Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ
подсчитал фактические расходы федерального бюджета на гражданскую науку в России и сравнил показатель с ведущими странам мира. Выясняются крайне важные обстоятельства. Оказывается, на науку у нас тратится не так и мало.
Ассигнования на гражданскую науку из средств федерального бюджета в 2020 г. в России достигли 549,6 млрд руб. (2,41% расходов федерального бюджета). Почти
две трети из них (63%) направлены на поддержку прикладных научных исследований и 37% — фундаментальных. Ключевой задачей прикладной науки, финансируемой из бюджетных средств, является развитие национальной экономики: на такие исследования приходятся 41,7% ассигнований. К важным приоритетам традиционно относятся также здравоохранение (9,6%) и общегосударственные вопросы (8,4%).
В 2020 г. по сравнению с предыдущим годом объем ассигнований на гражданскую науку из средств федерального бюджета увеличился на 11,4% в постоянных ценах, в основном по прикладным научным исследованиям (+15,7%). Наибольший рост отмечается в сфере здравоохранения (+51,9%), что во многом вызвано пандемией COVID-19, потребовавшей перераспределения расходов на науку.
Ассигнования на гражданскую науку из средств федерального бюджета в расчете по паритету покупательной способности рубля в 2020 г. составили в России 22,7 млрд долл. США.
Среди стран, по которым имеются сопоставимые данные, Россия по величине ассигнований на исследования и разработки гражданского назначения из средств государственного (или федерального) бюджета занимает 4-е место, заметно отставая от тройки лидеров — США (85,4 млрд долл.), Германии (47,1) и Японии (41,1 млрд долл.), но одновременно
опережая такие страны — лидеры научно-технологического развития, как Корея, Франция, Великобритания.По расчетам экспертов получается, что все далеко не так и плохо с финансированием Российской науки. Да, мы не в лидерах, но и катастрофы, как то часто представляют критики и государства, и проводимой научной политики, никакой нет.
Все выводы сделаны по данным федерального казначейства. Однако, мы знаем, что
в бюджете (скорее всего пока) нет отдельной строки на науку, потому стоит посмотреть консолидированные показатели, которые отражены в государственной программе «Научно-технологическое развитие». И там мы увидим еще более интригующие цифры:
общие траты на науку, если их собрать по всем форматам (а значит, и по всем строкам бюджетного классификатора) составят чуть более триллиона рублей. В итоге можно понять, что
выводы могли бы быть еще более позитивными. Министерство науки и высшего образования, как основной оператор расходов на исследования, отличается хорошей бюджетной дисциплиной. Единственным обстоятельством является ритмичность – средства распределяются и доводятся по мере прохождения конкурсных процедур, что далеко не всегда совпадает с полугодиями, кварталами или даже месяцами.
В итоге получается, что деньги на науку в целом в стране есть, они выделяются в значительных объемах весьма грамотно доводятся до конечного исполнителя исследований и разработок. Это же, кстати, означает, что у государства есть полное право строго следить за ходом распределения средств, трансформировать данную систему и требовать эффективности от всей научно-образовательной сферы. А следовательно – оценивать и принимать решения, причем любым удобным и понятным государству способом.
[url=
https://issek.hse.ru/news/490803314.html]Исследование[/url]
Это ВШЭ посчитало. В реальности всё ещё лучше.