Турция в огне
новая дискуссия
Аналитика
34.941
Турция в огне
Турецкое побережье пылает, охваченное пламенем. Турецкий президент Эрдоган прибывает в Мармарис под отсветы лесных пожаров. Российские туристы снимают видео о своем пребывании на курортах с горящими лесами и то ли ждут, то ли не ждут эвакуации.
Всё это данность Турции этого лета, наполненного пожарами в курортной зоне. Пожарами, которые будут способны испортить Турции весь туристический сезон. Поскольку привередливого европейского туриста заманить на курорт, объятый пламенем, вероятно, окажется крайне сложно. Ни во время пожаров (это как минимум опасно), ни после них (такие виды малоэстетичны) либо придется резко снижать стоимость пребывания на курорте, чтобы заманить публику низ кой платежеспособности, либо обходиться малым числом туристов, чего местная туриндустрия может просто не выдержать.
Такие перспективы ставят огромный знак вопроса в отношении показателей роста экономики Турции. И без того пострадавшая в период коронавирусных ограничений турецкая экономика недосчитается огромных средств, которые традиционно приходили от туристических услуг. Тяжко придется именно провинциям. Которые сейчас страдают от огня, поскольку им не только придется подсчитывать убытки от спада чиста туристов, но и задумываться о восстановлении окружающих пространств, пострадавших от пожаров, а иногда и поврежденного имущества.
При этом, пожары пришлись на время, когда турецкая экономика и без того переживает серьезные сложности. Турецкая, лира неустойчива, ставка рефинансирования заоблачная, инфляция стремится к приставке «гипер». В общем всё не просто. Плюс к тому, Турция ввязалась в бескомпромиссную геополитическую борьбу сразу на нескольких фронтах, а это в свою очередь порождает трудности как во внутриполитическом поле, так и на международной арене. Таким образом создается синергетический эффект, оказывающий крайне негативное влияние на экономику вообще и на экономическую ситуацию в отдельных провинциях в которых туризм и сопряжённые сферы деятельности являются основой экономической жизни. Соответственно с падением экономических показателей ожидается и падение рейтинга турецкого президента и правительства. А это уже близко к национальному политическому кризису.
Конечно кризис хотя и будет достаточно чувствительным, вряд ли будет катастрофическим. И у страны есть еще запас прочности, и пожары хоть и стихия, но локализуемая.
В связи с этим понятно почему турецкие власти уделяют особое внимание происходящему в курортных зонах и стремятся как разрешить кризис. Так и найти виновников в его возникновении.
Во всём виноваты курды?
И в части виновников у Турции никогда не было проблем. В случае, если что ото произошло вали всё на курдов, а именно на структуры подобные Рабочей партии Курдистана, чей руководитель Аджалан давно отбывает наказание в турецкой тюрьме.
Как только появились первые очаги пламени вопрос поджога уже поднимался и заранее виновными в поджоге были названы курды из экстремистских организаций. Это не странно, ведь именно курды всегда проходят в любом расследовании по факту террористических актов.
Чуть позже, когда пожары превратились из происшествия в бедствие, появилась и организация, которая взяла на себя ответственность за совершение якобы этих поджогов. Организация называется откровенно полит технологично «Дети огня», позиционирует себя как структура, связанная с Рабочей партией Курдистана (ну а кто же еще). Это фактически полностью подтвердило предварительную версию турецких властей, которая озвучивалась в СМИ еще дня три назад. Всё это дает основание усомниться в честности данного признания. Вспоминается известный издавна анекдот, о том, что «Аль-Каида» взяла на себя ответственность за извержение вулкана Эйяфьятлайокудля. Тут вулкана конечно нет, но есть огромные пожары.
Могли ли курды быть причастны к пожарам. Да, вероятно какие-то группы курдских сил сопротивления могли бы захотеть воспользоваться моментом и усложнить ситуацию для турецких властей, они бы не возражали и по поводу того, чтобы организовать какие-то неприятности и побольше.
Вот только проблема заключается в том, что организация диверсии такого масштаба вещь проблематичная не только для экстремистских группировок, но, даже и для спецслужб. Вероятность того, что поджигать леса начали курды минимальна. Это полностью «заслуга» природы. Но то, что некоторые структуры близкие к курдским присоединились к природе в увеличении числа очагов возгорания вполне вероятно. Особенно тогда, когда данная тема уже стала активно распространяться в средствах массовой информации.
При этом, такая гипотеза – во всём виноваты курды вполне себе дает оправдание властям. Это не мы проворонили разгул стихии, а виноват наш вечный враг. Будет ли этого достаточно для того, чтобы не повлечь политические последствия для турецкого руководства? Вряд ли. С пожарами оно, вероятно, справится, а вот шлейф экономических последствий будет ликвидировать очень сложно. В такой ситуации Эрдогану придется предпринимать сверх усилия для того, чтобы справиться с восстановлением туристической отрасли Турции.
Помогать или нет
При этом в российском медийном пространстве возникло обсуждение вопроса о необходимости устраниться от помощи Турции в тушении лесных пожаров. Или устраниться от такой помощи.
На самом деле, разумеется, Турция никогда не была особо близким союзником (и в общем то даже партнером России). Да и нынешние лесные пожары в Турции по большому счету не угрожают интересам России. Возможно они угрожают отдыху российских туристов, но сейчас ситуация такова, что в первую очередь следует задуматься о вывозе этих туристов из зон. Охваченных огнем, а не пытаться что-то экстренно тушить. Лесной пожар таков, что уже загоревшийся участок леса тушить практически бесполезно. Нужно сосредотачивать усилия на то, чтобы огонь не пошел дальше, давая пожару выжигать кварталы леса.
Данный пожар хотя и негативно сказывается на турецкой экономике не приведет к каким-то видимым изменениям в ее геополитике и в тех отраслях хозяйства в которых Россия конкурирует с Турцией. Так что вопрос помогать или нет не сопряжен с большой геополитической игрой в контексте противостояния. Может ли этот жест доброй воли (отправка пожарных самолетов в Турцию) принести какие-то политические бонусы? С точки зрения изменения отношений между Россией и Турцией вряд ли. Они и без того являются деловыми, но не более. И такой жест что-то кардинально не исправит.
При этом. однако делается реклама российским самолетам-амфибиям Бе-200, которые и без того достаточно разрекламированы. По крайней мере пакет заказов от зарубежных компаний и государств весьма впечатляющий. В числе приобретателей – Азербайджан, Индонезия (4 машины), Китай (2 машины), США (заказ на 10 самолетов), Чили (2 самолета). Весьма вероятно, что после появления феерических кадров захода Бе-200 над морем для закачки воды число заказчиков прибавится. Но сегмент данного рынка весьма мал. Это не сотни машин, а максимум единицы, то есть такой заказ особой погоды не сделает. В наибольшей степени – это демонстрация флага и работает ровно в той же степени, что и военные коронавирусные миссии в Италии и Сербии. Они формируют позитивный образ страны, на фоне негативного образа. Который пытаются рисовать п противники.
Аргумент же во том, что есть дескать и у нас пожары, зачем помогаем другим вряд ли выдерживает хоть какой-то критики. Как с точки зрения гуманности, так и целесообразности.
Как итог, помощь России не скажется кардинально на российско-турецких отношениях, но и без внимания не останется.
О ротозействе, головотяпстве и геополитических перспективах
И вот тут встает другой вопрос, это вопрос готовности турецких властей к вызовам и испытаниям. Сейчас этой готовности не видно. Фактически ситуация, когда пожары можно было быстро локализовать была упущена, а итогом оказалось крайне сомнительное оправдание курдскими боевиками, которые поджигают лес в районе курортов.
Фактически тут мы сталкиваемся с самым значимым вопросом, встающим перед политическим руководством Турции. Как «скрестить» огромные стратегические планы (стамбульский канал, космодром, базы в ряде стран, торговая портовая сеть и прочее) и уровень компетентности исполнителей в турецкой системе государственного управления, то возникает серьезное сомнение в том, что этот механизм управления способен осилить широту проектов Эрдогана.
Крайне сомнительно и то, что у Турции есть финансовые и производственные мощности, позволяющие реализовать начинания (в том числе и без постороннего участия), а также задел мощности на завершение намеченного в условиях санкционной политики отдельных государств.
Вероятность того, что Турция рано или поздно промахнется в своей стратегии игры на противоречиях между ведущими игроками (США, ЕС, Великобританией, Китаем, Россией) крайне высока. Действительно, можно долго надеяться, что продавать оружие Украине (с позволения США) и против позиции России, но при этом прикрываться АЭС и Турецким потоком, системами ПВО С-400. Играть на нервах у Франции по вопросу активности в добыче углеводородов Эгейского моря и активности в Ливии, но при этом пытаться играть в поддержку Французских интересов в Сахиле, совместно с Великобританией вредить проектам Израиля по газопроводу в Европу, но при этом напрягать тех же британцев своей активностью в Йемене и Сахиле. Ссориться с США в вопросах Сирии, по выдаче Гюлена и по системам ПВО С-400 но при этом солидаризироваться в поставках вооружений на Украину и в активности в Закавказье.
Для того, чтобы реализовать всё это на базе такой страны как Турция недостаточно иметь чутье и наглость в геополитической игре. Нужно иметь аппарат управления надлежащего уровня компетенций и возможностей. А этого нет, как показали пожары.
Сейчас в Турции горят не леса в курортной зоне. Сейчас горит мечта Эрдогана обеспечить реализацию своих масштабных проектов. Эта мечта горит потому, что аппарат управления Турцией не тянет решение задач высокой сложности. Ему не хватает ни стратегического видения, ни активности, ни наличия заранее подготовленных механизмов реагирования, ни, что самое главное, способности действовать без окрика из Анкары. И это действительно катастрофично, потому, что у правителя, строящего большие планы три четверти времени уходит на создание необходимого аппарата управления (подбор компетентных людей) и лишь четверть на его реализацию. А у Эрдогана осталась именно эта четверть. И всё.
Отредактировано: ConstB - 03 авг 2021 08:17:50