Процесс наращивания конфликтного потенциала после победы Запада в Холодной войне с СССР шёл зримо и поэтапно.
2000-год – начало борьбы В. Путина за отмену Соглашения о разделе продукции (СРП), принятого в 1995 году, когда ряд российских сырьевых компаний попадал под действие международной юрисдикции.
2004 год – отмена В. Путиным СРП и в ответ первый Майдан на Украине.
2007 год – Мюнхенская речь В. Путина.
2008 год – первая волна кризиса и принуждение Грузии к миру – с отделением Абхазии и Южной Осетии.
2010 год – вторая волна кризиса.
2014 год – второй Майдан на Украине и уход Крыма в Россию с отделением Донбасса.
2015 год – начало операций российской армии в Сирии.
2018 год – второй президентский срок В. Путина после периода президентства Д. Медведева. Приход к власти в США Д. Трампа и начало эскалации конфликта США и Китая.
ЦитатаКаждое направление имеет свои тенденции, несёт для России свои риски и создаёт свои возможности. Есть смысл рассмотреть так называемый Топ-10 основных линий конфликта, которые проявятся грядущим летом, то есть уже через 2–3 месяца, и определиться с реакцией на то, что они с собой несут.
1. Обострение конфликта в Донбассе
Тенденции: активизация провокаций к июню. Усиление военной активности ВСУ к концу августа с каскадным введением санкций Западом. Цель – усиление антипутинского крыла и изоляции крыла пропутинского, вывод конфликта элит из латентного состояния в открытое и неуправляемое из Кремля. [крайне сомнительно, на мой взгляд: антипутинское крыло полностью утратило влияние и не имеет ресурсов - Dark_Regime]
Риски:
1.1. Военные: в случае начала боевых действий в целях избегания или уменьшения санкций Россия не стремительно и мощно, а крайне дозированно оказывает помощь ЛДНР. Ввод контингента США на Украину в период с июня по сентябрь.
1.2. Внутриполитические: концентрации рисков – санкции будут введены полностью, жертвы среди мирного населения будут максимальны, война примет затяжной характер, что повлияет на рейтинги власти и скажется на тактике оппозиции в сентябре. Протестная активность возрастёт. Консолидация антипутинских сил под эгидой Запада и делигитимация нынешней российской власти к концу августа. Перехват к середине августа контроля над трансфером и реванш либеральной проамериканской группы.
1.3. Экономические: формирование к августу оснований для экономической и финансовой блокады России завершится. Остановка в конце июня достройки СП-2.
1.4. Внешнеполитические: снятие к концу осени возражений стран Западной Европы на приём в НАТО Грузии и Украины.
Возможности: на внешнем контуре – добиться от Берлина и Парижа активной позиции по воздействию на Зеленского для предупреждения об отсутствии согласия на вступление Украины в НАТО. На внутреннем контуре – раскручивание темы вмешательства иностранных сил в выборы в России.
Проведение выборов и трансфера под повесткой угрозы национальной безопасности. Ускорение темпов суверенизации экономики. Центральная власть подаёт ясный сигнал элитам и обществу, что углубление контроля над политической ситуацией в зоне своего влияния она ставит выше международных политических издержек.
2. «Северный поток-2» – выход на завершающий этап
Тенденции: игра США на обострение ситуации вокруг завершения проекта. Попытка создать обстановку, вынуждающую власти ФРГ заморозить проект. Формирование двух взаимоисключающих позиций в администрации Байдена: попытки продолжить эскалацию угроз и давления вплоть до торговой войны с Германией и попытки «спасти лицо» ввиду неизбежности ввода проекта в эксплуатацию и сепаратно договориться об откупных с Германией и Россией.
Риски: с мая по сентябрь – обострение всей конфликтной повестки между ЕС и США. К июню – возможность полной остановки «Минского процесса» и официальный выход из него Украины по причине начала боевых действий в Донбассе. Продавливание «группой войны» в администрации Байдена «группы компромисса» и подчинение правительства Германии американской позиции в связи с войной в Донбассе.
Жёсткие санкции к германскому бизнесу, участвующему в поддержке СП-2. Провокации на линии строительства трубопровода с нанесением физических повреждений объекту или занятым в прокладке труб судам. Повышение с июня по август военного противостояния на Балтике между Россией и НАТО. Согласие России и Германии на компромиссы с США по поводу судьбы украинского транзита, выхолащивающие смысл проекта СП-2.
Возможности: окончание строительства и снятие повестки противостояния вокруг него. Перенос борьбы США и России за Европу на другие направления. Использование конфликта интересов разных элитных групп Германии и США для размывания их консолидированной позиции. Усиление связей и позиций России в германских бизнес-кругах.
С помощью отражения попыток диверсий на трубопроводе отработать механизм его защиты и привести США к пониманию исчерпанности подобного средства воздействия. Побудить США перейти к переговорам и поиску компромисса на условиях России (чем позже договоримся, тем хуже будут условия для США: в августе будут одни условия, а в ноябре другие, намного хуже).