Париже), где-то с некоторым интересом (например, в Анкаре. Заявив о готовности поставлять вооружения). Учитывая, что риторика США и Великобритании в эти дни напоминала события двенадцатилетней давности в Грузии у многих возникла мысль, что Украину толкают к обострению, давая ее руководству ложные надежды. При этом. Однако, на прямые требования Украины принят ее в НАТО и ЕС (чтоб два раза не начинать) отвечали уклончивым отказом, говоря о том, что сейчас это невозможно. Та еще позиция. Сейчас невозможно, а завтра?
При этом, угроза со стороны России выраженная в пушках и танках в непосредственной близости от границы несколько охладили пыл, так что проявлялся он лишь в отдельных выстрелах из орудий и ударов с беспилотников. Но украинские войска все еще на линии разграничения, а голоса о том, что украинским властям можно делать что угодно, так как Россия не вмешается раздаются всё громче.
Такая позиция в корне ошибочная и пагубная, но поддерживаемая экспертными кругами на Украине, западными СМИ и многочисленными «охателями» с лозунгом «Путин слил» вполне еще может привести к осложнению на Донбассе. Более того, видимо избежать этого не удастся без серьезных осложнений ситуации в самой Украине.
Логика действий
На фоне вполне понятных, хотя и людоедских действий украинской стороны, крайне странными являются российские действия, происходившие в последние пару недель. Они недостаточны для целей активного действия. Они излишни для целей демонстрации позиции и запугивания кого-либо.
Тут стоит обратить внимание на три события. Ситуацию с разоблачением «белорусской террористической группы», ситуацию с большими учениями в приграничье с Украиной, и ситуацию с дипломатическим скандалом с Чехией. Каждое из них вызывает ощущение «натянутости» и неестественности.
Что касается «белорусских террористов» которых якобы поймала ФСБ то факты начали уже лезть сквозь выстроенную легенду. Выяснилось, что оказывается «террористов» Федуту и Зенковича белорусская сторона просила выдать уже неоднократно. Федута вообще из числа тех, кого Лукашенко считает своими кровными врагами, потому что он посмел быть приближенным к Лукашенко и уйти с жесткой критикой. Таких белорусский лидер не любит больше всего. Более того, выяснилось, что якобы белорусский генерал, с которым Федута вел переговоры о свержении Лукашенко (оставим за скобками подробности с бункерами и прочее, как малозначительные детали) оказался сотрудником КГБ Белоруссии. Это скорее всего означает, что дело было собрано белорусской стороной и передано в Россию, дабы уже российские органы его засветили, арестовали Федуту и Зенковича и передали белорусской стороне. Что и было сделано.
Вопрос только в том, что Лукашенко пообещал российскому руководству в обмен на услугу «озвучивания» «кейса Федуты» и выдачи «заговорщиков». Минус для России очевиден, после такого ареста никто из противников Лукашенко в Москву не поедет, а это сокращение вариативности политической игры. Плюсы не очевидны. Единственное сразу же резко ускорилось взаимодействие по части переговоров – визит Мишустина в Минск с предложением по налоговой системе, визит Лукашенко в Кремль 22 апреля. Но без каких-либо видимых эффектов.
Перемещение войск в приграничье, кроме объясняющей части – проводили учения (что вызывает сомнения, так как как-то слишком вовремя проводили в этом месте. Следовательно, учения – это форма в которую все было обличено, но не цель). Целью могла бы быть попытка «напугать» украинские власти, дабы те не начали проявлять повышенную активность в районе линии соприкосновения на Донбассе. Но. Во-первых, Украина еще не прекратила попытки активизации. Обстрелы населенных пунктов продолжаются с не меньшей регулярностью, массированного удара нет, но только пока, как будет дальше большой вопрос. При этом, количество и номенклатура войск России принявших участие в учениях столь велико, что этими средствами впору не Украину от атаки на Донбасс отпугивать, а Берлин брать. Опять же натянутость.
Натянутость и в действиях чешской стороны, которая фактически запустила маховик антироссийской истерии. Выявление якобы шпионов Петрова и Баширова взорвавших в 2014 склад с боеприпасами (причем склад с которого боеприпасы поставлялись через болгарскую прокладку то ли в Сирию боевикам ИГИЛ, то ли на Украину, в период активного геноцида местного русского населения украинскими войсками на Донбассе. Да за такое, этот склад следовало не просто взорвать, а сравнять с землей вместе с прилежащей местностью авиационным ударом) выглядит мягко говоря неумным. А реакция российской стороны половинчатой. Нет четкого заявления «Чехия поставляла оружие боевикам ИГИЛ и является пособником международных террористов». При этом ест высылка дипломатов и нагнетание ситуации конфронтации не только с Чехией, но и еще с рядом стран (география отличившихся характерна).
Чешское досье прямо показывает кто и что делал. За этим скандалом виднеются уши Великобритании и отдельных сил в США, поскольку с высылкой дипломатов из европейских государств отличились только Великобритания, а также британские и североамериканские (пробайденовские) креатуры в Европе – руководство Чехии, Словакии, Польши, Литвы, Эстонии, Латвии. В качестве обоснования фигурируют материалы группы Биллингкат (bellingcat.com), которую активно курируют спецслужбы Великобритании. Да и все происходящее пронизано ощущением недоговоренности и наигранности, неестественности.
Возможно правда, что все делалось для целей устранить Россию от торгов по постройке АЭС Темелин, возможно для отвлечения внимания от «белорусского кейса», а возможно и от активности на Украине. Но выглядит это как экстренная и плохо подготовленная попытка что-то сорвать. У чешского руководства нет ни глубины игры. Ни четких аргументов, ничего. И в такой ситуации происходящее выглядит как попытка вскочить в последний вагон уходящего поезда и нажать на стоп-кран, жертвуя миллиардными потенциалами для чешской экономики и превращая Чехию в «козла отпущения грехов».
Все это показывает, что ведется какая-то многоуровневая игра, которая, по всей вероятности, направлена на что-то гораздо большее, чем те мелкие вопросы, которые сейчас демонстрируются как обоснование действий. Например, попытку осуществить установление российского контроля над Украиной с последующим принуждением к «Минску-2», федерализации, денацификации и включением Украины в структуры, продвигаемые Россией (ЕАЭС). По масштабу только это объясняет широту активности.
Конец, или продолжение?
Многие говорили о том, что послание президента и визит Лукашенко должны принести что-то новое по Донбассу. Что от этого, возможно, будет зависеть и результат последующих российских действий на востоке Украины, если не больше.
В принципе все укладывалось в такую логику – Россия готова нанести удары по вооруженным силам Украины и националистическим формированиям Украины для чего и собирает силы, Белоруссия может предоставить выгодные плацдармы для России для такого удара гарантирующие непопадание на территорию Украины более-менее ощутимых сил НАТО из Польши (если перекрыть им доступ в районе польско-украинской границы в районе Луцка-Львова и закрыть Одессу для переброски сил морем, что прекрасно делается из Крыма и при помощи собранных там десантных кораблей). Чешская же провокация – попытка сорвать атаку посредством создания большого шума вокруг деятельности России, причем попытка, кооперируемая с действиями руководства Украины.
20 апреля Зеленский выступает с обращением, в котором предлагает Путину встретится с ним в любом населенном пункте, в том числе на Донбассе. Путину с Зеленским говорить не о чем. Зеленский практически ничего не контролирует, является марионеткой американских кругов. Действие направлено явно на демонизацию России. Им предлагали переговоры, они выбрали войну. Примерно такая логика должна появиться в зарубежных СМИ в случае начала Россией боевых действий. И в этой интерпретации действия России уже будут представлены не как попытка защитить местное население, а как агрессивные действия против киевских властей, готовых к переговорам.
Ответный ход был сделан в обращении Путина на встрече с Лукашенко, где было сказано – по вопросам украинско-российских отношений с Зеленским говорить кремль будет, по вопросам Донбасса пусть Киев говорит с ДНР и ЛНР. А также в «ультиматуме Козака», заявившего в рамках «нормандского формата», что до 27 апреля должна состояться встреча Зеленского с лидерами ДНР и ЛНР, что очевидно сделано не будет. При этом позиция «Киев хочет мира, Москва стремится к войне» будет подорвана.
Этот подрыв, однако, на который потребовалось направить усилия даже Путина вряд ли является действенным. Весьма вероятно, что у Киева уже заготовлен вариант эскалации конфликта, выставляющий в негативном свете руководство ДНР и ЛНР. А уж показать картинку, например, удара по населенному пункту Донбасса со стороны непризнанных республик, а затем устроить международный гвалт по поводу ДНР и ЛНР – террористы большого ума не надо, да и сил и средств это не потребует. При этом, Москва уже потеряла время. Которое можно было бы использовать для эффективных действий против Киева, не говоря уже о затратах на перемещение войск и техники.
Насколько перспективна ситуация?
Сейчас ситуация на юго-востоке Украины не изменилась. Официальный Киев продолжает заявлять о неприемлемости любого признания ДНР и ЛНР, фактически о срыве соглашений «Минск-2», продолжает эскалацию ситуации. Россия отводит войска, при этом сохраняя у границы вооружение, технику и материальные запасы.
Очевидным является тот факт, что проблема Украины никуда не делать, не только не снялась с повестки. Но и не снимется в обозримой перспективе. Вопрос о том начнет ли Киев применять силу на Донбассе при этом не стоит. Обязательно начнет, вопрос только в том, когда? Будет это в ближайшие дни, или в более отдаленной перспективе, других, боле простых способов снять политическое напряжение у Зеленского нет, экономическая ситуация будет все хуже, политическая напряженность внутри страны все серьезней.
Кремль же в данной ситуации теряет как темп (передислокации войск, «протухающий» белорусский кейс), так и несет моральные издержки, связанные с неоправданными ожиданиями от масштабного перемещения войск. Конечно, можно сказать, что виноваты в том, что были эти излишние ожидания сами наблюдатели, но при этом нерешительные действия России в отношение ситуации на Донбассе уже формируют негативные политические тренды. В частности, появление разного рода общественно-политических движений, направленные на эксплуатацию темы Донбасса. А впереди выборы.
Что будет делать Россия в случае начала активной военной фазы на Донбассе? Очевидно воевать. При этом, в ситуации, вероятно, более негативной. Не на упреждение удара Киева, а на его нейтрализацию и возмездие. Может ли Россия не заметить такую эскалацию? Нет. не может. Во-первых, в отличие от 2014 года на Донбассе сейчас живут более полумиллиона граждан России, а значит данная проблема из формально внешней становится сугубо внутренней. Во-вторых, Россия прилично вложилась в воссоздание экономики Донбасса. Запуск печей реконструированного Донецкого металлургического завода, строительство за 12 миллиардов масштабного свинокомплекса в Луганске и множество других проектов – это серьезные финансовые издержки. И это, еще не говоря о падении репутации и авторитета. Так что нет, не ответить Россия не может. Может ли сыграть на опережение? В принципе может, но в этом можно усомниться, раз от серьезных шагов может отвлечь провокационное заявление Зеленского.
К сожалению Россия упорно пытается сохранить лицо в ситуации, когда никого это уже не интересует. Тогда, когда те же соединенные штаты могут себе позволить «прессовать» своих союзников по «Северному потоку-2» Россия пытается создать обоснование легальности своих действий. Международная политика давно утратила и элегантность и хоть какой-то ареол законности. Она превратилась в площадку реализации бизнес интересов в которой нет места для сантиментов и отсылок к международному праву. Ожидать что что-то изменится – глупо. Применять силу следует тогда. когда тебе выгодно. А не тогда, когда тебя загнали в ситуацию невозможности другого варианта развития событий.
Исходя из этого, надеюсь, что ближайшие дни принесут совсем другие новости, дадут возможность устранить те противоречия, которые сковывали активность России и обеспечат более благоприятный фон для базовых событий осени 2021 года.
Отредактировано: ConstB - 26 апр 2021 11:13:22