На протяжении долгого времени в Казахстане на первом месте по популярности среди автолюбителей были машины Lada российского «АвтоВАЗа». Это доминирование стало уже «общим местом» и побудило последний почивать на лаврах. Однако за последние полтора-два года ситуация стала меняться в обратную сторону.
В апреле «Ритм Евразии» детально
рассматривал проблемы в совместном автомобилестроении РФ и РК. Теперь на авторынке республики утвердился еще Узбекистан и решительно потеснил российский автопром, о чём говорит статистика продаж. Лидером здесь стала продукция узбекского сборочного завода «Узавтосаноат», который пока не может прорваться в Россию со своими бюджетными моделями Chevrolet. Возникали у компании и другие сложности на российской территории.
В России «Узавтосаноат» знают не с лучшей стороны
В ноябре 2019 года российская «дочка» южнокорейской компании Erae CS Co. в деле о банкротстве дистрибьютора автомобилей компании «УзДЭУавто-Воронеж» выдвинула требование о привлечении к субсидиарной ответственности осуществляющих контроль за должником лиц, в частности компанию «Узавтосаноат». Об этом
сообщили журналисты с ссылкой на материалы арбитражного суда Воронежской области.
Субсидиарная ответственность оценивалась тогда в 22 млрд руб. Узбекская сторона задолжала «дочке» корейской компании, согласно дилерскому договору от 3.12.2016, когда корейцы перевели дистрибьютору $10 млн, но машин так и не получили.
Вот и сейчас конкуренция со стороны Узбекистана идёт со знаком минус. Главный партнёр российского «АвтоВАЗа» в Казахстане предъявил претензии к местным чиновникам по поводу их игры на стороне конкурентов из Ташкента.
Под натиском соседей-конкурентов
Проблема потери внешних рынков российскими авто кроется в целой системе причин, о чём подробно
рассказывают эксперты. Всего за первые пять месяцев текущего года в Казахстане было приобретено 2573 автомобиля Lada. Это на 52% ниже, чем продажи за аналогичный период минувшего года, о чём свидетельствует
статистика «КазАвтоПрома». Автогигант России зацепился на последней строчке в пятёрке лидеров авторынка республики, тогда как в 2020-м был первым по продажам за тот же период времени.
Зато в лидеры вырвались автомобили Chevrolet от узбекского «Узавтосаноата», они теперь на первом месте − с января по май было куплено 11,7 тыс. штук, что демонстрирует взлет продаж почти в 4,5 раза. И это с учётом ликвидированного зонтичного промежуточного бренда Ravon.
Другие лидеры казахского авторынка также увеличили продажи за отчётный период, но рывок вверх показал только Chevrolet. Например, стоящий на второй строчке Hyundai увеличил продажи до 10,3 тыс. автомобилей (в 2,2 раза больше), а третий рекордсмен по этому показателю − Toyota продал 5,6 тыс. авто (в 1,5 раза). Четвёртая – Kia продала 2,6 тыс. шт. (плюс 8%). Все конкуренты обошли российскую Lada на несколько корпусов вперёд.
Спад продаж «АвтоВАЗа» на локальном уровне случается впервые за последние 5 лет. До 2021 года на долю Lada приходилась четверть авторынка Казахстана. Иногда бренд доводил продажи даже до 30%, как отметил заместитель председателя правления «КазАвтоПром» (объединяет предприятия автопрома РК) Артур Мискарян.
Такая тенденция была оправдана хорошо налаженным производством автомобилей Lada в Усть-Каменогорске на заводе «Азия Авто» и наличием наиболее обширной среди автокомпаний Казахстана дилерской сети группы «БИПЭК Авто», владеет которой тот же «Азия Авто». В интервью журналистам А. Мискарян отметил: «Сейчас, если сравнивать с прошлым годом, то у бренда Lada продажи упали чуть более чем в полтора раза, марка все еще входит в пятерку лидеров рынка, но если говорить о цифрах, то продажи «АвтоВАЗа» на данный момент сопоставимы с реализацией машин Volkswagen, при том, что автомобили немецкой компании – это совсем другая ценовая лига».
Кризис начался с проблем у генерального партнёра «АвтоВАЗа» в республике – сборочной площадки «Азия Авто». С конца 2019 года Министерство индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) Казахстана расторгло соглашение на промышленную сборку с заводом, владельцем которого является казахский бизнесмен Анатолий Балушкин (его влиятельность доказывало 35-е место в казахстанском рейтинге Forbes с оценкой состояния в $153 млн). Чиновники потребовали от промышленного производства вернуть в казну страны 174 млрд тенге (около 29,6 млрд рублей). Не вдаваясь в подробности, скажем, что министерство якобы уличило завод в «невыполнении обязательств по модернизации и расширению сборочного процесса в ответ на льготы Нур-Султана».
В первых числах марта текущего года «Азия Авто» полностью прервал сборку и провёл вынужденное многотысячное увольнение. Владелец завода обвинил власти республики в пристрастном подходе к решению вопроса в пользу конкурентов. Характерно, что никто никаких проверок после прекращения производства не проводил. «О чем можно разговаривать, когда идет цель перебить наши контракты и утащить их на другие (сборочные. –
Ред.) площадки? Все, точка. Под большим покровительством господина (Романа) Скляра (вице-премьер правительства РК. –
Ред.) и, к сожалению, премьер-министра (Аскар Мамин –
Ред.)… Это надо понимать», − значилось в обращении А. Балушкина к коллективу.
Главные «фигуранты» скандала с Lada отмалчиваются
Удивляет факт намеренного молчания вокруг скандала со стороны главных «фигурантов» процесса сокращения российского автопрома в РК. Например, в «АвтоВАЗе» отказались комментировать недобросовестные действия казахских чиновников, направленные против генпартнера «АвтоВАЗа» во входящем в ЕАЭС государстве, о которых упомянул владелец «Азия Авто». Предпочли промолчать по этому поводу и в Министерстве промышленности и торговле России, и в МИИР РК. Российские чиновники отговорились тем, что эти вопросы не входят в сферу их компетенции.
Не дождались журналисты ответов и от компании «Узавтосаноат». Однако Минпромторг РФ уточнил, что отслеживает ситуацию и держит её в поле зрения. Пресс-служба российского ведомства отчиталась СМИ, что вместе с правительством РК был найден для «АвтоВАЗа» новый казахский партнёр. По словам чиновников, им стала компания AllurGroup. Автогигант подтвердил, что данная информация соответствует действительности. В руководстве компании уточнили, что Минпромторг России и правительство РК «совместно оказали неоценимую помощь «АвтоВАЗу» в переносе производства автомобилей в Костанай» на завод «СарыаркаАвтоПром».
Причём в «АвтоВАЗе» уверяют, что нынешний кризис – временный и связан только с «переносом производства в Костанай и выбором дистрибуторов». Уже сейчас на новой площадке идёт полным ходом производство, и дилерская сеть пополняет свой ассортимент.
Тут так и хочется вспомнить поговорку о слове «халва».
Экспертный скепсис ближе к истине
Противоположного мнения придерживается экспертная среда. Тот же специалист Артур Мискарян из «КазАвтоПрома» уверен в серьёзных последствиях внезапной остановки производства на «Азия Авто». Дело в том, что «АвтоВАЗ» попал в сложное положение. «СарыаркаАвтоПром» – новая сборочная площадка в РК и в основном сотрудничает с брендами из Узбекистана (Chevrolet) и Китая (JAC). А значит, автогиганту из России придётся пойти на большой компромисс и прийти к консенсусу для получения более или менее устойчивых мощностей под производство Lada. «Удастся ли найти этот консенсус – пока неизвестно», – подвёл итог специалист.
Российские автопроизводители настаивают, что временные трудности скоро пройдут, и «АвтоВАЗ» вновь займёт лидирующие позиции на авторынке Казахстана. Ведь республика представляет собой стратегический рынок для российских авто. Но пока, как представляется, на это могут надеяться лишь завзятые оптимисты.
«АвтоВАЗ» сдаёт позиции на внешнем рынке
Независимый консультант по автопрому Сергей Бургазалиев заметил, что возможности «АвтоВАЗа» для расширения продаж в рамках СНГ снижаются с каждым годом. С течением времени отечественный автопроизводитель будет лишь терять свои позиции на внешних рынках. При всём, безусловно, современном и технически оснащённом состоянии «АвтоВАЗа» конкуренты предлагают потребителю более интересные аналоги.
Бюджетный сегмент Hyundai и Volkswagen быстрее российского автопрома проводит технологическое переоборудование, что даёт более востребованный продукт. Такой подход приведет к тому, что «АвтоВАЗ» будет сокращать продажи автомобилей на внешних рынках.
Эксперт напомнил, что «Азия Авто» давал не только локальный рынок, но и в качестве стратегического партнёра «АвтоВАЗа» выводил российские авто на рынки Узбекистана, Туркменистана, Кыргызстана, Грузии, Армении и даже Китая. Всего автопроизводитель потеряет до 17,5 тыс. машинокомплектов поставок, что составляет солидный ущерб для экспортного потенциала автогиганта.
Не прибавит шансов и подорожание. С начала июля «АвтоВАЗ» повышает цены на весь модельный ряд в диапазоне от 2 до 4%. Об этом журналистам «Ведомостям»
рассказал генеральный директор и основатель «Транстехсервиса» Вячеслав Зубарев. Подтвердил повышение также ещё один крупный федеральный дилер марки. В среднем выражении Lada подорожает на 12-30 тыс. руб. Причём с начала текущего года это будет уже четвёртое повышение цены на автомобили Волжского автозавода.
О кризисе российского автопроизводства в Казахстане может говорить даже тот факт, что сайт представительства
перестал существовать в принципе. И непонятно, обновляется он под новую сборочную площадку или просто убран за ненадобностью. Время покажет.
Ссылка