Цитата: g1v2 от 25.10.2021 14:43:55Двояко. С одной стороны это какая-никакая база на берегу Красного моря на одной из самых важных мировых логистических артерий. Вон из-за застрявшего судна как недавно весь мир раком встал. Плюс - перевалочный пункт для транзита и обеспечения логистики внутрь континента. Сразу за Суданом - ЦАР ,где у нас контингент военспецов и торговые интересы. Наладить транзит грузов через Судан в ЦАР полезно. Но с другой у нас в Судане нет силы , которая реально могла бы стать опорой. Судан - нестабильная страна, в которой у нас пока даже некого поддержать. А имеющиеся влиятельные суданские силы занимаются политической проституцией. То с штатами дружат, то в Йемене саудитам пушечное мясо поставляют, Китаю вон подмахивают , а теперь еще и с нами договор заключают. На редкость ненадежные товарищи. То есть этот пункт МТО могут всегда попросить на выход при случае. И тогда придется уходить. В общем непонятно как все сложится.
Исход из Сомали. 1977 г.Князьком в Сомали являлся Сиад Барре
В 1970году он и объявил "социализм", кстати, замешанный и на законах шариата.
И двинулась помощь:
Построили 4 современных аэродрома, две ВМБ (одну для нашего базирования - Бербера, вторую поменьше - для флота Сомали, которому СССР сей флот и подарил - десяток ракетных, патрульных и торпедных катеров, СДК и обученные экипажи), почти сотня самолетов (истребители и бомбардировщики), ну и , безусловно, танки , БТР и ЗРК.
Предложили наши лидеры этому князьку объединяться и с эфиопами. Но он решил по шумок у сосеей целую провинцию оттяпать. А Эфиопия к тому времени тоже социалистической стала. Страна со своими сепаратистами-Эритрейцами. Вобщем-то и покрупнее Сомали, да и население христианское, без законов Шариата. Тоже князек Хайле Мариам, но он и с Фиделем Кастро быстро подружился.
Вобщем-то стратегически картина складывалась удачная - Красное море с двух сторон зажимали от НАТО крепко. Невзирая на потерю Египта в 1974,артерии транспортные Красного моря зажимались Йеменом, Эфиопией, да и Персидский залив тоже мог конролироваться. Флот имел кучу стоянок и ПМТО. Тут как раз президет Египта Саддат и надоумил "шариатского строителя социализма" пошантажировать СССР, да и обратиться к Американцам заодно. И без саудитов тут тоже не обошлось.
Далее события развивались неконтролируемо:
""После того, как во время начавшейся агрессии сомалийской армии против Эфиопии Куба и СССР выступили на стороне последней, отношения, длившиеся много лет между нашими странами, были разорваны. 13 ноября 1977 года президент Сомали Сиад Баре обьявил о прекращении действия советско-сомалийского договора от 11 июля 1974 года.
Страну до 20 ноября должны были покинуть две тысячи советских специалистов и членов их семей.Из воспоминаний Игоря Георгиевича Пенкова, в то время политического советника начальника политотдела ВМС Сомали: "Первый признак надвигающейся грозы был связан с визитом Фиделя Кастро в Сомали. По всему Могадишо расклеили портреты гостя. В Сомали, кстати, работали и кубинские военные советники, и у них была та же проблема, что и у нас, хорошие отношения с Эфиопией. Когда Кастро выступал, ему аплодировали. Но в тот момент, когда в своей речи он посоветовал сомалийцам перенять опыт Эфиопии в создании коммун, началось что-то невообразимое: поднялся ор и свист, в кубинского лидера полетели камни, люди бросились срывать его портреты со стен. Сиад Барре отдал приказ всем кубинцам покинуть страну в течение 48 часов. Кубинцы явно не успевали, и мы приютили их у себя, благо наша колония военных специалистов с семьями находилась не в самом Могадишо, а несколько на отшибе.
Но дошла очередь и до нас. И вот что меня поразило — как мгновенно друг может стать врагом. Мы действительно дружили с нашими сомалийскими коллегами. Они, бывало, говорили: «У нас с вами много общего в самом главном. У нас революция произошла в октябре, и у вас революция октябрьская. Ваша страна называется СССР, и наша по-русски называется СССР — Союз Сомалийских Социалистических Республик». Я поинтересовался, а какие республики входят в состав Сомалийского Союза? Выяснилось, что президент Сиад Барре считал неотъемлемой частью Сомали такие государства, как Кения, Эфиопия, Джибути...
Еще утром 13 ноября мы с сомалийскими коллегами здоровались, улыбались друг другу. Днем президент объявил о денонсации договоров с Советским Союзом и фактически предложил нам убираться вон. Вечером мы уже были окружены врагами. Для Москвы, убаюканной сказками о нерушимой дружбе, это был неприятный сюрприз. А для нас — сущий кошмар. В домах, где жили советские семьи, отключили электричество и воду. Поселок оцепили коммандос, чтобы защищать нас от разъяренных толп. Они скапливались вокруг, выкрикивали угрозы и оскорбления, швыряли камнями. Начались трудности с питанием — в магазинах советским ничего не продавали. Удалось подстрелить несколько диких свиней, мясо которых в Сомали считается несъедобным.
В отличие от кубинцев нам милостиво дали целую неделю на то, чтобы покинуть страну. Советская колония оказалась на положении заложников. Кроме того, там была масса советского имущества. Как все это вывезти за неделю? Сомалийцы решили проблему просто, взяли и всё конфисковали. Но как за неделю вывезти тысячи советских специалистов с семьями? Я обратился к командующему сомалийским флотом с просьбой разрешить заход в порт наших десантных кораблей из Аденского залива для эвакуации нашего имущества. Но Сиад Барре запретил: «эвакуировать из Сомали нечего».
Наша группа начала переправляться в аэропорт, который оказался ловушкой. Там над нами просто измывались. За нами присылали спецрейсы — пассажирские «ИЛы», которые вели опытные военные пилоты в штатском. Когда ночью самолеты шли на посадку, на взлетных полосах полностью вырубали электричество. Только чудо и сноровка наших летчиков спасали от катастроф.https://neonivanov.livejournal.com/2012/