Игра в кальмара, Sante что дальше?
новая дискуссия
Аналитика
4.640
Игра в кальмара, Sante что дальше?
В том, что мир искусства тесно связан с миром политики, наверное, никому рассказывать не нужно. Тем более, что мы прекрасно знаем задокументированные исторические факты, когда то, или иное произведение искусства не просто имело в себе скрытый политический аспект, но и вполне явно было создано специально для того, чтобы внести что-то новое в политическую реальность.
Порой всё не настолько плохо, но в тех или иных произведениях искусства просто отражается дух времени, то, чем дышит и живет общество, то, что занимает умы поколения. В таком случае произведения становятся пророческими и как бы формируют общую канву эпохи и происходящих в ней изменений.
Сейчас, судя по всему, в дискурсе искусства наметился некоторый новый крен. Этот крен характеризуется все большим и большим обращением не к категориям граждан, которые ранее были в Европе и США (по крайней мере) главной движущей силой социального протеста – представители расовых групп (BLM), представители разного рода гендерных и прочих меньшинств (LGBT и т.д.), мигранты разных мастей и прочее, а к социальной группе низкооплачиваемых работников. Нет конечно, не к пролетариату по Марксу и Энгельсу, но к той категории людей, которая очень сильно просела в период коронавируса и инфляционного ралли последовавшего за количественными смягчениями.
Если «белые воротнички» почти безболезненно переместились из офисов у своим домашним компьютерам. А крупный капитал умудрился даже закончить коронавирусную эпопею в плюсе, прирастив к своим миллиардам еще миллиарды, кто на масках, кто на вакцинах, кто на экономии на офисах. А вот реальный сектор просел, причем сильно. И те, кто стоял за стойкой баров и на кухнях ресторанов. И те, кто водил машины (просто не было необходимости уже возить столько) и был вынужден практически уйти из профессии. И те, кто не мог быть на «дистанте». Нахлынувшая инфляционная волна еще более ухудшила положение данной категории. Цены выросли, а заработную плату этим людям никто поднимать не собирался. Бизнес ссылается на кризис, когда ему выгодно.
В мире искусства пошли недвусмысленные сигналы к тому, что именно вопрос социальный станет в самое ближайшее время основной движущей силой социального протест того самого протеста, который может развиваться стихийно, либо канализироваться под воздействием тех или иных сил.
И видимо попытку такой канализации данного потенциального протеста мы видим в настоящее время, выражается она в том числе и в произведениях искусства, а целью имеет, что очевидно, решение задач утилитарных. Глушение протеста хаотичного и направление протеста выстроенного туда, куда нужно.
Игра в кальмара
Появившийся на платформе Нетфликс (которая к слову же много чего наснимала с политическим подтекстом) сериал «Игра в кальмара» привлек внимание. Хотя что уж там, это слишком мягко сказано для того, что реально произошло. Он, фактически, не внимание привлек, а взорвал, став культовым и мемообразующим.
На первый взгляд история вполне будничная. Группа богачей, не связанная с властями, что практически подчеркивается (так как иначе полицейское расследование было бы быстро купировано), проводит подпольную игру с социально опустившимися людьми в результате которой эти самые люди в массе своей погибают. При этом, среди опустившихся самые разные категории от откровенных люмпенов и простых рабочих, до мелкого бизнеса и прогоревших биржевых маклеров. Но все безусловно в долгах. В общем такой срез всех пострадавших и обездоленных.
Сама фабула вроде как традиционна и связана с раннее уже имевшимися сюжетами от «Бегущего человека» до «Голодных игр». Вот только и то и другое – это из разряда фантастики и антиутопии, а бесчеловечным предстает государство, такой своеобразный тоталитарный режим не ставящих ни во что человека. При этом данный человек либо преступник и сражается за освобождение, либо избранный от какой-то группы населения и сражается за их интересы.
Тут же прямое противопоставление «зажравшиеся олигархи» против обедневшего населения. Все просто и ясно. Мир – не мир вымышленного будущего, а реального настоящего с теми же улицами и домами в которых мы живем. С той же окружающей реальностью. Враг четко прорисован – капитал который настолько зажрался, что уже и не знает, что придумать для того, чтобы развеять свою тоску. Он говорит, что помогает человеку подняться и выйти из бедности? Но при этом безучастен к умирающему прямо на его глазах. В общем такое незамутненное и тотальное зло. Внутри этого зла – муравьи исполнители, обезличенные и скрывающиеся за геометрическими фигурами на масках, да еще и проворачивающие свои мелкие делишки, пока руководство не видит. В общем, все как всегда.
Вы спросите, ну а где же социальный взрыв от этого? Да в фильме угробили двести пятьдесят человек во имя развлечения и? Все же тихо. Так. Да не так. Скоро второй сезон, в котором видимо будет показана борьба главного героя против этого сообщества богатых негодяев. И вот тут весьма вероятно и будут даны четкие и недвусмысленные сигналы обществу. Когда он выйдет? Пока не знаю, но видимо к чему-то важному, например, к президентским выборам в Корее в 2022 году, слишком силен корейский антураж во всем показанном. Но возможно и что-то еще, так как фильм разошелся очень широко.
Здоровье
Практически одновременно с фильмом «Игра в кальмара» в Европе появляется новый (первый за 8 лет) клип известного исполнителя мега популярного в франкоговорящих странах Поля ван Авэра (Stromae) в котором прямо показано бедственное положение людей, относящихся к категории рабочих и служащих.
Обращение идет прямое и недвусмысленное обращение к людям труда – учителям, рабочим, служащим, диспетчерам транспорта и т.д. Давайте «праздновать». Причем используется обращение «еще раз». Спрашивается с чего бы вдруг? Какой это такой «еще раз?». Да очень простой. Российскому наблюдателю не понять. А вот во Франции понятно без особого дополнительного намека. Это фактически прямое обращение к выступлениям 60-х годов, когда рабочее движение было сильно, а законодательство начало подстраиваться под интересы профсоюзов. В таком случае, становится очевидным, что, в пенсе содержится практически призыв добиться таких же или еще больших результатов, как некогда.
При этом, заметным является и чисто технологический аспект песни. Фактически в клипе показан механизм манипуляции массами посредством масштабной рассылки информационных сообщений с некими движениями, повторяя которые люди приходят во все усиливающее экстатическое состояние. Примерно такое, какое мы уже видели когда-то в «прыжках» толпы на «майдане Незалежности» в Киеве. То есть фактически под видом песни преподносится своеобразный инструмент социального контроля и управления реакцией представителей весьма многочисленной и в настоящий момент психологически подавленной социальной группы (находящейся в депрессии из-за ограничений, роста цен и отсутствия позитивного восприятия собственной деятельности).
Кто и когда воспользуется технологией манипулирования неизвестно. Но самым рациональным было бы, если бы это готовилось к президентским выборам во Франции в апреле 2022 года. Как раз полгода необходимо на раскачку технологии и обучение ей, а там уж в преддверие выборов можно и пошуметь. Тем более, на смену Макрону сейчас достаточно последовательно пытаются поставить социалистку Идальго, а значит левый вопрос и рабочее движение будет в самый раз. Конечно это не значит, что после выборов та же Идальго кинется исполнять желания толпы, состоящей из рабочих и мелких предпринимателей. Но в то, что попытается на их спинах въехать в Елисейский дворец не вызывает никакого сомнения. Франция уже забыла провалы Олланда и удобные социалисты вполне могут снова стать во главе Франции.
Так что, видимо мы столкнулись с еще одним примером манипулятивных практик, нацеленных на продвижение нового дискурса социальных протестов.
Не много ли?
Не стоит думать, что вся эта совокупность недешевых культурных продуктов только для того, чтобы комку то помочь избраться, а кому-то помешать. Это частный случай и скорее даже побочный эффект. На самом деле это один из вариантов будущего развития социально-политического процесса, причем во всемирном измерении.
Фактически в приведенных культурных продуктах демонстрируется только одно – существующий общественный порядок, в котором капиталу доступно все, является несправедливым и преступным. Разумеется, гротеском является картинка проведения игр для развлечения богачей ценой в человеческую жизнь. Но вот характер поведения многих, относящихся к этой категории (особенно тех, кого называют нуворишами – новыми богачами) показан весьма и весьма метко, а значит и попадет этот продукт точно в цель.
В таком случае можно сказать только одно. Не позавидуешь достаточно большой, но не очень могущественной прослойке тех, кто не имеет прикрытия в виде государства н при этом имеет средства выделяться в обществе. В том обществе, которое сейчас стремительно теряет в покупательной способности и уже столкнулось с очередями, нехваткой топлива на заправках, дороговизной электричества и тепла. То есть ощущает социально-экономическое расслоение не на уровне статистики, а собственным карманом.
В таком случае решение по «разбогочиванию» средней прослойки состоятельных людей, не имеющих возможности купить себе защиту государства, но выделяющихся из общей массы не просто напрашивается, а является неизбежным. Иными путями общество не успокоить. Пробовали ли? Да пробовали.
Собственно, на это было направлено количественное смягчение и попытка разбрасывать «деньги с вертолета», которые проводились во многих странах. Как итог – только лишь рост инфляции и стремительное нарастание нищеты населения. Причем эта нищета не сильно и напрягает общество в том случае, если на его фоне нет обратных образцов. Образцов пира во время чумы.
Как можно решить вопрос с этой самой средней прослойкой богатых? Очень просто – через высокое налогообложение на корпорации и потребление. Самый реальный и простой способ с которым у бизнеса не будет шанса бороться.
В результате под нож пойдет прослойка «заметных» богачей. В то же время как группа самых богатых, но не заметных, замаскированных под пенсионными фондами и трастами будет в сохранности и даже выиграет от того, что значительные конкурентные сектора разгрузятся от конкурентов, не выдерживающих новых испытаний. которые будет преподносить им государство. А оно будет это делать, хотя бы потому, что является очередной мишенью. Или виновато в бедствии государство, или тот богач. Что выбрать?
Реквием
Будущее мира я как-то уже описывал. Значительное увеличение доли искусственного интеллекта в производственных процессах и даже в сфере обслуживания, сокращение потребности в живой рабочей силе на фоне роста производительности труда отдельных работников на фоне повального перевода на государственные дотации многих. И на этом фоне – уравнительная система, позволяющая выжить и считать это достойным, благодаря воздействию СМИ.
Тут ведь в чем проблема. Проблема в том, что выпиливание среднего уровня «богатых» связано как раз с тем, что именно в этой среде как раз и создается наибольшее количество рабочих мест. Заменять их чем-то автоматизированным или более производительным проблематично, так как это требует финансовых средств, а таких средств нет. А при высоком налогообложении на роскошь и прибыль вполне можно ужать среднюю сферу «богатых» так, что их уход станет не из-за давления со стороны крупнейших состояний, а из-за социальной справедливости.
Ну а утрата рабочих мест? Ну, так причинно-следственную связи увидят не многие. Зато морально положительный эффект от того, что этих «богатеньких прижали» увидят все. Тем более, что государство с его пособием на то, чтобы не протянуть ноги будет тут как тут. Те же, кто участвует в распределении государственной власти не пострадают. Наоборот. Освободившиеся ниши будут заполнены их присутствием, более технологичным и менее затратным, особенно в масштабе массового производства. А на что жить людям? На 15 % корпоративного налога во всемирном масштабе. Байден же предложил. Другие же поддержали. Хватит? Вполне, тем более если речь идет о контролируемом потреблении. А на фоне этого – новые стратегии, энергетическая, информационная, производственная и т.д.
Да, конечно же тут больше нарисована некоторая футуристическая, а значит гипотетическая и возможно даже неверная в итоге картина. Может быть государство просто хочет перевесить мишень социального негодования с себя на раздражающий класс богатых людей. Может быть просто пытается организовать выхлоп накопившегося социального пара на фоне невозможности ничего сделать ни с инфляцией, ни с доходами населения.
Может быть речь вообще идет о некой игре, в которой политические силы представляют вниманию общества некоторую проблему, которая более остра, чем те проблемы, которые до этого выставляли на всеобщее обозрение и которые уже заняты другими политическими силами и побороть их можно только развернув новый дискурс социальной проблематики.
Что именно имеется в виду с появлением тех следов. Которые удалось заметить мне неизвестно. Но понятно, что на ровном месте таких следов не появляется. Все имеет причину, следствие и цель.
Отредактировано: ConstB - 20 окт 2021 05:41:04