Шановны панове ударили богоизбранных по самому больному месту. Речь, конечно, идет об имуществе. О чем же ещё? Если вкратце, то поляки (сюрприз, сюрприз!) отчего-то не спешат соглашаться с американским "Актом 447", который предполагает введение санкций против стран, не поддерживающих реституцию еврейской собственности.
Подробности под катом:
Польский синдром отрицания вины в Холокосте достиг своего апогея. Каждый новый медиа-повод на эту тему пробивает очередное моральное дно. Мы можем констатировать не просто рост общественного антисемитизма в Польше на этом фоне (рост, в общем, никогда и не останавливался), но фактически его легитимизацию на государственном уровне. Но обо всем по порядку.
Пару лет назад Израиль на государственном уровне попросил у Польши вернуть еврейскую собственность. В частности, речь о собственности евреев без наследников, которую польское государство реприватизировало. Сама формулировка ”без наследников”, по сути, означает, что все родственники были убиты или были вынуждены бежать и никто не смог претендовать на имущество. Только в одной Варшаве до войны жило до 40% еврейского населения. И мы даже не говорим про квартиры и дома, которые были заняты поляками во время войны. Вы только вдумайтесь: “Из живших в Польше на начало сентября 1939 года 3,3 млн евреев во время войны погибло 2,8 млн, то есть 85%.” Добавьте сюда десятки погромов уже после войны и вы получите страшную трагедию, за которую Польша не хочет нести никакой ответственности.
Два года назад США приняли акт, декларирующий государственную помощь еврейским организациям в вопросе возврата имущества. А год назад начал действовать "Акт 447”, позволяющий применять санкции в отношении государств, отказавшихся помогать реституции еврейской собственности. Это не понравилось полякам, начались массовые протесты националистов. Шутка ли, по разным оценкам общая стоимость отнятого имущества у евреев близка к 300 млрд долларов.
13 мая 2019 года израильская государственная делегация во главе с министром Гилой Гамлиэль должна была отправиться в Польшу обсуждать этот вопрос. Но поляки просто отменили приглашение в последний день с формулировкой: “Этот вопрос не стоит на повестке обсуждения, дискуссии на эту тему закончены”.
А на прошлой неделе польский сейм принял в первом чтении закон, запрещающий любые разговоры о возможной реституции награбленного в ходе Холокоста еврейского имущества. Этот закон вызвал волну возмущения во всем мире. Еще раз, чтобы был понятен контекст, во время Второй Мировой войны были убиты 85% евреев Польши. Их имущество было экспроприировано поляками. Точка.
Вот что по этому поводу сказал министр иностранных дел Израиля Яир Лапид: “Никакой закон не изменит историю. И этот позорный закон не сотрет ужасы и память о Холокосте. Государство Израиль станет оборонительной стеной, защищающей память о Холокосте, честь переживших Холокост и их собственность.”
Общее настроение в Израиле примерно такое:
ЦитатаЯ думаю, это только начало процесса. Очень опасного для Польши. Потому что евреи больше не община в галуте, у нас есть свое государство, своя позиция и инструменты для ее реализации. Главное, чтобы в таком принципиальном вопросе наши не теряли хватку и шли до конца.
Позиция-то понятна с лёту.
Любопытно вот, какие именно инструменты применит еврейское государство против Польши?