Сегодня, 26 сентября 2021 года, состоялись выборы в Бундестаг Германии 20-го созыва. Результаты выборов были необычайно откровенными, и их редко ожидали с таким нетерпением, как в этом году.
Согласно текущей экстраполяции (ARD, 22:03), следующее распределение голосов приведет к выборам в Бундестаг 2021 года:
Этот результат приводит к появлению различных потенциальных правительственных коалиций (21:02, ZDF), которые мы представляем ниже. Информацию о том, кто с кем ведет переговоры, когда и почему главный кандидат партии с лучшим результатом на выборах не обязательно должен стать канцлером, можно найти в главе III этого информационного бюллетеня. Кроме того, в главе II мы кратко представляем некоторых личностей, которые могут сыграть роль в новом федеральном правительстве, но не без указания на то, что такие перспективы подвержены различным неопределенностям из-за сложной арифметики распределения министерств, особенно в трех -партийная коалиция. Так что остается захватывающим!
I. Какие коалиции возможны?При выборе следующих вариантов коалиции мы руководствуемся имеющимся в настоящее время статусом подсчета голосов, а также советами, данными различными экспертами вечером в день выборов. Согласно нынешнему распределению голосов, нет большинства для так называемого «левого альянса», состоящего из СДПГ, Bündnis90 / Die Grünen и левых. Тем не менее, есть арифметическое большинство в пользу продолжения большой коалиции ХДС / ХСС и СДПГ. Однако с политической точки зрения ни одна из вовлеченных сторон не стремится к этому союзу - но это уже имело место в 2017 году.
Поскольку количество мандатов в конечном итоге является решающим для большинства в Бундестаге, несколько слов об общем размере парламента или превышении мандатов: Бундестаг состоит из 299 напрямую избранных и 299 избранных представителей по партийным спискам. Это число из 598 мандатов Бундестага увеличивается, если партия в федеральном государстве получает больше прямых мандатов, чем она имеет право, после второго результата голосования (нависающих мандатов). Чтобы привести соотношение голосов в Бундестаге в соответствие с результатом двух голосов, другим парламентским группам в качестве компенсации предоставляются дополнительные мандаты (компенсационные мандаты). Общее количество депутатов растет, чем больше нависают места - а значит, и компенсационные места - результаты выборов. Ожидается, что в 20-м Бундестаге Германии будет около 740 мест.
Что касается вариантов коалиции, ознакомление с предвыборными манифестами участвующих сторон также позволяет сделать первый приблизительный взгляд на возможные приоритеты политики здравоохранения соответствующих коалиций. Независимо от политической игры красок, большинство наблюдателей полагают, что дефицит финансирования системы здравоохранения в размере около 20 миллиардов евро, вызванный пандемией COVID-19, будет доминировать при принятии решений по политике здравоохранения в ближайшие годы.
Ямайка (ХДС / ХСС, Альянс 90 / Зеленые, СвДП)Повышение цифровизации здравоохранения может быть одним из приоритетов политики здравоохранения этой коалиции. Межведомственная стратегия электронного здравоохранения с конкретными рекомендациями к действию, например, по дальнейшему развитию ePA, продвижению медицины на основе ИИ, цифровых цепочек поставок и инфраструктурных мер, могла бы стать мерой по повышению качества медицинской помощи и увеличению эффективность. Также ожидаются инвестиции в больничный ландшафт и расширение телемедицинских решений.
ХДС / ХСС и СвДП также соглашаются создать цифровое министерство. Для сектора здравоохранения это может таить возможности, но также и риски (больше внимания - в то же время нечеткие обязанности и более сложная координация на уровне департаментов). Кроме того, создание нового министерства требует времени и денег и, соответственно, снижает способность действовать в законодательный период.
Ямайка также может быть вариантом коалиции, если СДПГ получит наибольшую долю голосов в вечер выборов (см. Главу III).
Светофор (SPD, Bündnis 90 / Die Grünen, FDP)Коалиция светофора вряд ли изменит направление политики здравоохранения. Оцифровка будет играть относительно большую роль (например, расширение телемедицины, ePA), и, как свидетельствуют их программы, стороны (продолжают) посвящать себя продвижению НИОКР в области искусственного интеллекта и робототехники, а также передовых медицинских исследований. . В стационаре антистимулы должны быть устранены с помощью структурных реформ. В то же время финансовые вложения могут создать качественные стимулы для оказания медицинской помощи. Это можно сделать, например, с помощью Закона 2 о будущем больниц (KHZG 2).
2. Будущий федеральный кабинет - у кого есть шанс на министерский пост?Как и после каждых федеральных выборов, существует бесчисленное количество персональных панелей для будущих кабинетов. Спекуляций больше, чем серьезных кандидатов на министерские посты.
Распределение министерств между партиями правящей коалиции следует сложной арифметике: после того, как решен вопрос о разделении департаментов, коалиция, начиная с канцелярии, занимает оставшиеся дома в порядке убывания важности с представителями власти. коалиционные партии. Например, вторую по величине партию традиционно составляют министр иностранных дел и вице-канцлер. Есть также программные приоритеты, например, Министерство окружающей среды имеет особое значение для зеленых, а Министерство финансов особенно важно для СвДЛ. В трехпартийном альянсе не так много министерских постов, которые можно было бы выделить для каждой партии (в кабинете Меркель IV их было всего 14). Как для кабинета в целом, так и для внутрипартийного принятия решений о назначении министров также важны соображения, касающиеся регионального представительства, пола и принадлежности к крыльям. Несмотря на эти непредсказуемые обстоятельства, мы хотели бы познакомить вас с несколькими личностями, которые уже обсуждаются для следующего федерального кабинета министров, но которые не обязательно должны играть определенную роль - это все равно будет захватывающе!
Для экономического отдела:Если ХДС / ХСС возьмет на себя управление экономическим отделом, Фридрих Мерц, похоже, возможный кандидат. С Карстеном Линнеманном, федеральным председателем ассоциации среднего класса и бизнеса ХДС / ХСС (MIT), у ХДС был бы даже еще один сильный кандидат. Хубертус Хайль был одним из самых сильных министров СДПГ в последнем законодательном собрании и может рассчитывать на новый пост, если СДПГ будет участвовать в правительстве. Если бы не работа и общественные дела, промышленный политик также подумал бы об экономике. Заместитель председателя и представитель по экономической политике нынешней парламентской группы СДПГ Серен Бартол - еще один кандидат. В случае присуждения ФПД департаменту Волкер Виссинг считается перспективным кандидатом на пост министра экономики. Он является генеральным секретарем FPD, государственным председателем в земле Рейнланд-Пфальц, а также был там министром экономики с 2016 по 2021 год. Вероятность того, что Зеленые возьмут на себя управление экономическим отделом, довольно мала. Роберт Хабек мог бы быть кандидатом, но он предпочитает Министерство финансов. Как министр в правительстве с участием зеленых, он определенно имеет право на должность.
Для отдела здравоохранения:В рядах ХДС / ХСС Аннетт Видманн-Мауз высоко ценится как будущий министр здравоохранения. Она уже занимала должность статс-секретаря парламента в BMG в двух законодательных собраниях. В настоящее время она работает уполномоченным Федерального правительства по вопросам миграции, беженцев и интеграции в канцелярии. В СДПГ, учитывая его опыт и присутствие в СМИ в последние полтора года, Карл Лаутербах является очевидным кандидатом на пост министра здравоохранения. Однако в настоящее время он не занимает официальной должности в СДПГ, а также не является членом комитета по здравоохранению Бундестага Германии. Вдобавок у СДПГ была бы возможность назначить его министром здравоохранения после формирования двух правительств. СвДП уже накопила некоторый опыт работы в департаменте здравоохранения с Филиппом Рёсслером и Даниэлем Баром. Однако на данный момент сектор здравоохранения не является приоритетом для либералов. У Кристины Ашенберг-Дугнус как у представителя политики здравоохранения больше всего шансов. Департамент здравоохранения также играет подчиненную роль среди зеленых. Первый парламентский управляющий директор Бритта Хассельманн, а также пресс-секретарь по политике в области здравоохранения Мария Кляйн-Шмайнк в настоящее время продаются в качестве кандидатов в политическом Берлине. Но представительница политики по уходу Кордула Шульц-Аше также была бы возможна.
Для отдела образования, науки и исследований:Карин Прин, нынешний министр образования земли Шлезвиг-Гольштейн, уже входит в команду экспертов Армина Лашета. Это делает ее одним из самых многообещающих кандидатов на пост министра образования. В рядах СДПГ Саския Эскен является экспертом в области оцифровки и образования. Должность министра образования, безусловно, была бы для нее привлекательной, и с точки зрения потенциального канцлера Олафа Шольца было бы тактически разумно назначить ее в кабинет. Для СвДП, с другой стороны, отдел образования представляет довольно второстепенный интерес. Кандидатом на этот пост может быть Майкл Тойрер, в настоящее время заместитель председателя парламентской группы СвДП. Как лидер Партии зеленых, Катрин Геринг-Эккардт является одним из горячих претендентов на будущий министерский пост, в том числе на пост министра образования. Однако есть также предположения, что зеленые могут вступить в гонку вместе с ней в качестве первого зеленого федерального президента.
Для цифрового отдела:Для ХДС / ХСС Дороти Бер, в настоящее время государственный министр при федеральном канцлере и уполномоченный по вопросам оцифровки, несомненно, является наиболее очевидным назначением на пост министра цифровых технологий, если такой дом должен быть основан. Однако, если ХСС предпочтет министра сельского хозяйства и поместит туда Дороти Бер, в игру может вступить Надин Шен, в настоящее время заместитель лидера парламентской группы ХДС / ХСС. Среди прочего, она сделала себе имя по всей Германии как инициатор книги «NEUSTAAT: Политика и государство должно измениться». Со стороны СДПГ у генерального секретаря Ларса Клингбейла были лучшие шансы занять этот министерский пост. Однако он также очень популярен на пост председателя парламентской группы СДПГ. СвДП может отправить Мануэля Хёферлина, в настоящее время председателя Комитета по цифровой повестке дня, в гонку за пост министра цифровых технологий. Анна Кристманн из Штутгарта в настоящее время является экспертом по оцифровке и искусственному интеллекту в парламентской группе зеленых.
III. Каковы следующие шаги к формированию правительства?1. Миссия по формированию правительства:Путь от результата выборов до формирования правительства через выборы Федерального канцлера в Бундестаге Германии не регулируется законом. Также нет юридической необходимости в коалиционном соглашении. Фактически, на заре существования Федеративной Республики Германии коалиции довольствовались устными соглашениями или обменом письмами. По сути, партия с лучшим результатом на выборах понимает это как мандат на формирование правительства и инициирует переговоры с потенциальными партнерами. Однако переговоры о формировании правительства могут вести и другие партии. Это показали, например, выборы 1976 года: СДПГ уступила первое место партиям ХДС / ХСС, но социал-либеральная коалиция СДПГ и СвДП сохранила абсолютное большинство и продолжила свою работу. В настоящее время возникает еще одно интересное созвездие: поскольку СвДП и Bündnis90 / Die Grünen должны будут конструктивно работать вместе как над «Ampel», так и над «Ямайкой», прямые переговоры между этими двумя партиями также были отмечены вечером в день выборов.
2. Предварительные беседы:Сразу после федеральных выборов стороны проводят предварительные переговоры друг с другом. Цель этих обсуждений - выяснить шансы на достижение соглашения между сторонами. Эти предварительные переговоры, которые часто проходят параллельно, обычно проводятся председателем партии, заместителем председателя партии и председателем парламентской группы. Вы обращаетесь к общим направлениям и вопросам, а также к структурированию и организации дальнейших обсуждений. Актуальность исследовательской группы велика, так как она также может выступать в качестве расчетной палаты для разрешения споров во время последующих переговоров по коалиции.
3. Коалиционные переговоры:После того, как предварительные переговоры закончились, начинаются переговоры о коалиции. В пленарном заседании переговоров сейчас участвует большое количество людей из штата и федерального уровня, в том числе министры, члены команд, заместители председателей партий и парламентских групп и премьер-министры. Здесь устанавливается курс на большие очереди, объединение крупных тематических блоков и завершение коалиционного соглашения «из одних рук».
Как только начинается переговорный пленум, формируются отдельные специалисты и рабочие группы, разделенные на различные области политики. Целью здесь является выявление проблем, по которым можно достичь консенсуса и склонных к конфликту, формулирование компромиссных предложений и категоризация проблемных случаев для эскалации в информационно-координационной палате. Участвуют переговорщики пленума, спикеры и председатели комитетов из соответствующих предметных областей.
Как только появляется консенсусный проект коалиционного соглашения, внутрипартийные решения партнеров по коалиции становятся обычным явлением для его «принятия». Однако коалиционное соглашение не является юридически обязательным контрактом, а скорее имеет характер декларации о намерениях (все остальное противоречит свободному мандату депутатов). Способы ратификации коалиционного соглашения менялись с течением времени и различаются между партиями (голосование в федеральном совете, делегирование съезда партии, основное решение членов партии).
4. Формирование правительства:Последний шаг - формирование правительства. Для этого нет фиксированного срока. Предыдущее правительство остается у власти (и может даже принимать решения с Бундестагом, который уже полностью в состоянии действовать) до тех пор, пока новое правительство не будет сформировано путем выборов канцлера и приведения кабинета к присяге.
Выборы федерального канцлера проходят тайно в Бундестаге. Федеральный президент предлагает кандидата. Для этого требуется абсолютное большинство голосов в парламенте. После выборов новый канцлер назначается Федеральным президентом и приводится к присяге в Бундестаге. Теперь он или она имеет возможность предложить своих федеральных министров, которые затем назначаются Федеральным президентом. Они могут, но не должны быть членами Бундестага Германии.