Обсуждение космических программ
8,791,212 39,579
 

  Almost ( Слушатель )
16 сен 2021 22:59:10

РКК для обеспечения пусков ракеты-носителя "Союз-5"

новая дискуссия Дискуссия  488

Цитата: @РОГОЗИНДоговор на создание на Байконуре ракетно-космического комплекса для обеспечения пусков новейшей ракеты-носителя "Союз-5" подписан между Центром эксплуатации наземной космической инфраструктуры (@roscosmos) и ТОО "Basis construction" (Республика Казахстан). pic.twitter.com/tuRueLMcjm
— РОГОЗИН (@Rogozin) 16 сентября 2021 г.


Цитата: @РОГОЗИНСтороны приступают к реконструкции стартового и технического комплексов ракеты "Зенит" с целью их модернизации в рамках проекта "Байтерек" для новой коммерческой ракеты, создаваемой Ракетно-космическим центром "Прогресс". Начало лётных испытаний запланировано на конец 2023 года. pic.twitter.com/7Gsaktq1ot
— РОГОЗИН (@Rogozin) 16 сентября 2021 г.
  • +0.09 / 7
  • АУ
ОТВЕТЫ (19)
 
 
  Almost ( Слушатель )
22 сен 2021 20:51:43
22.09.2021

Дмитрий Рогозин заявил, что судьбу «Морского старта» определят в ближайшее время
Будущее плавучего космодрома «Морской старт» должно быть определено в ближайшее время. Об этом сообщил гендиректор Роскосмоса Дмитрий Рогозин во вторник в ходе научно-практической конференции «Орбита молодежи».

Глава Роскосмоса добавил, что планируется адаптировать плавучий космодром под пуски перспективных ракет-носителей «Союз-5».
Космодромом «Морской старт» (Sea Launch) состоит из пусковой плавучей платформы «Одиссей» и командного судна. Программа действовала до 2014 года — с платформы, базировавшейся у берегов США, было выполнено 32 пуска ракеты «Зенит». В 2014 году пусковую деятельность «Морского старта» приостановили, а в сентябре 2016 года владельцем ракетно-космического комплекса стала группа компаний S7.

Весной 2020 года командное судно и платформа перешли от побережья Соединенных Штатов и пришвартовались у причала Славянского судоремонтного завода в Приморье.




Российский космос: горизонты развития и перспективные проекты. Выступление Дмитрия Рогозина
  • +0.26 / 11
  • АУ
 
 
  Аладдин ( Слушатель )
24 сен 2021 13:22:31

     
Рогозин сказал, что Россия опережает как минимум на 7 лет США по космической ядерной энергетике. 
Что это значит? Что американцы разрабатывают что-то подобное "Нуклону" ("Зевсу)? 
А что делают китайские товарищи на этом направлении? 
  • +0.16 / 8
  • АУ
 
 
 
  small__virus ( Слушатель )
24 сен 2021 13:56:33

Ну... сложно не предположить, что американцы не начнут делать что-то похожее. Хотя бы для опробирования, но, может и не только.
Строго говоря, первые поколения чего-либо особой сверхсложностью не отличаются. И вполне логично, что американцы что-то смогут. Чай, все-таки, инженеры вполне себе на уровне.
Да, там есть куча нюансов, там упирается еще и в обогащение урана.
Но.... Хотя я думаю - это осторожное суждение, разрыв, скорее всего, поболее.
 
ЦитатаЧто это значит? Что американцы разрабатывают что-то подобное "Нуклону" ("Зевсу)?


Естественно.
Более того, планы озвучены.
Правда, пока у них разработки идут по устаревшей схеме - ядерное деление нагревает истекаемое рабочее тело (Nuclear Thermal Propulsion, NTP).
Но тут тоже и недооценивать, и переоценивать не надо. Хотя, в реальности, на туже массу, такая схема может дать импульс в 2-3 раза больший, чем классический химический. Так что совсем бесполезной ее назвать нельзя.

ЦитатаА что делают китайские товарищи на этом направлении?


А вот тут тайна великая есть. Секретничать эти товарищи научились не хуже нас. Можно только строить предположения.
С самими электродвигателями - там особых проблем нет, сдерут при первой возможности.
Безусловно организуют программу, аналогичную нашей и американской. Правда, ввиду того, что с собственным реакторостроением у них пока не очень, безусловно, будут всячески искать возможности стырить промежуточные результаты, где возможно.
И да, то, что они сильно отстают в этой программе, наверняка их не расстраивает. Они хотят снимать сливки и заранее увидеть тупиковые пути.
Безусловно, активизируют разработки в области ядерных батареек, хотя и понимают их ограничения - там киловатт электрической мощности (в космосе) уже если не предел, то не далеко. И фонит, и греется.
  • +0.33 / 17
  • АУ
 
 
 
 
  Luddit ( Слушатель )
24 сен 2021 15:11:59

Была тема батареек на бета-распаде. Пока дорогие и мощность махонькая, зато электричество в наичистейшем виде: держите, вот вам электрон.
  • +0.08 / 5
  • АУ
 
 
 
 
  Аладдин ( Слушатель )
24 сен 2021 19:41:21

       
Я знаю о NTP (ЯРД). 
Они существуют давно: Project Orion (60-ые годы), NERVA, Project Prometheus и т.д. в США.
А РД-0410 в СССР - вполне отработанная технология, достигшая мощности не 10 КВт, как предлагает NASA, а на несколько порядков выше - 63 МВт.  
Не знаю, почему нельзя использовать этот двигатель для межпланетных перелетов, он ведь практически готов.  
А американцы в настоящем году решили разработать такой двигатель мощностью 10 КВт.  И как видно - почти только в военных целях. 

ЦитатаВ апреле Агентство перспективных оборонных исследовательских проектов Пентагона (DARPA) объявило, что оно поручило компаниям General Atomics, Blue Origin и Lockheed Martin построить демонстрационную ракету (Demonstration Rocket for Agile Cislunar Operations, или DRACO), для быстрых действий в пространстве между Землей и Луной: первую в мире систему ядерной тепловой тяги (Nuclear Thermal Propulsion, или NTP) для космических кораблей. 
         
Министерство энергетики считает, что NTP будет вдвое эффективнее химических ракет. С другой стороны, водородные газы легче и, следовательно, их легче разгонять, создавая большую тягу. 
 ......................................................................................................................................................................
                 
«DRACO разрабатывает двигательную технологию NTP, которая обеспечит быстрое маневрирование, необходимое для выполнения самых разных миссий в будущем», - говорит менеджер программы, майор ВВС Нейтан Грейнер. По словам Грейнера, они будут включать в себя проведение разведывательных миссий в близком космическом пространстве - обнаружение, отслеживание и идентификацию объектов на орбите Земли и в пределах окололунной области. 
         
NTP обеспечивает удельный импульс, например скорость истечения газа, который намного больше, чем у существующих химических силовых установок, «с удельной тягой к массе, которая намного выше, чем у существующих электрических силовых установок», - объясняет Грейнер. Эта уникальная комбинация позволяет NTP быстро выполнять большие маневры дельта-V (способность космического корабля изменять скорость) и обеспечивать быстрые переходы на большие расстояния, - говорит он.

Цель состоит в том, чтобы отправить испытательный космический корабль с двигателем DRACO на низкую околоземную орбиту в 2025 году. Если Пентагон отдаст приоритет NTP, он «вероятно, может быть развернут в качестве операционной системы к началу 2030-х годов», - говорит Грейнер.

............

https://www.popularmechanics.c…ket-plans/
   
https://www.nasa.gov/press-rel…ept-awards
  • +0.09 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
  spectator ( Слушатель )
24 сен 2021 20:41:04

Насколько я понял, проблема в долговечности и надежности такого двигателя. Кажись об этом докладывал на общем собрании членов РАН А.С. Коротеев.  
  • +0.15 / 8
  • АУ
 
 
 
 
 
  Волжанин ( Слушатель )
24 сен 2021 23:40:38

.
///Не знаю, почему нельзя использовать этот двигатель для межпланетных перелетов, он ведь практически готов. ///
Удельный импульс теплового ядерного ракетного двигателя всего в два раза выше чем у химии. А проблем на порядок больше.
А у "Нуклона - Зевса" УИ больше чем у химии в 20-30 раз (обещают скорость истечения рабочего тела до 100 км/сек).
Тут тоже проблем дохрена, но уже овчинка выделки стоит.
А если смогут тягу ещё увеличить, так вообще ласточка получится.
  • +0.23 / 13
  • АУ
 
 
 
 
 
  перегрев ( Слушатель )
26 сен 2021 11:35:04

"Мы ещё не доросли до такой техники. Мы, это я имею ввиду человечество..."© Виталий Романович Рубинский, доктор технических наук, главный конструктор двигателя РД0410
  • +0.17 / 13
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Аладдин ( Слушатель )
26 сен 2021 15:36:19

     
Перегрев, расскажите, пожалуйста, почему человечество не доросло до такой техники. 
И почему РД-0410 не может быть использован для межпланетных перелетов. Конечно, вне земной атмосферы. 
  • +0.06 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  перегрев ( Слушатель )
26 сен 2021 21:00:59

Главным образом потому, что двигателя, который может быть использован для межпланетных перелетов попросту нет. Были изготовлены опытные образцы, которые прошли большой цикл наземных испытаний, но как только дело дошло до испытаний совместно с ядерным реактором вечер сразу перестал быть томным. Всплыло такое количество проблем, что их решение потребовало бы многих лет, если не десятилетий доводки. Как-то так...
  • +0.38 / 24
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  15У104 ( Слушатель )
27 сен 2021 17:45:59

Перегрев, а известно ли что по метановому двигателю РД182, что планируется поставить на сверхтяж? Писали что его тяга 250 тс, но не сказали какая тяга, земная или пустотная?
  • +0.03 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  перегрев ( Слушатель )
27 сен 2021 20:43:09

Ничего не знаю про этот двигатель, но рискну предположить, что его тяга не будет очень сильно отличаться от прототипа
  • +0.12 / 8
  • АУ
 
 
 
 
 
  small__virus ( Слушатель )
28 сен 2021 19:25:32

Видите ли, там есть принципиальное ограничение.
Скорость истекания рабочего тела принципиально нельзя поднять выше некоторой планки, где идет разрушение кристаллической решетки сопла и конструкций двигателя. Для американских двигателей это не привысило скорости 8 км/с (напомню, кислород+водород около 4 км/с). И то, при такой скорости, движок начинал "харкаться" делящимся веществом. Т.е. энергетику подняли в 4 раза, но не забывайте, сам ЯРД весит тоже очень прилично. Т.е. 2-3 раза - вполне себе приемлимая оценка.
Нашим на РД-0410 удалось достичь до 12 км/с. Но это не в малой степени было связано с ограничениями по массеи размеру, более того, тяга двигателя была 4 тонны при его весе в 2 тонны. А надо еще топливо. Не, в открытом космосе вполне себе могло и пойти, но...
---
Появились плазменные/ионные двигатели. Где без особых проблем достигалась скорости истечения около 10 км/с и больше в последствии. Да, малая тяга.. но, время полета и так длительное. И никаких танцев с бубном с делящимся веществом и его остатками.
---
К разрабатываемому буксиру, по открытой информации, на текущий момент прилагаются двигатели со скоростью истечения рабочего тела около 40 км/с. К перспективному (по разным данным) от 70 до 200 км/с.
А теперь вспоминаем формулу Циолковского.
  где
V  — конечная скорость летательного аппарата, которая для случая маневра в космосе при орбитальных манёврах и межпланетных перелетах часто обозначается ΔV, также именуется характеристической скоростью;
 — удельный импульс ракетного двигателя (отношение тяги двигателя к секундному расходу массы топлива);
 — начальная масса летательного аппарата (полезная нагрузка + конструкция аппарата + топливо);
 — конечная масса летательного аппарата (полезная нагрузка + конструкция аппарата).
Увеличение запасов топлива съедается логарифмом. А вот увеличение скорости истечения рабочего тела - вне его.
Так что......
  • +0.18 / 12
  • АУ
 
 
 
 
  aspb ( Слушатель )
24 сен 2021 21:55:49

Схема GA-EMS  может и устаревшая, но имеет принципиальное отличие от предыдущих конструкций. Это применение в реакторе урана  средней степени обогащения вместо высоко обогащенного. Цель предельно проста - применение для пилотируемых кораблей, чего нельзя было сделать в проекте  JIMO с ЭРД и реактором на высоко обогащенном уране ( принципиально тот же Зевс) закрытого в 2005-м ( если верить  заявлению NASA) именно по этой причине. 
  • +0.05 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
  small__virus ( Слушатель )
29 сен 2021 11:00:55

Получится у них - замечательно.
А если смогут на низкообогащенном (типа нашего реактора на быстрых нейтронах, где низкообогащенный и переработанное, да еще и продукты распада дожигаются) - я напишу "РЕСПЕКТИЩЕ! Молодцы, смогли, вы все еще инженеры!".
Но... Это не принципиально.
Еще раз. Есть принципиальная разница от современных плазменных/ионных.
На самом деле, в классической схеме NTP, условно, не важно, насколько мощный реактор. Важно то, сколько энергии ты можешь передать  рабочему телу. В тех, устаревшей конструкции, идет нагрев рабочего тела от конструкций реактора. И-за этого просто НЕЛЬЗЯ рабочему телу дать энергию выше какого-то предела. Просто потому, что химическая прочность кристаллической решетки конструкции будут разрушаться. Это принципиальное ограничение. Например, как у винта - скорость звука. И что бы его обойти, люди придумали реактивный. Где тоже эффекты винта используется в виде лопаток турбин, но по другому. Вопрос даже не в том, что нельзя совсем, вопрос в том, как отвести тепло от этих конструкций, даже с учетом их деградации. Именно потому, что наш двигатель меньше, там и удалось сделать повыше скорость истекания. Но и там предел прочности материалов. Энергетика на разрушение которого, напомню, на уровне химических реакций.
Принципиальное отличие плазменных/ионных в том, что рабочее тело не касается конструкций двигателя в момент разгона. Оно разгоняется магнитным/электрическим полем.
И получается, что у классического NTP ЯРД и разрабатываемого ядерного буксира, использование (условно) тонны топлива (рабочего тела) идет с разной эффективностью. У первого (пусть, дадим больше) - около 12 км/с. У второго приближается к сотне км/с. Т.е. импульс будет около порядка больше при плюс минус той же массе. И там уже становится критически важной мощность реактора, поскольку теперь именно в него идет ограничение (и сопутствующие, типа теплоотвода). И это при том, что фундаментального ограничения именно к двигателю такого типа, пока нет, мы просто пока не знаем, как выжать из него все. Не зря же Росатом разрабатывает (пытается) достаточно длинные магнито-плазменные двигатели.
----
Есть несколько моментов, почему интерес к NTP пока не падает.
1. Отработанная схема, с учетом новых материалов, может, еще чего дожмут.
2. Большая тяга. Он может сравниться с химическим (если не переплюнуть), если донапилить. Текущие (да и разрабатываемые пока тоже) ионные/плазменные такой тяги не дадут (и думаю, еще долго не смогут), да и плюс работают только в вакууме. А в гравитационном колодце тяга может понадобиться.
3. Все-таки импульс больше классической химии.
  • +0.27 / 16
  • АУ
 
 
 
  caSmith ( Слушатель )
24 сен 2021 15:46:34

Рагозин изаестный острослов.
Ключевое слово для поиска "килоповер"
https://nplus1.ru/news/2017/11/28/kilopower
Американцы стирлинг атомный ваяют.
  • -0.15 / 9
  • АУ
 
 
 
  rat1111 ( Слушатель )
24 сен 2021 18:12:13

Они идут другим путем.
Наши - делают "космическую АЭС" для питания ЭРД, американцы пилят ЯРД
  • +0.29 / 22
  • АУ
 
 
 
  Almost ( Слушатель )
25 сен 2021 09:41:06

Ну, по компактным реакторам мы действительно опережаем (военные и энергетические ветки в помощьПодмигивающий), для космического реактора основная проблема - охлаждение: радиаторами слишком громоздко и тяжело, а капельное охлаждение - как идея перспективно, но пока все на уровне экспериментов (на "Науке" вроде на 2023-25 гг. запланированы очередные). Здесь мы вроде и китайцев, и американцев опережаем.
Кроме энергии для буксира еще и двигатели нужны, выбор из ионников и плазменников, выбор рабочего тела и т.п. Наши активно работают, например недавние статьи в ИЗВЕСТИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК. ЭНЕРГЕТИКА:
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗРАБОТОК ЦЕНТРА КЕЛДЫША В ОБЛАСТИ ЭРДУ
Ловцов А.С., Селиванов М.Ю., Томилин Д.А., Шагайда А.А., Шашков А.С.
Известия Российской академии наук. Энергетика. 2020. № 2. С. 3-15.
СОВМЕСТНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОРАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И СИСТЕМЫ ГАЗОТУРБИННОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭНЕРГИИ В СОСТАВЕ ЭНЕРГОДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ КОСМИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Коротеев А.С., Готовцев К.В., Захаренков Л.Э., Каревский А.В., Ловцов А.С., Ошев Ю.А., Селиванов М.Ю., Семенкин А.В., Солодухин А.Е.
Известия Российской академии наук. Энергетика. 2020. № 1. С. 3-20.
  • +0.12 / 6
  • АУ
 
 
 
  Almost ( Слушатель )
25 сен 2021 15:15:09

По поводу современного состояния и что показывалось на "МАКС-2021" - в обзоре Дмитрия Конаныхина:



Ионные и плазменные двигатели, сам буксир - начиная с 13:25, 
Полная информация о ядерном буксире ЗЕВС в сборнике видео "Русский ядерный планетолёт" (28 видео, Дмитрий Конаныхин)
А по американцам - вот новость от 11 сентября:
Министерство обороны ищет коммерчески доступные ядерные двигатели для малых космических аппаратов
Новое предложение от Подразделения оборонных инноваций направлено на поиск “зрелых коммерческих технологий, которые могут обеспечить мощность и движение в ближайшей перспективе".
ВАШИНГТОН. Подразделение оборонных инноваций на прошлой неделе объявило конкурс на закупку небольших ядерных двигателей для космических полетов за пределы околоземной орбиты.

Министерство обороны хочет “легкие, портативные и долговечные источники питания, которые могут поддерживать двигательную установку и питание на станции для зондирования и связи на космических аппаратах малого и среднего размера”,-говорится в запросе.
ДИУ говорит, что электрические и солнечные двигательные установки не подходят для полетов за пределы околоземной орбиты и слишком громоздки для использования на современных коммерческих космических аппаратах. “Передовая двигательная технология, обеспечивающая высокую дельта-В и электрическую мощность для полезной нагрузки при сохранении топливной эффективности, необходима для обеспечения новых миссий Министерства обороны в космосе”.
Заявки должны быть поданы 1 сентября. 23. DIU может заключать контракты в течение 60-90 дней. Это будут “Другие сделки” по контрактам на лабораторное тестирование прототипов. В рамках премии OT awards компании и правительство соглашаются инвестировать в проект.
Участники торгов должны продемонстрировать “надежные производственные, нормативные и лицензионные пути разработки прототипов в течение трех - пяти лет и дальнейший путь к летным испытаниям”.
НАСА и Агентство перспективных исследовательских проектов в области обороны в настоящее время финансируют разработку двигателей и энергии на основе деления, таких как технология ядерного теплового двигателя.
DIU говорит, что он не дублирует существующие программы, но стремится поддержать текущие правительственные проекты “зрелыми коммерческими технологиями, которые могут обеспечить мощность и движение в ближайшем будущем”.
Еще одна проблема-убедиться в том, что эти системы безопасны. DIU хочет системы, которые “минимизируют радиационное воздействие на наземный персонал во время интеграции космических аппаратов и радиационное воздействие на окружающие электронные компоненты”.
  • +0.12 / 8
  • АУ