ИсточникЦитата1 октября (Reuters) - Британские бензоколонки иссякают, рост цен на электроэнергию в Европейском союзе в преддверии зимы, вынужденные ограничения на потребление энергии в Китае и рост цен на нефть, природный газ и уголь. Вас можно было бы простить за то, что вы думали, что мир внезапно столкнулся с нехваткой энергии, но вы были бы в основном неправы. В то время как давление на потребителей и предприятия является острым, сбои имеют меньше общего, чем вы можете подумать.
Их объединяет отскок спроса на энергию от минимумов, достигнутых в разгар кризиса, вызванного коронавирусом, который привел к росту цен на нефть, газ и уголь, продолжающиеся ограничения поставок со стороны нефтяного картеля ОПЕК и глобальные транспортные проблемы, затрудняющие распределение топлива. Но список того, что их разделяет, длиннее, что отражает тот факт, что сбои могут быть больше связаны с выбором местной политики и региональной динамикой, чем с нехваткой глобальных поставок. Цены на нефть на этой неделе впервые за три года превысили 80 долларов за баррель, а природный газ и уголь также достигли многолетних максимумов. Организация стран-экспортеров нефти и союзные страны соберутся на следующей неделе, чтобы решить, следует ли задействовать свободные производственные мощности, чтобы помочь снизить цены. Вот краткое изложение того, что разрушает энергетические рынки:
КРИЗИС В КИТАЕ
Пекин начал нормировать электроэнергию для энергозатратных предприятий из-за сбоя в поставках угля, вызванного усиленными проверками безопасности на китайских шахтах, из-за которых добыча на большую часть первого полугодия была ниже уровня годичной давности. Снижение добычи угля, в свою очередь, привело к резкому росту местных цен на термальный уголь, которые достигли в этом году очередных рекордных максимумов и выросли более чем на 80% по сравнению с предыдущим годом. Поскольку Пекин устанавливает цены на электроэнергию, угольные электростанции не могут экономно работать при таких высоких затратах на уголь и закрываются. По оценкам Goldman Sachs, до 44% промышленной активности Китая пострадало от нехватки электроэнергии. Китайский совет по электроэнергетике, представляющий поставщиков электроэнергии, заявил в понедельник, что угольные энергетические компании теперь "расширяют свои каналы закупок любой ценой", чтобы гарантировать поставки тепла и электроэнергии зимой. Но торговцы углем заявили, что найти свежие источники импорта может быть проще сказать, чем сделать, поскольку Россия сосредоточена на удовлетворении потребностей Европы в электроэнергии, дожди прерывают добычу в Индонезии, а ограничения на грузоперевозки препятствуют импорту из Монголии.
СЧЕТА ЗА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ В ЕВРОПЕ
Стоимость включения света в Испании выросла втрое, что отражает более широкий рост счетов за электроэнергию по всему ЕС в последние недели. Резкий рост цен на электроэнергию вызвал опасения по поводу предстоящей трудной зимы, поскольку домохозяйства нуждаются в тепле и увеличивают потребление до сезонного пика. Причиной роста затрат в Европе является сочетание местных факторов, начиная от низких запасов природного газа и поставок за рубеж, низкой производительности ветряных турбин и солнечных электростанций в регионе и работ по техническому обслуживанию, которые привели к отключению атомных генераторов и других электростанций. Сроки поджимают, поскольку ожидается, что спрос вырастет в ближайшие месяцы, но возврат электростанций после технического обслуживания и запуск недавно завершенного газопровода "Северный поток-2" из России в Германию могут в конечном итоге облегчить рынки. Тем временем Испания, Италия, Греция, Великобритания и другие страны планируют национальные меры, начиная от субсидий и заканчивая ограничениями цен, направленные на защиту граждан от растущих издержек по мере восстановления экономики после пандемии COVID-19.
ЗАПРАВОЧНЫЕ СТАНЦИИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ ИССЯКАЮТ
Панические покупки автомобилистами привели к тому, что топливные насосы в крупных городах пересохли в результате одного из худших энергетических сбоев, с которыми столкнулась Британия за последние десятилетия. На автозаправочных станциях вспыхнули драки, поскольку правительство призвало к спокойствию. Но проблема не в нехватке бензина, а в нехватке дальнобойщиков, чтобы доставлять его с нефтеперерабатывающих заводов розничным торговцам – один из странных побочных эффектов выхода Великобритании из ЕС и похмелья из-за отложенной сертификации и обучения дальнобойщиков во время пандемии. В чем дело? Правительство премьер-министра Бориса Джонсона выдало временные визы тысячам иностранных водителей грузовиков, чтобы доставить топливо на рынок, поставило армию в резерв, чтобы помочь, и надеется навести порядок на заправках до праздников.
Кратко. Они считают, что это не глобальный энергетический кризис, а несколько локальных. В Китае - проблемы с углем из-за проверок ТБ на шахтах (пару дней назад они писали, что в Китае проблемы из-за борьбы за экологию, которая вынуждает собственников останавливать угольную генерацию, теперь другая версия). В Европе - низкие запасы газа, низкая производительность ветровой и солнечной генерации, техобслуживание атомных станций. В Великобритании - последствия брекзита и ковида.
P.S. Впервые в открытую прозвучала очевидная всем тут вещь: "запуск недавно завершенного газопровода "Северный поток-2" из России в Германию может в конечном итоге облегчить рынок."