ЦитатаЛи Цинянь (李青燕), научный сотрудник Китайского института международных исследований
Пентагон недавно объявил, что американские военные вывели из Афганистана более 90% своих войск и техники.
В апреле этого года президент США Байден объявил, что с мая начнется вывод войск США, дислоцированные в Афганистане, и будут полностью завершен до 11 сентября. Позже появились сообщения, что фактическое завершение вывода американских военных произойдет раньше указанного срока.
Поскольку новый мирный план по Афганистану еще не согласован, безответственный "быстрый вывод" американских вооруженных сил привел к внезапному обострению ситуации в стране.
Решимость администрации Байдена выбраться из трясины войны в Афганистане является продолжением разработанной администрацией Обамы стратегии США по сокращению антитеррористического фронта и сосредоточению внимания на основных целях. Это также отражает последовательную позицию Байдена по борьбе с терроризмом.
Байден всегда выступал против крупномасштабного противодействия терроризму в "гарнизонном" стиле и отстаивал модель, которую условно можно назвать "антитеррор +", то есть выполнение контртеррористических операций эффективными средствами, такими как рейды спецназа или атаки дронов.
Байден считает, что в условиях распространения террористических угроз бессмысленно держать тысячи военнослужащих в одной стране и тратить на это миллиарды долларов в год. Он говорил, что война в Афганистане пришлась на время президентства четырех президентов США, и он не хочет оставлять эту проблему пятому.
Решимость Байдена вывести войска также связана с ограниченным пространством для политических "маневров", закрепленном в мирном соглашении между США и Талибаном. Администрация Байдена признала это мирное соглашение, подписанное во времена Трампа, и получила четырехмесячный буферный период для вывода войск.
Если соглашение будет разорвано, Соединенные Штаты понесут большие стратегические затраты, и неясно, смогут ли американские военные полностью отступить. Кроме того, данный ход Байдена также имеет такие соображения, как концентрация ресурсов и сосредоточение внимания на целях конкуренции с крупными державами.
"Массовый" вывод войск США не только оставил афганскому народу опустошенную страну, но и создал "проблемы" для соседних с Афганистаном стран, что привело к резкому увеличению региональных рисков национальной безопасности.
Вывод войск США не означает, что США отказываются от своих корыстных интересов в Афганистане. Несмотря на ограниченные ресурсы, США приняли политические и военные меры в стране на период после вывода войск.
В связи с планом вывода войск госсекретарь США Блинкен 7 марта направил письмо президенту Афганистана Гани, в котором разъяснял "дорожную карту" нового мира в Афганистане, сформулированную Соединенными Штатами. Дорожная карта в основном основана на консенсусе, достигнутом на Боннской конференции по Афганистану в 2001 году, в котором предлагается, чтобы Организация Объединенных Наций от лица международного сообщества выступила посредником в процессе политического урегулирования в Афганистане.
Но в отличие от Боннской конференции, дорожная карта предполагает, чтобы Талибан также участвовал в политическом урегулировании в Афганистане в качестве важной силы. Афганское правительство и Талибан совместно формируют переходное правительство, совместно принимают новую конституцию, а затем в рамках новой конституции проводятся выборы для формирования официального правительства. В настоящее время, когда правительства Талибана и Гани выразили свое несогласие с этим планом, перспектива нового мирного процесса непредсказуема.
В то же время США активно стремятся сохранить свое военное присутствие в Афганистане и регионе "альтернативными методами". Во времена Трампа Соединенные Штаты создали сильную разведывательную сеть в Афганистане, чтобы сохранить свои возможности по сбору разведывательной информации.
Соединенные Штаты также используют большое количество "оборонных подрядчиков" в Афганистане, включая наемников, которые непосредственно участвуют в боевых действиях, и персонал, ответственный за материально-техническое обеспечение и обслуживание баз. Эти "подрядчики" не эвакуировались одновременно с военными США.
Американские военные также рассматривают возможность увеличения численности сил безопасности в таких важных областях, как посольство США в Афганистане и аэропорт Кабула. Учитывая более долгосрочную перспективу, Соединенные Штаты стремятся создать новые военные базы в соседних с Афганистаном странах, по этому вопросу идут контакты с Пакистаном, Узбекистаном, Казахстаном, Кыргызстаном и другими странами.
По сравнению с Афганистаном, создание военных баз в этих странах не окажет особого влияния на борьбу США с терроризмом, но поможет Соединенным Штатам поддерживать присутствие и военное сдерживание в регионе.
Соединенные Штаты быстро вывели свои войска за короткий период времени, создав "вакуум безопасности" в Афганистане. Талибан воспользовался данной тенденцией, чтобы начать ожесточенное наступление из преимущественно сельских районов, занимая важные города и коммуникации.
После того, как талибы оккупировали десятки районов на севере Афганистана и прилегающие к ним крупные города, американские спецслужбы пересмотрели свои более ранние более оптимистичные оценки и считают, что афганское правительство Гани может рухнуть в течение шести месяцев после полного вывода войск США.
Афганская армия утверждает, что сейчас насчитывает 350 000 человек, фактически же это цифра составляет около 290 000, а у талибов "под ружьем" всего несколько десятков тысяч. Хотя численность афганских правительственных сил имеет значительное превосходство, но в основном они представляют собой формирования местных полевых командиров, их боеспособность невысокая, а моральный дух низкий.
Талибан яростно наступает. Во-первых, они пытаются захватить новые территории на фоне вывода войск США, что еще больше укрепит их силу и улучшит позиции на возможных будущих переговорах с афганским правительством, чтобы, по крайней мере, добиться "равного раздела мира". А во-вторых, проверить боевые возможности афганских правительственных сил и поддержку Афганистана американскими военными, чтобы оценить возможность вооруженного захвата власти и "построения независимого государства".
Официальные лица министерства обороны Афганистана недавно подтвердили, что правительственные силы развернули сотни спецназовцев и проправительственных ополченцев в северном регионе, готовясь начать контратаку против талибов. Если план удастся осуществить, противостояние Талибана и афганского правительства может зайти в тупик, а сферы влияния будут разделены. Если к тому времени обе стороны смогут сесть за стол переговоров, возможность достижения консенсуса значительно возрастет.
Афганский народ и международное сообщество стремятся как можно скорее прекратить войну и достичь мира и стабильности. Это требует, чтобы все группировки в Афганистане ставили интересы народа на первое место. Активное участие для достижения консенсуса в процессе афганского примирения также требуется также от внешних сил.
Учитывая сложность афганской проблемы, политическое восстановление Афганистана будет долгим процессом, и все стороны должны сохранять достаточное терпение и оказывать постоянную поддержку.
Как инициатор хаоса в Афганистане Соединенные Штаты должны ответственно подойти к обеспечению плавной деэскалации ситуации в Афганистане.