Железный купол или железное сито?Свидетельства ставят под сомнение эффективность израильского противоракетного щита, финансируемого США Democracynow.org сообщает, что всего через несколько часов после того, как Белый дом осудил обстрел школы ООН в Газе, Пентагон подтвердил, что поставляет Израилю свежие боеприпасы, включая танковые снаряды для танков и боеприпасы для гранатометов.
Тем временем члены Конгресса работают над дополнительным финансированием в размере сотен миллионов долларов для израильского противоракетного щита «Железный купол». В то время как ведущие новостей, эксперты и политики США неоднократно превозносили эффективность «Железного купола» при отражении ракетных атак, известный физик Теодор Постол говорит, что нет никаких доказательств того, что «Железный купол» действительно работает. По его оценкам, «Железный купол», частично построенный компанией Raytheon, перехватывает всего 5 процентов ракет, выпущенных по Израилю. Постол, профессор науки, технологий и политики национальной безопасности в Массачусетском технологическом институте, является экспертом по ракетам, противоракетной обороне и другим аспектам современной войны.
Стенограмма беседыЭМИ ГУДМАН: Это «Демократия сейчас!», Я Эми Гудман. Спустя всего несколько часов после осуждения обстрела школы ООН в Газе Соединенные Штаты подтвердили, что поставляют Израилю свежие боеприпасы, включая снаряды для танков и боеприпасы для гранатометов. Тем временем Конгресс США работает над дополнительным финансированием в размере сотен миллионов долларов для израильского противоракетного щита "Железный купол". В понедельник советник по национальной безопасности США Сьюзан Райс подтвердила поддержку администрацией Обамы системы ПРО «Железный купол» на мероприятии, организованном Конференцией президентов основных еврейских организаций Америки.
СЬЮЗАН РАЙС: В последние недели в среднем по Израилю было выпущено более 100 ракет в день. «Железный купол» буквально означал разницу между жизнью и смертью, и я глубоко горжусь тем, что президент Обама помог сделать это возможным. И я горжусь тем, что при его активной поддержке Соединенные Штаты увеличат наши инвестиции в «Железный купол» в 2015 году более чем в два раза.
ЭМИ ГУДМАН: В средствах массовой информации США ведущие новостей, эксперты и политики превозносили эффективность «Железного купола» в отражении ракетных обстрелов со стороны ХАМАС, подвергавших опасности жизни израильтян.
НЕИЗВЕСТНЫЙ СОБЕСЕДНИК: «Железный купол» работает. Это минимальные потери и летальные исходы.
РЕПОРТЕР: Красная вспышка перехватывает ракету. Теперь эта система защиты оказывается чрезвычайно успешной.
СЕН. ТЕД КРУЗ: Ракеты начинают лететь по небу, ночному небу. И вы видите, как по небу летят ракеты, а затем вы видите, как перехватчики «Железного купола» взрываются и взрывают ракеты.
МАРТИН ФЛЕТЧЕР: Противоракетная система «Железный купол» выполняла свою работу, отслеживая ракеты, поражая их в лоб, уничтожая их в небе.
ДЭВИД ЛИ МИЛЛЕР: Когда мы смотрели наверх, мы видели, как ракеты-перехватчики системы «Железный купол» выполняли свою работу, по крайней мере, три из этих ракет были сбиты всего несколько минут назад.
ЭМИ ГУДМАН: Ну, наш следующий гость говорит с точностью до наоборот, предполагая, что Железный купол больше похож, цитирую, на «Железное сито». Он только что написал статью в Бюллетене ученых-атомщиков под названием «Доказательства того, что железный купол не работает». К нам присоединился физик Теодор Постол из Бостона, штат Массачусетс. Он профессор науки, технологий и политики национальной безопасности в Массачусетском технологическом институте, эксперт по ракетам, противоракетной обороне и другим аспектам современной войны. Профессор Постол, добро пожаловать в «Демократию сейчас»!
Я имею в виду, что более 1300 палестинцев были убиты. Трое мирных израильтян погибли, предположительно двое из них - в результате попадания ракеты или минометного снаряда. Однако вы говорите, что «Железный купол» не несет ответственности за низкий уровень потерь среди израильтян. Почему?
ТЕОДОР ПОСТОЛ: Что ж, низкий уровень потерь обусловлен чрезвычайно эффективной системой раннего предупреждения и укрытия. По всему Израилю есть бомбоубежища, построенные правительством. По закону у людей есть приюты в домах. И есть система предупреждения, которая сообщает вам, что в вашем направлении может лететь ракета. Все, что вам нужно сделать, это попасть в укрытие, и даже если ракета попадет в ваш дом, вас не убьет. Теперь, если вы не попадете в укрытие, а в ваш дом попадет ракета, например, в комнату, где вы сидели, вас убьет. Итак, укрытие и предупреждение очень важны для спасения жизней. Теперь даже израильское правительство подчеркнуло это, потому что есть бедуины, которых израильское правительство не считает достойными защиты или не защищает их. Это кочевые арабские народы. И израильское правительство выступило против предоставления бедуинам убежища просто потому, что, по мнению израильского правительства, все, что нужно сделать людям, - это лечь на землю, если они знают, что может попасть реактивный снаряд, и если они это сделают, их шансы на гибель при разрыве сократится на 80 процентов. Это говорит само израильское правительство. Так что причины, по которым эта гражданская оборона настолько эффективна, заключаются в том, что, во-первых, боеголовки реактивных снарядов не очень большие, от 10 до 20 фунтов (9-18 кг), а во-вторых, люди имеют адекватное предупреждение, чтобы укрыться. Это очень эффективно. Позвольте мне просто привести вам пример того, насколько эффективным может быть раннее предупреждение. Во время Второй мировой войны, во время бомбардировки Лондона, немцами применялись ракеты Фау-1 и Фау-2. Фау-2 была баллистической ракетой, которая поразила без предупреждения, потому что в то время не было мощных радаров, чтобы знать, что она приближается. Фау-1 был чем-то вроде крылатой ракеты. Его назвали гудящей бомбой, потому что у него был особый вид так называемого импульсного реактивного двигателя, который издавал жужжащий звук. Теперь V-1 наносили такой же урон, как и V-2, но шансы быть убитым V-1 при ударе о землю по сравнению с V-2 были на 60 процентов ниже. И это значительное сокращение потерь можно приписать тому факту, что если вы идете по улице во время Второй мировой войны в Лондоне и слышите гудящую бомбу над головой, ее мотор выключится, и она упадет на землю, но у вас есть семь секунд между выключением мотора и поражением боевой части. А простое попадание на землю увеличивает ваши шансы на выживание на 60 процентов.
ЭМИ ГУДМАН: Так что же делает этот так называемый купол, Железный купол?
ТЕОДОР ПОСТОЛ: Что ж, мы знаем - у нас есть видеозаписи инверсионных следов - под инверсионными следами, я имею в виду следы дыма, оставленные двигателем противоракеты «Железный купол», - которые показывают геометрию взаимодействия между перехватчиками «Железный купол» и приближающимися реактивными ракетами. Так, например, если вы видите инверсионный след, который заканчивается взрывом ракеты «Железный купол», и инверсионный след идет параллельно земле, это означает, что «Железный купол» попытался поразить ракету с того, что называется боковой полусферы, потому что ракета падает по сильно вертикальной траектории. При боковой геометрии вероятность разрушения боеголовки артиллерийской ракеты практически равна нулю. Мы также видим, как ракеты «Железного купола» преследуют артиллерийские ракеты сзади. Вероятность уничтожения боеголовки реактивного снаряда в такой геометрии также равна нулю. Иногда, очень редко, мы видим точку пересечения с Железным куполом, возникающую по почти вертикальной траектории. Это единственная геометрия поражения, при которой у «Железного купола» есть ненулевой шанс уничтожить ракету.
ЭМИ ГУДМАН: Так как часто эти ракеты перехватывались?
ТЕОДОР ПОСТОЛ: Мы не знаем точно, но я предполагаю, что примерно в 5% случаев. Это может быть даже не так хорошо.
ЭМИ ГУДМАН: В девяносто пяти процентах случаев они промахиваются?
ТЕОДОР ПОСТОЛ: Похоже, да.
ЭМИ ГУДМАН: Я имею в виду, что если вы смотрите телевизор в Соединенных Штатах, поскольку мы только что проиграли эти клипы, общепризнано, что это причина низкого уровня потерь среди израильтян.
ТЕОДОР ПОСТОЛ: Что ж, позвольте мне напомнить вам, что во время войны в Персидском заливе 1991 года уровень эффективности перехватчиков системы ПРО «Пэтриот» над Израилем и Саудовской Аравией составлял 96 процентов, даже выше. Мы проанализировали информацию, полученную из телевизионных видеороликов, и, когда мы закончили, общее мнение всех - всех проинформированных технических специалистов заключалось в том, что скорость перехвата Patriot, вероятно, равна нулю. Итак, люди смотрят на эти взрывы в небе, они связывают это световое шоу с успешными перехватами, а то, что они видят, - это взрыв боеголовок «Железный купол».
ЭМИ ГУДМАН: Министр обороны США Чак Хейгел тогда направил в Конгресс письмо с просьбой выделить еще 225 миллионов долларов США на финансирование.
ТЕОДОР ПОСТОЛ: Да.
ЭМИ ГУДМАН: - для ускорения производства компонентов системы ПРО «Железный купол». Какая компания получает от этого выгоду или военные подрядчики получают эти деньги?
ТЕОДОР ПОСТОЛ: Ну, главная фирма, которая выиграет от этого, - американская компания, в Израиле будут компании, которые также выиграют - это Raytheon Corporation, которая находится здесь, в Массачусетсе.
ЭМИ ГУДМАН: Вот куда идут деньги.
ТЕОДОР ПОСТОЛ: Ну, большая часть денег. Мне не удалось найти никакой информации о том, сколько будет заплачено Raytheon за каждый построенный перехватчик.
ЭМИ ГУДМАН: Как вы думаете, деньги потрачены не зря, профессор Постол?
ТЕОДОР ПОСТОЛ: Я бы не стал тратить деньги на перехватчик, у которого почти нулевой шанс перехватить реактивный снаряд. Стоимость каждого перехватчика, вероятно, превышает 100 000 долларов, и, возможно, он достигает 5-процентной эффективности - а может быть, может быть ниже - против ракет, которые могут стоить 1000 долларов каждая или 500 долларов каждая. Так что соотношение цены и обмена в порядке, если вы израильтянин и доллары не выпадают из вашего кармана. Но в случае американской системы я бы точно не поддержал такую систему.
ЭМИ ГУДМАН: Как может быть такое несоответствие между тем, что вы утверждаете, и тем, что говорят все остальные? Я имею в виду, что израильское правительство утверждает, что вероятность успеха составляет от 85 до 90 процентов. Это вранье?
ТЕОДОР ПОСТОЛ: Что ж, я думаю, что со стороны израильского правительства было довольно много ловкости рук. Честно говоря, есть причины - я имею в виду, которые могут быть оправданы на войне - для лжи. Во-первых, вы можете солгать, потому что ваше население успокаивает мысль о том, что вас защищают. Однако здесь есть обоюдоострый меч, потому что, если люди думают, что их защищают, они не будут укрыться. А в ноябре 2012 года погибли три человека.
ЭМИ ГУДМАН: У нас есть осталось 10 секунд.
ТЕОДОР ПОСТОЛ: О, три человека были убиты на крыльце, потому что смотрели на ракеты «Железного купола», которые якобы успешно перехватывали палестинские снаряды.
ЭМИ ГУДМАН: Мы продолжим этот разговор после выступления, а затем разместим его на сайте Democranow.org. Профессор Теодор Постол из Массачусетского технологического института, большое спасибо за то, что присоединились к нам.