Тонкости политической игры
новая дискуссия
Аналитика
39.630
Тонкости политической игры
Прошедшая неделя выдалась не особо наполненной громкими событиями, скорее рутиной. На ее фоне, конечно, были и громкие заявления Владимира Путина на очередной прямой линии с гражданами России, борьба с коронавирусом в мировом масштабе, опасения по поводу экстренной эвакуации зарубежных военных из Афганистана и стремительного продвижения талибов. Мы же остановимся на ряде тем, которые получили некоторую огласку, но требуют дополнительного анализа.
В первую очередь речь будет идти о пространстве бывшего СССР и в сопредельных государствах: в Белоруссии, на Украине, в Китае и Турции. Выбор данных стран не случаен, он вызван тем, что везде состоялись весьма громкие и заявления, и события, которые будут иметь определённые последствиям в перспективном плане. При этом, некоторые отголоски мы сможем заметить уже в самое ближайшее время, а круги на воде, оставленные событиями будут расходиться еще очень и очень долго.
Объективно, мир в настоящее время находится в стадии тревожного ожидания. С одной стороны, не побежден коронавирус, а в Калифорнии обнаружен некий «эпсилон» штамм, на который не действует ни вакцина Файзен ни Модерна, а значит удар может быть весьма сильным. Не проявились еще в полной мере последствия гонка печатных станков между США и ЕС. И там и там наблюдаются следы высокой инфляции с задатками гиперинфляции. И там и там идут бравурные заявления ФРС и ЕЦБ соответственно, о том, что всё под контролем. Развивается некое военное противостояние России и НАТО где с одной стороны НАТОвские учения «Си Бриз» коррелируют с заявлениями о том, что США будет иметь возможность отслеживать запуски российских гиперзвуковых ракет, правда через 10 лет. В Германии партия «Зеленых» начинает сдавать позиции ХДС/ХСС и социалистам. Всё это мины, заложенные на будущее и готовые взорваться, но не сейчас. Они еще обратят на себя внимание и приведут к крайне серьезным последствиям, но в будущем.
А сейчас пришло время громких заявлений, за которыми, вероятно, стоит намного меньше, чем отображаемая реальность (то, что говорилось, вероятно не будет иметь возможности к реализации), но намного большее с учетом потенциалов участников событий (эти заявления так или иначе будут отрефлексированы и использованы в рамках потенциалов политической игры).
Попробуем проанализировать, что скрывается за громкими, а зачастую и провокационными заявлениями со стороны отдельных участников политической игры. А также попробуем определить, что скрывается за фасадом заявлений и какие аспекты игры могут проявляться в этих заявлениях.
100 лет КПК
Одни из наиболее важных заявлений прозвучали на неделе в Пекине. Компартия Китая торжественно и помпезно, с Си Цзиньпинем в полувоенном френче, с морем красных знамен и громкими заявлениями отпраздновала свое столетие.
Конечно данное событие (100 лет КПК) не могло не пройти незамеченным, но оно стало весьма громким, поскольку позволило китайскому руководству высказаться в полной мере, на фоне противостояния с США. В речи председателя Си прозвучало и о построении общества среднего достатка (правда без особого упоминания серьезного расслоения между городом и селом, между восточным побережьем и центром страны и т.д.). Было упомянуто о том, что под руководством КПК Китая сделал огромный скачек в экономическом развитии (это, наверное, никто не будет отрицать). И, наконец. озвучено, что в следующие годы Народно-освободительная Армия Китая (НОАК) должна повысить боеготовность в защите Родины.
Последнее заявление оказалось весьма интригующим. С одной стороны, уже достаточно давно Китай демонстрирует новейшие разработки техники, готовность своей армии к борьбе с возможными врагами. реализацию космической программы, а с другой вдруг оказывается, что обороноспособность нужно повышать, чтобы достичь уровня, при котором НОАК будет способна противостоять угрозам.
Отсюда возникло два серьезных вопроса. Первый – это вопрос о том, неужели сейчас НОАК не способна решать поставленные задачи? Со всей очевидностью в глобальном противостоянии пока что нет. Китай обладает армией. Которая может рассматриваться в качестве достаточно грозной силы, но не обстрелянной и несбалансированной. А это значит, что случись глобальный конфликт Китай вряд ли в полной мере защитит свой производственный потенциал. При этом о решении вопроса с Тайванем сейчас говорится только в мирных интонациях. Никакой войны.
Второй вопрос важнее. Что означает это заявление? А означает оно только одно Китай начинает резко наращивать свой военный потенциал. Видимо сказанное станет прологом для гонки вооружений с китайской спецификой. Весьма вероятно, будут повышены расходы КНР на оборону. Увеличится (возможно) и атомная составляющая как относительно количества боеголовок, так и качества их доставки. Готовы ли к такой гонке вооружений оппоненты? Республика Корея, Австралия, Япония точно не готовы. А вот вопрос о США открыт. Приходящие сведения не добавляют оптимизм. Пентагону грозит серьезный вопрос о том, как обеспечить боеспособность при условии падения доходов.
Таким образом, Китай представил фактически свою готовность навязать США гонку вооружений. И одна должна быть принята США.
Ветры большого Турана
Также громкие заявления делались и в Анкаре. Мир уже привык к тому. Что Эрдоган особо не сдерживается ни в своих фантазиях, ни в их вербальном воплощении. Новости с геополитическим контекстом идут из Турции с завидной регулярностью. Порой возникает ощущение, что геополитика заменяет и внешнюю и внутреннюю политику скопом.
На этот раз основные заявления следовали в контексте строительства канала «Стамбул», который должен соединить Черное и Мраморное моря. То, что такой канал нужен говорят уже давно. Трафик в Босфоре приличный. При этом. Заявления о том, что такой канал позволит обойти ограничения, связанные с конвенцией Монтрё, которые периодически делает Анкара пока не воспринимаются всерьез. А зря. Дело в том, что у турецкого руководства вполне четкое представление о том, что такой канал гипотетически не входит в рамки конвенции, распространяющейся на проливы Босфор и Дарданеллы. Если один пролив обходится данным каналом, то второй нет. Но у Турции есть мнение, что, исходя из названия конвенции «о режиме проливов» они действуют только на проливы, а не на соответствующие каналы. Они надеются воспользоваться статусом приглашающей державы для прохождения кораблей в Мраморное море, а затем заявить о том, что на канал «Стамбул» не распространяется режим проливов. Это, разумеется, заблуждение, но всецело зависящее от реакции. Если реакция России будет решительной, то данная позиция Турции будет скорректирована. Если нет … хотя об этом рано, так как строительство такого канала дело весьма длительное.
Другой плоскостью стала внешнеполитическая активность Турции в Средней Азии и на пространствах бывшего СССР. Распространение своего оружия (в частности беспилотных летательных аппаратов) и установление контактов по военно-политическому направлению не может не настораживать. Уж слишком активно Анкара раскручивает карту «Великого Турана», который хотя и отрицается МИД России в качестве геополитической концепции продвигаемой Турцией на деле существует и проявляется в разных формах от поставок оружия, до формирования культурного взаимодействия. Не увидеть это невозможно. Но стоит ли реагировать? Видимо большинство комментаторов сходится во мнении, что нет, поскольку текущее экономическое положение Турции. А также напряженность внутриполитического момента свидетельствует о том, что Турция не сможет выдержать тот темп геополитической активности, который навязывает сейчас уже в ближайшем будущем.
При любых обстоятельствах активность Анкары будет продолжать оставаться одним из значимых факторов мировой геополитики хотя бы в приложении к проблемам Ближнего Востока, Закавказья, Северной Африки и Балканского полуострова.
Ждем в Крыму
Много разного доносилось из Минска. Президент Белоруссии Александр Лукашенко на неделе делал много громких заявлений. И о том, что перекрывает границу с Украиной и о якобы готовившемся нападении на российский военный объект в Вилейках, и о якобы готовившемся покушении на журналиста Азеренка, и о претензиях к Германии.
Все эти заявления в общем то вполне укладываются в систематические заявления Минска и не требуют особых комментариев. Тем более, что такая позиция Лукашенко уже неоднократно менялась и, видимо, будет меняться и впредь. Российская сторона к таким перепадам настроения вполне готова и даже заявление по поводу объектов в Вилейках не повлекло каких-либо комментариев. Ни опровергать, ни подтверждать это заявление российские власти не стали. Да и данная тема, откровенно не является центральной в вопросах российско-белорусских отношений.
Равно как не является и темой особого обсуждения вопрос о контактах Белоруссии с третьими странами. Хотя попытки осуществить такие контакты за спиной у Кремля периодически вызывают не самую положительную реакцию у российских властей. Тем более, когда они получают информацию не от белорусской стороны, а от их собеседников (как это было, например, после встречи премьера Белоруссии с представителями Китая в Казахстане).
Наибольшую реакцию вызвало другое заявление Лукашенко, который на форуме регионов заявил, что нужно начать разработку «Программы интеграции союзного государства до 2030 года». Данное заявление в принципе не имело бы никакой негативной коннотации, если бы не факт не утверждения до настоящего времени дорожных карт, которые согласуются сторонами уже два года. Не завершив один процесс переговоров вступать в другой МИД России не намерен и неоднократно об этом заявлял. В данном случае, судя по всему, такая позиция привела к тому, что с российской стороны прозвучала достаточно новая реляция о том, что российское руководство хотело бы встретиться с Лукашенко в Крыму. Надо полагать данная перспектива Лукашенко не особо радует (она ухудшает для него возможности многовекторного маневра), однако до настоящего времени не понятно является ли данная реплика Кремля напоминанием о том, что обязательства нужно доводить до конца, либо, действительно, вопрос о признании Крыма российским ставится во главу угла.
Как бы то ни было этот вопрос видимо должен вскоре получить ответ. Тянуть с утверждением дорожных карт уже некогда и незачем. В России после думских выборов начнется большая промышленная реформа, в которую Белоруссия либо будет вписана своими предприятиями в рамках утвержденных дорожных карт, или нет. И ждать уже никто не будет, поскольку реализация этой программы вопрос стратегический, а Лукашенко не впервой запрыгивать в последний вагон уходящего поезда, как это в свое время было в развитие темы Таможенного союза.
От коренных народов до политической профанации
Наконец, множество заявлений на прошлой неделе раздавалось из Киева. На фоне завершения эпопеи вокруг газопровода «Северный поток - 2» у официальных властей Украины появился реальный «шанс» выпасть из актуальной повестки, что для них означает гораздо меньшее внимание со стороны зарубежных государств, а значит и уменьшение перспектив.
Объективно, даже последнему идиоту в Киеве было понятно, что рано или поздно «Северный поток – 2» будет достроен. И это достраивание вещь понятная для всех. В трубу вложено уже столько средств, что забросить на половине ее просто физически не могут. Другое дело, что для Киева «Северный поток - 2» всегда был поводом привлечь к себе внимание и, соответственно, начать диалог о какой-либо помощи, поддержке и содействии со стороны зарубежных государств. И вот этот повод уходит. А значит и внешнеполитическая риторика будет развиваться совершенно иначе.
Видимо, в контексте развития такой риторики как раз и началась активность Киева по весьма спорным вопросам. К числу таких можно отнести закон о коренных народах Украины. В нем к числу коренных народов относятся лишь крайне ограниченное число народов (в основном распространенные в Крыму). Ни русского народа, ни ряда других (венгров, словаков и т.д.) в качестве коренных не предусматривается. Таким образом закон по сути становится политической темой для обсуждений, с одной стороны. а с другой – миной замедленного действия как в отношение прав русского народа, так и целого ряда других. Руководство Украины такие вещи особо не смущают.
Другим политическим аспектом стало заявление Зеленского о том, что он хочет провести референдум о разрыве отношений с ДНР и ЛНР. Учитывая, что никаких особых отношений, кроме переговоров в рамках Минского формата не было. Таким образом, фактически речь идет о затягивании реализации политического процесса в рамках Минских соглашений, и попытка «спрыгнуть» с темы в случае одобрения ее на референдуме населением Украины. Такая позиция опять же вряд ли является здравой. Попытка укрыться якобы за мнением народа по тому или иному поводу вполне известна и часто используема. В этом нет ничего удивительного. Но в данном случае это вряд ли приведет к каким-то серьезным результатам.
На международном уровне раз за разом говорится о том, что альтернативы минскому формату нет. Это заявляет и Россия и (нехотя) государства Запада (США, Франция, Германия). Многочисленные попытки Украины затянуть или вообще отменить Минские соглашения предпринимались и до сих пор. Но заявления типа того, что нельзя проводить в Минске переговоры, потому что там Лукашенко, а с ним у нас ограничения в авиационных полетах. Правда им уже намекали, что «минский формат» это не потому, что проводится в Минске, а потому, что есть минская декларация, которая хоть в Минске, хоть в каком-то другом городе изменению не подлежит.
Фактически, заявления Зеленского - стремление к тому, чтобы об Украине не забыли и продолжали упоминать с одной стороны и попытка продемонстрировать активность на фоне бездействия. На вопрос о том, где результаты всегда можно будет заявить, что какие могут быть результаты, когда мы ожидаем народного волеизъявления. Но вряд ли это поможет Зеленскому. Уже этой осенью на фоне негативных экономических тенденций в Киеве будет очередной политический кризис. Удастся ли его решить кадровыми перестановками в правительстве не ясно, весьма вероятно, что нет.
Отредактировано: Sir Max Merfie - 05 июл 2021 14:49:41