Лавров написал программную статью об отношениях России и Запада:• Мгновенно озвученная по итогам переговоров в Женеве прежняя заскорузлая позиция Вашингтона весьма показательна.
Европейские столицы, уловив настроения «большого брата», сразу стали ей активно и с удовольствием подпевать. Суть высказываний: готовы нормализовать отношения с Москвой, но сначала она должна изменить свое поведение.
•
Запад хотел, чтобы всем было ясно: он как никогда един и будет делать в международных делах только то, что считает правильным, а других – прежде всего Россию и Китай –
заставлять следовать заданному им курсу. •
От расшифровки своих «правил» Запад тщательно уходит, как и от вопросов о том, зачем они нужны. «Прелесть» западных «правил» – именно в отсутствии конкретики: как только кто-то поступает вопреки воле Запада, тот мгновенно голословно заявляет о «нарушении правил» (предъявлять факты не станет) и объявляет о своем «праве «наказывать» нарушителя». В России «лихих» 1990-х это называлось «действовать по понятиям».
• Вашингтон и Брюссель
без ложной скромности назвали себя «якорем демократии, мира и безопасности» в противовес «авторитаризму в любых его формах», заявив, в частности, о намерении усилить использование санкций в интересах «поддержки демократии по всему миру».
• Новая же
Атлантическая хартия задумана как своего рода «отправной пункт» для строительства мирового порядка, но исключительно по западным «правилам». • В качестве главного препятствия на пути реализации объявленного на июньских саммитах курса
обозначены Россия и Китай как носители авторитаризма. • Главный пафос анонсированных подходов Запада
сконцентрирован на внутреннем устройстве «недемократических» стран и на решимости менять их по своим лекалам, добиваясь таких перемен в организации жизни общества, которые соответствовали бы продвигаемому Вашингтоном и Брюсселем видению демократии. Отсюда – требования к Москве и Пекину (да и всем остальным) следовать западным рецептам по вопросам прав человека, гражданского общества, оппозиции, СМИ.
• Наращивая санкции и прочие меры давления на суверенные правительства,
Запад насаждает тоталитаризм в мировых делах, занимает имперскую, неоколониальную позицию по отношению к другим странам: у себя дома внедряйте нужную мне модель демократии, а во внешних делах о демократии не беспокойтесь, мы все решаем сами, ведите себя смирно, а то накажем.
• Коллективный исторический
Запад, доминировавший в течение пятисот лет над всеми, не может не осознавать, что та эпоха невозвратимо уходит, однако хотел бы удержать ускользающие позиции, искусственно затормозить объективный процесс формирования полицентричного мира. • Высокомерное отношение к другим членам мирового сообщества
оставляет Запад на «неправильной стороне истории». Давно пора понять:
под надеждами на игру с Россией в одни ворота окончательно подведена черта. Все заклинания западных столиц о готовности нормализовать отношения с Москвой, если она покается и изменит свое поведение, утратили какой-либо смысл.
Односторонних уступок конца 1990-х с тех пор не было и никогда не будет.