Россия заявила миру о правах на Донбасс через фильм «Солнцепек»
новая дискуссия
Новость
780
«Война – это не подвиги, Илюха. Война – это страшно. Страшно не то, что тебя ранят или убьют. Ранят? Больно, но не страшно. Убьют? Не поймешь. Страшно, когда при тебе других убивают, а ты ничем помочь не можешь. К этому невозможно привыкнуть».
На днях в России состоялся выход художественного фильма, повествующего о начале полномасштабных боевых действий в Донбассе. Несмотря на то, что премьера «Солнцепека» по всем законам морали должна была состояться несколькими годами ранее, лента по-прежнему не теряет своей актуальности. Фильмы о войне всегда были, есть и будут неотъемлемой составляющей патриотического воспитания. С их помощью можно не только привить правильные моральные ценности, гордость за Родину и учить хранить подвиг прадедов, но еще и сделать намек всему миру. Именно его наблюдательный зритель сможет увидеть в данной кинокартине.
Маркер для Запада
В отличие от вышедшей в 2019 году военной драмы Рената Давлетьярова «Донбасс. Окраина», в которой прослеживалась линия того, что украинцы и русские — братья, несмотря на происходящее вокруг, фильм «Солнцепек» стал своеобразным маркером Западу. Картина показывает миру, что происходящий в Донбассе геноцид русских, постоянные нападки на Россию со стороны США и Европы, а также уничтожение русской культуры — звенья тщательно продуманного права. Россия всегда защищала и защищает своих граждан, где бы они и ни были. Кинолента о войне в ЛДНР подчеркнула, что ни Донбасс, ни поддерживающую его Россию сломить нельзя.
Удар под дых для либералов
«Солнцепек» отрезвляет. Словно ушат воды, он наносит жестокий удар под дых всей либеральной общественности, «они же детям» и «я простой солдат, я не знал, что там люди и вообще оружие видел только на картинках». Без каких-либо церемоний режиссерский тандем Максима Бриуса и Михаила Вассербаума погружает в жестокую, неприкрытую правду о зверствах террористических батальонов в Донбассе. Вместо того, чтобы пощадить еще ничего не подозревающего зрителя, создатели картины показывают все таким, каким оно было на самом деле. Без прикрас и сантиментов, фильм своей невыносимой откровенностью с первых секунд буквально выбивает почву из-под ног.
Знать о фактах массовых расстрелов и зверских пыток жителей Донбасса только потому, что они не преклонили колено перед незаконной властью Порошенко — это одно, а видеть все это своими глазами — нечто иное. События, которые в первые минуты разворачиваются в Луганской области, затрагивают самые потаенные грани человеческой души. Хладнокровные расстрелы ни в чем не повинных людей из небольшого города, убийство новорожденного, изнасилование убитой горем женщины — все это происходит на экране в первые несколько минут «Солнцепека». Этими кадрами режиссеры говорят, что между жителями, казалось бы, одной великой страны уже на протяжении многих лет пролегает глубокая трещина. Ну не может украинец сажать в клетку русского, пытать его только за то, что у него на одежде та самая ленточка, за которую их прадеды проливали свою кровь в годы ВОВ и подрезать сухожилия, чтобы «не убежал». Это неправильно. Человек не способен совершать подобные зверства, такое под силу разве что отбитому на голову существу без сердца и моральных принципов.
Кровавая свобода и сюрреализм
Дальше – больше. Фильм переносит зрителя в пышущий жизнью Киев, по улицам которого гуляют толпы националистов, «натерпевшихся горя от наглых москалей» и считающих себя свободными только потому, что могут кричать СУГС, жечь покрышки и весело скакать на Майдане. На фоне того, что в этот момент в каких-то сотнях километров люди целого региона сидят в подвалах под непрекращающимися бомбежками, собирают в огороде кости разорванных на части украинскими снарядами родственников, а подростки, на глазах которых погибли их родители, берут в руки оружие, такие кадры смотрятся сюрреалистично и жутко. Режиссер словно пытается достучаться до зрительских душ и напомнить, что в жизни есть нечто более важное, чем свобода, которой Запад пытается заманить украинцев, и за которую, по иронии судьбы, никто не готов платить кровью.
Главный герой «Солнцепека» — Влад Новожилов. Волей случая он и его семья оказываются в самой гуще событий, разворачивавшихся летом 2014 года в Луганске. Бывший афганец, он не понаслышке знает, что такое война. Пройдя в свое время через кромешный ад, он принципиально не хочет брать в руки оружие. Однако Фортуна (в привычной для себя манере с легкой долею иронии) распоряжается иначе. Семья Новожиловых, пытавшаяся сбежать от войны, оказывается в самом ее эпицентре, а Влад, не желавший снова сталкиваться с пережитым некогда кошмаром, возвращается в него, правда, в непривычном для себя амплуа. Теперь мужчине придется принять сложное моральное решение дабы успеть защитить тех, кто ему дорог.
Раздирающий душу символизм
Бриус и Вассербаум держат зрителя в постоянном напряжении на протяжении двух часов. Играя контрастами и символизмом, режиссеры «Солнцепека» демонстрируют последствия войны. Здесь — и треснутая во время ссоры тарелка как разрушаемая войной семья, и разорванный российский флаг после авианалета на Луганскую ОГА 2 июня 2014 года (который украинские СМИ окрестили «взрывом кондиционера») как разбитые надежды жителей Донбасса стать частью России по примеру Крыма, подаренный крестик дошедшего до Берлина деда как символ веры в лучшее и томик избранных работ любимого композитора Адольфа Гитлера как отсылка к одной известной ЧВК.
Используя контрасты —мясорубку в Луганске, на фоне которой зритель видит беснование «свободных от москалей» украинских националистов, а также песню «Прекрасное далеко» в исполнении хора в школе, куда спустя несколько минут прилетит снаряд — режиссеры бьют зрителя в самое сердце. Именно так — жестоко и без лишних церемоний — они говорят миру, что отсидеться в стороне не получится, а великолепная актерская игра помогает им в этом. Рано или поздно, но война придет в дом каждого человека, и только от нас самих зависит ее исход.
Либеральная интеллигенция может с пеной у рта орать о мнимом переборе сцен насилия (а как еще показать войну?) и первобытной жестокости, казалось бы, некогда нормальных людей, от которых в жилах даже самого крепкого мужчины застынет кровь. Однако это — та самая правда, на которую так упорно закрывает глаза весь мир на протяжении восьми лет. Кровь, пытки, друзья, умирающие на руках, слезы женщин, плач детей и стариков — именно это и есть настоящая война, а не романтические посиделки у костра, рассуждения о том, что все люди равны, но некоторые — равнее и веселые стрелялки. Для кого-то это покажется преувеличением, но для русских, проживающих в Донбассе, это уже давно стало ежедневной рутиной. Просто человек — такое существо, которое привыкает ко всему, в том числе и к ужасу, как и герои «Солнцепека».
Анастасия Ектова