Цитата: Vick от 19.11.2021 22:18:47Ну да, "не вошла", но как же выходное отверстие с обратной стороны черепа?
"оказалось что Карл был действительно убит выстрелом слева (со стороны датских укреплений), но при том выходное отверстие в его черепе, расположенное с противоположной стороны (обращенной в момент смерти к шведским позициям) больше входного"
А откуда сведения, что он ещё и разговаривал с такой-то дырой?
4 августа 1774 года Михаил Кутузов получил тяжелое ранение в голову и чуть не лишился глаза. Сражаясь с турецким десантом на крымском горном перевале у деревни Шумы (ныне – Кутузовский перевал и поселок Верхняя Кутузовка, севернее Алушты), подполковник Михаил Кутузов первым поднял в атаку свой батальон и был тяжело ранен в голову.
Пуля вошла через левый висок и вышла у правого глаза. К удивлению врачей, Кутузов не только выжил. После такого серьёзного ранения, Михаил Илларионович даже глаз не потерял: талантливый хирург Жан Массо сохранил не только сам орган, но даже частично спас зрение, что по тем временам было настоящим чудом.
Второе ранение в голову Кутузов получил во время осады крепости Очаков 8 августа 1788 г.. Как и в первый раз, пуля была турецкой. По описанию Жана Массо, вторая пуля вошла немного ниже первой, в левую щеку, протаранила голову и вышла из задней части шеи.
Ружейная пуля попала Михаилу Илларионовичу в щёку с той же стороны головы, куда он был ранен в 1774 г. У полководца была также снесена часть челюсти. Но окровавленный и забинтованный полководец продолжал отдавать приказы. Лишь когда от большой потери крови Кутузов стал терять сознание, его вынесли с поля боя. В письме австрийскому императору Иосифу принц де Линь писал: «Вчера опять прострелили голову Кутузову. Я полагаю, что сегодня или завтра он скончается».
Но Кутузов опять выжил. Жан Массо (оперировавший Кутузова после первого ранения) и ставший к тому моменту главным хирургом русской армии, писал, что «по всем правилам медицинской науки» от таких ран умирают в обязательном порядке. И добавлял, что если уж Кутузов дважды выжил после жутких ранений в голову, то судьба, очевидно, хранит его для чего-то великого.