Цитата: Старый штурман от 24.06.2021 19:23:57Господи! Смотрю я на всю эту вакханалию и думаю: какие же мирные, не побоюсь этого слова, вегетарианские времена были в холодную войну, в 1980-е годы!
Black Sea bumping incident of 1988Вторая половина 80-х годов XX века знаменовалась для
Советского Союза нарастанием экономического и политического кризисов, что не могло не отразиться и на международном положении страны. СССР продолжал оставаться мощной мировой державой, оплотом мирового
социализма, однако уже начинал «терять хватку» в противостоянии с капиталистическим миром.
В результате в этот период увеличилось количество провокационных действий со стороны основного «вероятного противника» —
США.
Полем для подобных провокаций, кроме всего прочего, стал вопрос об определении границы территориальных вод, а именно: линии, от которой следует вести отсчёт 12-мильной зоны территориальных вод. В США утверждали, что отсчёт следует вести от каждой точки береговой линии. В Советском Союзе придерживались принципа так называемой «базисной линии»: например, при определении зоны территориальных вод в заливах расстояние до границы отсчитывались не от береговой черты, а от линии, соединяющей входные
мысы заливов.
Дополнительным фактором, который использовался при провокациях, являлось то, что
Конвенция ООН по морскому праву (UNCLOS III), подписанная СССР в 1982 году, оговаривала возможный мирный проход (
innocent passage) боевых кораблей с оружием на борту через отдельные участки территориальных вод прибрежных государств. Это допускалось в исключительных случаях, с целью сокращения пути и обязательным соблюдением ряда условий: не выполнять разведывательных задач, не поднимать в воздух летательные аппараты, не проводить учения.
В прилегающих к территории СССР водах было несколько районов со спорной линией демаркации государственной границы. Один из таких районов находился у побережья
Крыма с координатами 44° с. ш. и 33° в. д. Поблизости от него на берегу был расположен ряд важных стратегических объектов: в
Саках находился наземный испытательный тренажёр корабельной авиации (
НИТКА), на котором осуществлялась подготовка лётчиков будущей авиагруппы
авианосца «Леонид Брежнев» («Адмирал флота Кузнецов»), а в
Форосе достраивался комплекс дач ЦК КПСС, оснащаемый соответствующей системой правительственной связи.
13 марта
1986 года крейсер
«Йорктаун» (USS CG 48 Yorktown) и эсминец «
Кэрон» (USS DD-970 Caron) вошли в территориальные воды у южного побережья Крыма на 6 миль (примерно 10 км). Причём американские корабли следовали с работающими
радиолокационными станциями и другими радиоэлектронными средствами, что означало выполнение ими разведывательных задач. После этого случая главнокомандующий ВМФ адмирал флота
Владимир Чернавин обратился к министру обороны маршалу
Сергею Соколову с планом активного противодействия подобным провокациям.
На основе этого плана маршал Соколов летом 1986 года сделал специальный доклад в
Центральный комитет КПСС, подробно рассказав «о мерах в случае очередных нарушений американскими кораблями территориальных вод на Чёрном море». В докладе предлагалось
активно сковывать действия кораблей-нарушителей вплоть до навала бортом на них и вытеснения из территориальных вод страны. После этого адмирала Чернавина пригласили на Совет обороны страны, проводившийся под председательством
Михаила Горбачёва. В присутствии Горбачева, председателя
КГБ Виктора Чебрикова, министра иностранных дел
Эдуарда Шеварднадзе, председателя Совета министров
Николая Рыжкова, министра обороны, начальника Генштаба и главкомов всех родов войск адмирал подробно рассказал о существе проблемы и о своей идее навала, приведя пример с танками, более понятный сухопутным военачальникам. Горбачёв одобрил идею, заодно порекомендовав при этом «подобрать корабли покрепче»
[1]. Он также попросил Чернавина заранее предусмотреть все меры, исключающие жертвы среди личного состава кораблей.
Прямым следствием этого совещания стала специальная директива главнокомандующего ВМФ командующим флотами на Севере, Тихом океане и на Чёрном море на вытеснение иностранных кораблей-нарушителей.
События 12 февраля
Навал «СКР-6» на эсминец «Кэрон»
Опасное маневрирование ПСК «Ямал» вблизи эсминца «Кэрон»
В начале февраля 1988 года стало известно о предстоящем заходе в Чёрное море крейсера «Йорктаун» и эсминца «Кэрон» из состава
6-го флота США. Чернавин отдал командующему Черноморским флотом (ЧФ) адмиралу
Михаилу Хронопуло приказ действовать в соответствии с полученной ранее директивой.
Так как Хронопуло в то время находился в Москве, непосредственным руководителем операции по вытеснению стал начальник штаба ЧФ вице-адмирал
Валентин Селиванов. Выполнение задачи было возложено на командира
СКР «Беззаветный» капитана 2-го ранга
Владимира Богдашина и командира «
СКР-6» капитана 3-го ранга
Анатолия Петрова. Кроме того, для сопровождения американских кораблей были направлены пограничный СКР «Измаил» и поисково-спасательный корабль «Ямал». Всей группой кораблей командовал начальник штаба 70-й бригады 30-й дивизии противолодочных кораблей ЧФ капитан 2-го ранга
Николай Михеев.
Советские корабли взяли американские суда на сопровождение сразу после выхода из
Босфора. Американцы прошли территориальные воды
Болгарии, затем территориальные воды
Румынии, далее отвернули на восток, перешли в район 40-45 миль юго-юго-восточнее
Севастополя и в течение двух суток находились там.
12 февраля командный пункт ЧФ примерно в 9 часов 45 минут получил доклад Михеева: «Американские корабли легли на курс 90°, который ведёт в наши терводы, скорость 14
узлов. До тервод 14
миль». Селиванов приказал Михееву передать на американские корабли: «Ваш курс ведёт в советские воды, что недопустимо. Имею приказ вытеснять вас, вплоть до навала и
тарана». Американцы ответили: «Мы ничего не нарушаем, следуем прежним курсом, скорость та же». Тогда Михеев получил указание занять позиции для вытеснения.
В 10 часов 45 минут «Йорктаун» и «Кэрон» вошли в
территориальные воды СССР. Пограничный СКР «Измаил» поднял сигнал: «Вы нарушили границу территориальных вод СССР», а «Беззаветный», «СКР-6» и «Ямал» начали манёвр на сближение с американцами. «Беззаветный» догнал «Йорктаун», и некоторое время корабли шли параллельными курсами практически вплотную друг к другу.
В 11 часов 02 минуты «Беззаветный» переложил руль вправо и произвёл навал на
корму «Йорктауна» правым бортом под углом 30 градусов. От удара и трения бортов посыпались искры и загорелась бортовая краска.
Якорь «Беззаветного» одной лапой разорвал обшивку борта крейсера, а другой сделал пробоину в носовой части борта своего корабля. В то же время «СКР-6» прошел по касательной вдоль левого борта эсминца «Кэрон», срубил ему
леера, порвал обшивку борта и разбил
шлюпку. Командир «Ямала» тоже производил опасное сближение с «Кэроном», но без столкновения
[2].
После удара «Беззаветный» и «Йорктаун» развернуло в противоположные друг от друга стороны, но оба командира приказали вернуть корабли на прежний курс, а «Беззаветный» к тому же ещё и увеличил скорость, что привело к ещё одному навалу.
Во время второго удара высокий
форштевень «Беззаветного» влез на вертолётную
палубу «Йорктауна» (при этом корма советского корабля оказалась на срезе уровня воды) и с
креном на левый борт стал сползать в сторону крейсерского
юта. При этом сторожевик снёс
леерное ограждение крейсера, разломал его командирский катер и пусковую установку
ПКР «Гарпун». В результате столкновения на «Йорктауне» начался пожар.
«Беззаветный» отошёл от «Йорктауна», но предупредил, что повторит навал, если американские корабли не покинут территориальные воды. Однако вместо этого эсминец «Кэрон» пошёл на сближение с «Беззаветным», и оба американских корабля на сходящихся курсах стали как бы сжимать в клещи оказавшийся между ними сторожевик. В ответ Михеев приказал демонстративно зарядить реактивные бомбомётные установки РБУ-6000
глубинными бомбами и развернуть их по
траверзу на правый и левый борт соответственно против крейсера и эсминца.
Американские корабли прекратили сближение, но на «Йорктауне» стали готовить к взлёту палубные вертолёты. Селиванов приказал Михееву передать американцам:
«Вертолеты в случае их подъёма в воздух будут сбиты, как нарушившие воздушное пространство Советского Союза», и дал указание направить в район инцидента авиацию флота. После появления над американскими кораблями двух
Ми-24 вертолёты «Йорктауна» закатили обратно в
ангар.
Американские корабли изменили курс и ушли в нейтральные воды, где легли в дрейф. Через несколько часов оба корабля направились в сторону Босфора, не заходя более в советские территориальные воды.«Йорктаун» получил сильные повреждения и три месяца стоял в ремонте. Несмотря на то, что «Беззаветный» был повреждён незначительно, его ремонт продлился месяц
[3].
Владимир Богдашин был награждён
орденом Красной Звезды, и в 1991 году принял должность командира крейсера
«Москва» — флагмана ЧФ СССР. После инцидента СКР «Беззаветный» около месяца находился в ремонте, после чего продолжил службу. 14 июля 1997 года экипаж корабля был расформирован. 1 августа 1997 по условиям
раздела Черноморского флота «Беззаветный» передан
ВМС Украины.
«СКР-6» был списан в 1990 году.