ИсточникЦитатаВ ближайшие несколько десятилетий может наблюдаться больше периодов инфляции, обусловленной потреблением энергии, нехватки топлива и замедления экономического роста, поскольку поставки электроэнергии остаются уязвимыми для потрясений. Мир переживает первый крупный энергетический кризис перехода к чистой энергетике. Он не будет последним. Нехватка природного газа и электроэнергии сотрясает рынки от Великобритании до Китая и развивается как раз в тот момент, когда спрос растет из-за пандемии. Но планета десятилетиями сталкивалась с нестабильными энергетическими рынками и сокращением поставок. Что изменилось сейчас, так это то, что самые богатые страны также переживают один из самых амбициозных капитальных перестроек своих энергосистем с начала эры электричества-без простого способа хранения энергии, вырабатываемой из возобновляемых источников. Переход на более чистую энергию призван сделать эти системы более устойчивыми, а не менее. Но фактический переход займет десятилетия, в течение которых мир по-прежнему будет полагаться на ископаемое топливо, даже несмотря на то, что крупные производители в настоящее время резко меняют свои стратегии производства. “Это предостерегающее сообщение о том, насколько сложным будет энергетический переход”, - сказал Даниэль Ергин, один из ведущих мировых энергетических аналитиков и автор Новой карты: Энергия, климат и столкновение наций. В преддверии фундаментальных перемен мировая энергетическая система стала поразительно более хрупкой и ее легче шокировать.
Рецепт волатильности
Возьмем, к примеру, проблемы в Европе. После того, как более холодная, чем обычно, зима истощила запасы природного газа, цены на газ и электроэнергию взлетели, поскольку спрос со стороны восстанавливающихся экономик вырос слишком быстро, чтобы поставки могли соответствовать. Нечто подобное, вероятно, произошло бы, если бы Covid-19 поразил 20 лет назад. Но сейчас Великобритания и Европа полагаются на совершенно другое сочетание источников энергии. Уголь был резко сокращен, во многих случаях его заменили более чистым газом. Но растущий мировой спрос в этом году привел к дефициту поставок газа. В то же время два других источника энергии-ветер и вода-имели необычно низкую производительность благодаря неожиданно более медленным скоростям ветра и малому количеству осадков в районах, включая Норвегию. Другими словами: напряженный мировой рынок газа спровоцировал рекордный скачок цен на электроэнергию в Европе-и переход усилил его. Боль, обрушившаяся на Европу, является зловещим признаком тех видов потрясений, которые могут обрушиться на большую часть земного шара. Даже несмотря на то, что солнечная и ветровая энергия становятся все более обильными и дешевыми, многие части мира в течение десятилетий будут по-прежнему зависеть от природного газа и других видов ископаемого топлива в качестве резервных. И все же интерес инвесторов и компаний к производству большего их количества идет на убыль. Это хороший рецепт для волатильности, написал Никос Цафос из Центра стратегических и международных исследований в недавнем анализе. “Вы определенно переходите в систему, которая более уязвима”, - сказал в интервью Цафос, председатель центра Джеймса Р. Шлезингера по энергетике и геополитике. Чтобы быть ясным, сам переход-необходимый для планеты-не вызвал вопросов. Но любая большая, сложная система может стать более хрупкой, когда в ней происходят серьезные изменения.
Потребляемая мощность
Все это происходит в то время, когда, по прогнозам BloombergNEF, потребление электроэнергии увеличится на 60% к 2050 году, по мере того как мир постепенно прекратит использование ископаемого топлива и перейдет на автомобили, печи и системы отопления, работающие на электричестве. Продолжающийся экономический рост и рост численности населения также будут способствовать росту потребления. И по мере того, как мир все больше переходит на цифровые технологии, это будет означать, что эта повышенная уязвимость возникает в то время, когда люди больше, чем когда-либо, нуждаются в надежных поставка электроэнергии.
Ценовое давление
Резкий рост спроса на электроэнергию в сочетании с ценами на топливо, высокая волатильность означает, что мир может оказаться в трудном положении в течение нескольких десятилетий. Последствия, скорее всего, будут варьироваться от периодов инфляции, обусловленной потреблением энергии, усугубляющей неравенство в доходах, до надвигающейся угрозы отключения электроэнергии и потери экономического роста и производства.
Глобальные последствия
Энергетические системы планеты взаимосвязаны, поэтому кризис и его последствия ощущаются во всем мире. Кризис оказал негативное влияние на все отрасли промышленности, препятствуя производству кремния, разрушая запасы продовольствия и ломающее цепочки снабжения. В США фьючерсы на природный газ уже более чем удвоились в этом году, до того как пик спроса пришелся на зимние холода. Поскольку 40% электроэнергии в стране в настоящее время вырабатывается за счет сжигания газа, эти более высокие цены неизбежно приведут к увеличению счетов за электроэнергию и отопление. В Китае, несмотря на то, что правительство стремится наращивать использование возобновляемых источников энергии, промышленная экономика по-прежнему в значительной степени зависит от ископаемого топлива: уголь, газ и нефть. И когда ее заводы снова заработали во время пандемии, у страны просто не хватило топлива. Производство в Китае сократилось в сентябре впервые за 19 месяцев, что свидетельствует о том, что рост цен на энергоносители стал самым большим потрясением для экономики с начала пандемии. Правительство Китая в настоящее время обещает стабилизировать ситуацию, закупая больше зарубежного угля и сжиженного природного газа. Это ставит страну в прямую конкуренцию с Европой, угрожая лишить континент топлива и усугубить этот кризис. Неизбежна будет борьба за то, какой экспорт доступен, в результате чего некоторые развивающиеся страны, такие как Индия и Пакистан, будут обеспокоены тем, что они не смогут конкурировать.
Более жесткие поставки топлива
По мере того, как крупные западные производители от BP Plc до Royal Dutch Shell Plc работают над сокращением выбросов, а американские бурильщики сланцевых месторождений делают шаг назад от расширения, ограниченный объем экспортных поставок становится все более ограниченным. Джефф Карри, глобальный руководитель исследований сырьевых товаров в Goldman Sachs Group Inc., указывает на недостаточные инвестиции в ископаемое топливо как на большую часть проблемы.
Инвесторы, стремящиеся получить большую прибыль от новых предприятий, вкладывают деньги в акции альтернативных источников энергии, а не в компании, работающие на ископаемом топливе. Другие активно сбрасывают запасы угля и нефти, рассматривая их как риск, в то время как энергетический переход ускоряется. И некоторые компании, работающие на ископаемом топливе, сами начали направлять инвестиции в низкоуглеродное будущее, вместо того чтобы сосредоточиться исключительно на своей прежней роли поиска, перекачки и доставки большего количества нефти и газа. “Во многих частях мира вы перестроились на ветер, вы перестроились на солнце”, - сказал Карри в интервью Bloomberg TV. “Новая экономика чрезмерно инвестирована, а старая экономика голодает”.
За последнее десятилетие производство энергии ветра и солнца резко возросло. Но оба возобновляемых источника, как известно, непостоянны - доступны в одно время и недоступны в другое. А электроэнергию, в отличие от газа или угля, трудно хранить в значительных количествах. Это проблема, потому что в электрической сети спрос и предложение должны быть постоянно и идеально сбалансированы. Нарушите этот баланс, и вы потеряете сознание. До сих пор электростанции на природном газе служили стабильным резервным источником энергии, необходимой для ветра и солнечной энергии. Эта взаимозависимость работает нормально, пока цены на газ не взлетают до небес.
Решения для хранения данных
Одним из самых больших препятствий впереди будет хранение энергии, вырабатываемой прерывистыми источниками ветра и воды. Решения действительно существуют, но пройдут годы, прежде чем мы получим их в том масштабе, в котором они необходимы.
Цитата“Переход-это одновременно и вызов, и возможность”, - сказала Эми Майерс Яффе, управляющий директор Лаборатории климатической политики Университета Тафтса. Австралия и Калифорния подключают огромные батареи в сеть, чтобы поддерживать источники питания устойчивыми, когда солнце садится на солнечных электростанциях. Это развертывание находится только на начальной стадии, и сами батареи ограничены, обычно обеспечивая электроэнергией около четырех часов за раз. Многие страны и компании возлагают свои надежды на водород, рассматривая его как способ хранения энергии и как топливо для транспорта и промышленности. Водород можно отделять от воды с помощью машин, называемых электролизерами, работающих на возобновляемых источниках энергии, когда его много. Этот процесс не производит парниковых газов. Затем водород можно сжигать в турбине или подавать через топливный элемент для выработки электроэнергии-и все это без выбросов углекислого газа. И в отличие от нефти, газа и угля, такой “зеленый водород” можно производить практически везде, где есть вода и сильное солнце или ветер. Первая волна зеленых водородных заводов все еще находится на стадии планирования. Многие потенциальные пользователи-представители тяжелой промышленности и коммунальных компаний-все еще изучают, будет ли это решение работать на них. Точка, в которой водород мог бы стать основой нашей глобальной энергетической системы, если он появится, скорее всего, наступит через несколько лет. В краткосрочной перспективе теплая зима в северном полушарии приведет к снижению цен на газ и позволит снова заполнить хранилища. Но нынешний скачок цен послужил напоминанием о том, что, несмотря на то, что мир пытается построить новую энергетическую систему, он все еще зависит от старой. “Дело не только в мощности, которую мы можем передавать в сеть, но и в гибкости и способности передавать эту мощность в нужное время”, - сказал Джеймс Басден, основатель и директор Zenobe Energy Ltd., которая строит самую большую батарею в Европе.
Букв много, но почитать стоит. Кратко. Переход к "зеленой" энергетике займет несколько десятилетий и во время этого перехода будут такие кризисы в энергетике. Причина: инвесторы не хотят финансировать не "зеленые" технологии, а технически эти технологии еще не могут обеспечить надежность электроснабжения.
P.S. В Штатах цена газа тоже растет и там уже от промышленников начали раздаваться голоса о временном запрете на экспорт СПГ. Если это случится - сегодняшние цены покажутся смешными.