За последние полгода кризис грузоперевозок между Казахстаном и Китаем не разрешился.
Общий грузопоток сократился в 20 раз, сроки доставки и задержки в поставках значительно увеличились.
Цены на транспортировку фур и контейнеров через границу вырослив 3-5 раз, на морские перевозки – в 7-8 раз. Пекин объясняет это пандемией коронавируса????. При этом аналогичная поставка грузов транзитом в Кыргызстан, Россию и Европу проходит без особых логистических проблем.
Казахстанский журналист
Виктор Шацких обратил внимание, что "избирательный карантин", введенный Пекином в отношении Нур-Султана
никак не комментируют СМИ Казахстана. Переговоры официальных лиц двух стран эти полгода ограничиваются обещаниями принять меры по соблюдению санитарных норм. Тем временем грузы продолжают накапливаться на границе, кризис обостряется, дефицит товаров в Казахстане растет.
Шацких выдвигает две версии:1️⃣
Китайское влияние в Казахстане достигло таких масштабов и пределов, что недоброжелательные действия китайской стороны не находят отпора и даже отклика в казахстанских медиа, а лидеры общественного мнения предпочитают помалкивать, чтобы не создавать себе проблем.
2️⃣
Проблема застрявших на границе грузов не так велика в масштабах страны и пока что теряется на фоне других проблем.
✔️Добавим к этому проблему контрабанды китайских товаров через казахстанскую границу и курирующий этот теневой сектор преступных группировок, бизнесменов, чиновников и т.д., которым выгоден торговый кризис между Казахстаном и Китаем.
Торговые агенты Казахстана тоже обеспокоены сложившейся ситуацией. "
Пекин включил экономический рычаг давления на Казахстан. Возможно, из-за отказа дать в аренду земли китайским сельхозкомпаниям. Или как аргумент на переговорах по разделу приграничных рек, –
считает председатель совета Ассоциации таможенных брокеров Казахстана
Геннадий Шестаков. – Каких-то больших потерь для рынка я не вижу.
Доводы китайской стороны надуманны, и их легко обойти, нужно только время".
В итоге казахстанские предприниматели оказались заложниками экономических и политических игр Китая в регионе. Видимо, у Казахстана не хватает инструментов давления или желания обозначить жесткую позицию Пекину и добиться возобновления грузоперевозок и снижения тарифов. Это в очередной раз подтверждает эффективность "мягкой силы" Китая в Центральной Азии.
А Нур-Султану, похоже, пора задуматься об альтернативных поставщиках и транспортных маршрутах либо смириться с ролью второстепенного игрока в регионе.@mediastan
Из ТГГ MediaStan